З.И. Дмитриенко. Компетентностный подход в начальном образовании

 
 
Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования.
В статье 14 Закона РФ «Об образовании» записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение  самоопределения». В «Стратегии модернизации содержания общего образования» обозначены обновленные цели общего образования:
? развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
? умение отстаивать свои права;
? готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
? толерантность.

Таким образом,  в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое  предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей». Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти  от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

К сожалению, в практике преобладает качество образования, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся. В этой связи, основным результатом деятельности образовательного учреждения не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных  умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:
1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
2. Формирование пяти ключевых компетенций:
? социальных;
? коммуникативных;
? информационных;
? толерантности;
? самообразования.

Состав образовательных компетенций определен программами, отражен в государственных образовательных стандартах, в «Требованиях к уровню подготовки выпускников». Под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умения, интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). В постиндустриальную эпоху  наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются:
? готовность к продолжению образования;
? способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
? толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий;
? владение новыми технологиями, понимание их применения;
? способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области. Знания являются основой компетенции. Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико- ориентированных знаний и умений у учеников.
 
 
 
Список литературы.
1. Молокова А.В.  Реализация компетентностного подхода в условиях  информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.
2. Ряписов Н.А.      Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.
3. 3. Чуракова Р.Г.     Формируем общие учебные навыки и способы    работы   с  учебником // Методист. – 2005.-  №4.- С. 13-16.
 
З.И. Дмитриенко,   заведующая кафедрой  начального  образования НИПКиПРО