Г.М. Макаренко. Мой Новосибирск родной. О работе над учебным пособием  «Новосибирсковедение»

 
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования. В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций.

Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». Но на практике конкретные задачи краеведения связывают с изучением и других сторон жизни края.
Регионализация вызвана социальным спросом. Система образования должна помочь человеку адаптироваться к жизни в данном регионе, указать реальные перспективы для жизни именно здесь, сегодня, завтра, через десять лет. И еще: региональный материал является средством конкретизации особенностей и закономерностей, изучающихся в других курсах.

Содержание регионального образования должно способствовать реализации нового качества образования, понимаемого сегодня как способность образовательных услуг соответствовать требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. В учебной деятельности необходимо обратить особое внимание на развитие информационной культуры, т.е. ориентации учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование. Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы.

Лаборатория «Новосибирсковедение» создана в ГЦРО в 2005 году.  Основная тема лаборатории: «Формирование и развитие концептуальных основ содержания и методики краеведения в современной школе». Регионоведение - область образовательно-воспитательной работы, включающая элементы этнографических, социологических, экономических, этических, экологических, политических и художественных знаний.

Системный подход к преподаванию регионоведения реализуется через:
? предмет краеведение;
? национально-региональный компонент в различных учебных дисциплинах;
? краеведческий блок во внеклассной работе.
 
Профессиональное назначение кафедры - оказание научно-практической помощи различным категориям работников образования, в том числе: учителям средних образовательных школ, лицеев, организаторам внеклассной работы, внедряющих краеведческий материал, работникам школьных музеев, преподавателям техникумов и профтехучилищ.
 
Направления деятельности лаборатории:
1. Создание и организация работы временных творческих коллективов по разработке дидактических материалов, учебных и методических пособий в аспекте реализации НРК.
2. Разработка, апробация и подготовка к изданию учебно-методического обеспечения национально-регионального компонента содержания образования.
3. Адаптация, корректировка имеющихся региональных пособий в условиях интеграции регионального компонента в предметы инвариантной части базисного учебного плана.
4. Мониторинг, направленный на выявление проблем, связанных с реализацией национально-регионального компонента.
5. Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта использования национально-регионального компонента, создание банка ППО.
6. Повышение квалификации педагогов, реализующих НРК (проблемные курсы, модули в курсах руководителей, учителей-предметников всех ступеней образования, семинары, конференции…).
7. Дистанционная поддержка реализации НРК.
 
Учебно-методический комплекс призван решить следующие задачи:
1. Развивать у учащихся понятия исторического процесса и региональной специфики его проявления в Сибири.
2. Методически обеспечить процесс усвоения учащимися системы знаний об истории, населении, экономике, перспективах развития, культурных традициях родного города  
3. Способствовать воспитанию у школьников самостоятельного исторического мышления, активной, нравственной позиции по отношению к городским проблемам, уважительного отношения к истории и современности Новосибирска.
4. Раскрывать особенности и перспективы развития г. Новосибирска, его место и роль в Сибири, России, мире.
5. Способствовать развитию чувства патриотизма, гражданственности, гордости и любви к родному городу.
6. Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.
 
 
В учебный курс входят следующие темы: «Символика», «Географическое положение и административное деление»,  «Рельеф и полезные ископаемые», «Климат и погода», «Водные богатства края», «История возникновения и развития города», «Исторический центр города», «Памятные места Новосибирска», «Из истории названий улиц, площадей», «Почётные граждане города»,  «Население», «Развитие промышленности», «Развитие системы образования», «Наука», «Искусство», «Новосибирск спортивный», «Зелёный наряд города», «Экология», «Будущее Новосибирска».

Нами ведётся постоянная рубрика «Новосибирсковедение» в «Педагогическом обозрении»: № 1 (65) ? «Возникновение города, дата основания»; № 2 (66) ? «Н. Г. Гарин-Михайловский: «за» и «против»; «Выбор места мостового перехода через р. Обь» ? в печати.
Мы постарались отражать не только наиболее значимые, но и мало известные события, факты.
Результаты работы над созданием учебного пособия изложены в статье «Проект «Новосибирсковедение» в №5 (69) «Педагогического обозрения».

