Л.К. Распопина. Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества образования

 
Решение проблемы качества образования – необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования в целом. Не случайно эта тема в течение ряда последних лет активно исследуется и разрабатывается ведущими научными и педагогическими коллективами Российской Федерации.

В нашей области разработана концепция и создается система качества образования. Терминологически оно определяется как «уровень достижения поставленных целей, соответствующих государственным стандартам и степени ожидания местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Это не только результат на выходе, но и качество образовательного процесса в целом» (Иванов В.В. Региональный опыт построения системы качества образования. В сборнике материалов «Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования», Новосибирск, 2006. С. 7).

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в системе образования в течение нескольких последних лет является введение единого государственного экзамена. У педагогов нашей гимназии, как и у многих наших коллег в стране, отношение к ЕГЭ неоднозначное. Но поскольку решение вышестоящими органами уже принято и мы не в силах это изменить, будем сегодня говорить только о преимуществах новации.

Неоднократно отмечалось, что единый государственный экзамен предъявляет новые требования к результатам обучения, нацеливает образовательный процесс на достижение современных задач, дает возможность объективировать их, получить внешнюю оценку, обеспечивает равенство подходов в оценивании учащихся, сопоставимость результатов и др.

«Корректное использование результатов ЕГЭ при контроле качества образования на разных уровнях с учетом результатов содержательного мониторинга является одним из основных источников информации для принятия управленческих решений в области образования»  (Захир Ю.С., Дубнина О.В. Результат ЕГЭ нужен при зачислении в вузы и ссузы. Единый государственный экзамен 2006 года в Новосибирской области. Новосибирск, 2006. С. 4).

Мониторинг результатов ЕГЭ направлен на:
? получение статистической информации по проблемам организации образовательной деятельности;
? определение уровня подготовки учащихся на всех этапах обучения;
? внедрение в педагогическую практику методов объективной оценки учебных достижений учащихся;
? повышение эффективности управленческих решений в области качества образования.

Мониторинг позволяет проводить сравнительный анализ по различным параметрам. Среди них ведущим, безусловно, является качество предметной обученности учащихся. Так, сравнительная диаграмма результатов ЕГЭ по ОУ позволяет судить как о качестве обученности учеников по отдельному предмету, так и об уровне их подготовки к испытаниям в целом.
 
Анализ результатов ЕГЭ позволяет провести сравнение уровня обученности учащихся разных классов по одному предмету, по профилю обучения, по количеству часов, отведенному в учебном плане на изучение предмета, по используемым в процессе обучения УМК.
Используя результаты ЕГЭ, можно проследить динамику изменения уровня обученности учащихся конкретному предмету в течение ряда лет.
При наличии информации образовательное учреждение может сравнить свои результаты с показателями по району, городу, области, региону и др.

Еще одним параметром анализа качества обученности является соотнесение годовой оценки ученика по предмету, выставляемой учителем, с оценкой независимых экспертов, проверявших ЕГЭ.
Использование результатов ЕГЭ для мониторинга качества обученности школьников может включать в себя множество других параметров. Например, возможно сравнение выбора учащимися предметов для сдачи ЕГЭ, количества выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ в % от всех поступивших и др.

Ключевой фигурой в современной школе является учитель. Неоспоримо, что уровень его профессионализма напрямую связан с и качества образования в целом. Результаты ЕГЭ позволяют руководителям ОУ и общественности провести сравнение уровня качества обученности детей в соответствии с уровнем профессиональной квалификации учителя. Информация такого рода становится актуальной в рамках перехода системы образования на новую систему финансирования.

Сравнение результатов ЕГЭ разных лет дает информацию о творческом росте педагога. Эта информация может быть использована как руководителем ОУ, так и самим учителем в ходе подготовки к аттестации и оформления документов на профессиональный конкурс.

Одним из преимуществ ЕГЭ в сравнении с устным экзаменом является его ориентация на комплексную проверку уровня подготовки школьников. Задания ЕГЭ позволяют выявить знания школьников по всем разделам курса предмета, дают возможность определить степень овладения предметными умениями, т.е. определить уровень предметной познавательной деятельности. Наличие разнообразных контрольно-измерительных материалов позволяет учителю сегодня готовить учащихся как к ЕГЭ, так и к традиционному экзамену. КИМы могут эффективно использоваться для проведения текущей и промежуточной диагностики. Анализ их выполнения учениками дает учителю (или проверяющему его работу руководителю) информацию о типичных ошибках, допускаемых школьниками, позволяет провести методический анализ, сделать выводы о том, какие разделы программы усвоены, какие образовательные навыки отработаны, а на чем нужно заострить внимание (Беленок И.Л., Величко А.Н. Переломный момент в результатах ЕГЭ по физике наступил в 2006 году. В сборнике материалов «Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования», Новосибирск, 2006. С. 43-44.)
 
Представленные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что полученная в ходе анализа результатов ЕГЭ оценка уровня предметной обученности учащихся является одной из важнейших характеристик образовательного процесса, свидетельствующих о его качестве. Достижение высоких результатов отдельно взятой школой или структурой образования района, города, области в целом возможно только при наличии продуманной системы диагностики и мониторинга. Сегодня эта задача активно решается ведущими городскими и областными образовательными, научно-исследовательскими и информационными центрами. Выработанный ими продукт должен отвечать таким требованиям, как:
? простота в использовании;
? доступность по уровню технических средств;
? возможность получения информации большим числом заказчиков;
? возможность анализа успешности выполнения работ по отдельным элементам содержания;
? возможность сопоставления результатов по различным критериям и др. (Беленок И.Л. Разработка инструментов для процедуры сбора, обработки и анализа информации. В сборнике материалов «Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования», Новосибирск, 2006. С. 84)
 
К сожалению, образовательные учреждения города и области на сегодняшний день не имеют полного доступа к информации по результатам ЕГЭ и не вооружены готовым современным инструментом для их анализа, что заставляет их идти экстенсивным путем и создавать свои системы мониторинга ЕГЭ и электронные продукты для его проведения.
 
Публикуемые в педагогических источниках материалы свидетельствуют о том, что в нашей области накоплен интересный материал по обозначенной проблеме. Хочется надеяться, что он скоро дойдет до школ. Ведь именно они, на наш взгляд, должны являться главным объектом мониторинга качества образования.
 
 
Л.К. Распопина,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ гимназии № 1,  Заслуженный учитель РФ