На сегодня подготовлен к изданию оригинал-макет учебного пособия для учащихся «Новосибирсковедение». Проект учебного пособия включает: введение, 11 глав, почти 400 страниц текста, иллюстрированного более 1000 фотографий.

Ещё в 2002 году на встрече с мэром города Владимиром Городецким учителя предложили ввести во всех школах в региональный компонент общеобразовательной программы курс истории Новосибирска. Пока что она ограничена лишь Новосибирской областью.

В данном пособии изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей города, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Для полноты регионального компонента использованы в комплексе сведения из других областей знаний: истории, литературы, музыки, этнографии.

Пособие написано с учётом содержания образовательного стандарта в соответствии с условиями разработки регионального компонента учебных и методических пособий. В нём предлагается изучение родного края с учётом основных принципов преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально – регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность. Учтены основные общедидактические принципы отбора и построения регионального компонента содержания: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные особенности, интересы каждого учащегося. 
 
Откликнулся на нашу просьбу о помощи в подборе фотографий А. Б. Перлов, известный советский легкоатлет, заслуженный мастер спорта, чемпион Олимпийских игр 1992 года в ходьбе на 50 км. Благодаря его бескорыстной помощи юные новосибирцы смогут увидеть уникальные фотографии по истории новосибирского спорта. Замечательный мастер фотографии, патриот родного города, один из авторов уникального фотоальбома «Ново-Николаевск 1893 ? 1926» Ю. Ж. Мандрикян не только подарил нам это издание, но и безвозмездно предоставил его электронный вариант с правом использования при написании любых пособий по Новосибирсковедению. Коллекцию своих фотографий по Новосибирску для работы над пособием предоставила М. Н. Логвиненко, директор МДОУ № 191. 
В пособии использованы материалы по Н. М. Тихомирову, предоставленные Л. Д. Яковлевой, зам. директор МОУ СОШ № 132.

В настоящее время ведётся работа по внесению изменений в пособие в соответствии с замечаниями рецензентов (в сентябре будет закончена).

В связи с отсутствием иллюстративного материала по отдельным темам нами сфотографированы: улицы города; театры города, памятники архитектуры в историческом центре города, отдельные памятники, мосты города; парки: Берёзовая роща, Нарымский сквер, Первомайский сквер, Сквер Героев Революции, Мемориал Славы, парк «У моря Обского», Центральный парк, Парк им. Кирова, «Парк на Набережной».

В результате работы в музее Левобережья (руководитель ? Коновалова Мария Ивановна) получены уникальные фотографии и текстовый материал по истории строительства Новосибирской ГЭС, фотографии Героев Советского Союза, именами которых названы улицы города: Ивлева Г. М. , Бердышева В. А.
Администрация Центрального парка (художественный руководитель Амамбаева Н. С.) нам подарила фотоматериалы: «Салюты в городе», «Последний звонок», «Праздник образования»;
Для получения материалов об академике И. И. Синягине мы обратились в Президиум СО РАСХН, в редакцию газеты «Колос Сибири». Нам подарили книгу «Академик И. И. Синягин», тираж которой всего 200 экз., получены фотоматериалы.

В музее агроэкологии и охраны окружающей среды, где всё создано известным художником-анималистом, энтомологом, детским писателем В. С. Гребенниковым нам также предоставлен интересный материал. Сфотографировали экспонаты музея (макропортреты насекомых и пр.), фрагменты панорамы «Целинная степь» ? (круговое изображение природы).

В результате работы в ОУ №3 им. Бориса Богаткова (здание школы ? одно из 12, построенных по проекту А. Д. Крячкова) с помощью директора школы Тамары Васильевны  сделаны копии документов по 22-й Сибирской дивизии, в которой служил Борис Богатков, подарены стихи Б. Богаткова.

 С помощью Логвиненко М. Д. , директора МДОУ № 191 устанавливается автор слов гимна города Новосибирска. Это ? Востриков Евгений Васильевич (жил в г. Болотное).

Для первичного ознакомления с пособием мы разместили текст введения к пособию.

«Юные новосибирцы! Наша родина ? Россия, огромны и необъятны её просторы. Но для каждого из нас родина начинается с родного края. Чтобы понять и по-настоящему полюбить свою малую родину, нужно ее хорошо знать.  Перед Вами - экспериментальное учебное пособие по региональному краеведению «Новосибирсковедение» (история, география, культура родного города Новосибирска).  Написано оно и издано по решению Главного Управления образования мэрии города Новосибирска. Курс предназначен для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях города Новосибирска и является национально-региональным компонентом.  Для того чтобы Россия не была простой географической территорией для населения, школьники должны любить свой двор, дом, знать растущие в нем цветы и растения, своих предков, историю своей семьи.   Как правило, после школы учащиеся знают хорошо историю России и мира в целом, но не историю и культуру Родного Края.    А город Новосибирск достоин того, чтобы люди, живущие в нем, гордились им и могли уверенно сказать: «Мы ? жители Новосибирска. Мы знаем историю своей Малой Родины.   В этой объемной книге – много иллюстраций, богатый фактический материал, краеведческая мозаика, исторические документы. Коллектив создателей пособия надеется, что оно поможет вам не просто познакомиться с историей и географией родного города, но также открыть для себя новое, увидеть необыкновенное. Ведь в городе, где вы живете, есть немало удивительного и интересного.    Вам предстоит узнать, каким был и как развивался наш город ? крупнейший город Сибири и один из крупнейших городов России.   Особенность изучения родного края заключается в том, что это всегда интересно. Ты прикасаешься к истории своей малой родины, которую творили, проживали твои прапрапрабабушки и дедушки, твои родители, ты сам. Богатейший материал о крае позволит вам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что вас окружает.
Курс рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю. Предлагаемый вариант рассчитан на учащихся 7 ? 8 классов, но вполне может быть использован для учащихся 7 ? 11 классов.
Заинтересует она и преподавателей Новосибирской области. Пособием могут воспользоваться учителя смежных специальностей, студенты, учащиеся школ, а также широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития города Новосибирска. Надеемся, что данный курс найдёт отклик у общественности.
В перспективе «Новосибирсковедение» выпустят в электронном виде. Поэтому предмет можно будет изучать в компьютерном классе.   Итак, начнем наше путешествие по родному краю».
 

Для работы над созданием учебно-методического комплекса считаем целесообразным:
? создание банка данных об имеющемся опыте по краеведению, патриотическому воспитанию по направлениям: музеи, клубы, дидактические материалы (разработанные курсы, экскурсии, конкурсы, игры и т. д.).
? организация курсов повышения квалификации учителей.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо создание следующих условий:
? подготовка заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров;
? овладение педагогами содержанием спецкурсов и разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;
? обеспечение учебного процесса дидактическими и учебными пособиями;
? специальное экскурсионное обслуживание школьников в соответствии с учебными программами;
? использование историко-краеведческого потенциала Новосибирска для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;
? объединение усилий учителей школ, методистов и педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;
? продолжить изучение истории и культуры Новосибирска, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);
? активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.
 
     Творческими группами педагогов и отдельными педагогами в области разрабатывается программное и методическое обеспечение краеведческого образования. Анализ образовательных программ, представляемых педагогами на областные и городские конкурсы, аттестацию, показывает, что содержание значительной части программ направлено на изучение местного материала.

Усвоение нового материала о природе, хозяйстве, населении, исторических факторах развития региона возможно в форме школьной лекции на уроках изучения нового. Для организации самостоятельной и практической деятельности учащихся наиболее приемлемы уроки - практикумы. Для проверки усвоения материала можно предложить учащимся выступить на семинарах, конференциях, поучаствовать в дискуссиях и деловых играх. Вопросы и задания по темам вариативны и могут быть предложены учащимся на выбор. Практические работы углубят преподавание регионального компонента в средней школе, будут способствовать развитию пространственного мышления учащихся и познанию ими города Новосибирска.

Г.М. Макаренко, зав. лабораторией  «Новосибирсковедение» ГЦРО, г. Новосибирск