Н.М. Назанская. Особенности уроков нравственности в старших классах ОСОШ

 
 
К  сожалению,    нам  в  работе  приходится  делать  акцент  на  учащихся,  имеющих  низкий  речевой  статус,  что  затрудняет  освоение  школьной  программы.  Реализуя  на  уроках  русского  языка  и  литературы  программу  коррекционно-развивающей  работы,  необходимо  помнить  и  о  более  сильных  учащихся.  Для  подростков,  да  и  для  учителя  тоже,  большое  значение  имеет  возможность  увидеть  результаты  совместного  творчества.    Поэтому  для  меня    закономерными  стали  уроки  нравственности  в  системе  открытых  уроков.  Выбор  тем  и  логика  их  развития  зависят    от  психологического  и  нравственного  климата  в  коллективе  школьников.    Как  правило,  уроки  эти    проводятся  в  выпускных  классах.

Приведу  примеры  таких  уроков.
Литература  и  химия  как  средство  познания  мира.  Интегрированный  урок  химии  и  литературы.  Нравственно  –  философский  взгляд  на  природу      12  класс.   Урок проводился  в  классе,  в  котором  часто  слышались  реплики:  «А  зачем  мне  эта  химия  (физика,  математика  и  т.д.)».

Цели  урока: 
? Через  межпредметные  связи  дать  представление  о  целостности  окружающего  мира,  его  гармонии.  Подчеркнуть  важность  изучения  школьных  предметов  в  их  взаимосвязи. 
? Вооружить  учащихся  умением  осознанно  пользоваться  инструментами  познания  -    анализом  и  синтезом. 
? Включившись    в  радость  познания,  пережить  эстетическое  наслаждение. 
 

На  уроке  использовались  разнообразные  методические  приемы:  проблемные  вопросы,  диалог  «химиков»  и  «лириков»,    элементы  лекции  и  беседы,  сообщения  учащихся,  выразительное  чтение,  интерактивная  работа  в  группах. 

Наглядные  материалы  помогали  учащимся  приблизиться  к  пониманию  сложных  мировоззренческих  проблем.  (Например,  плакат  с  изображением  ромашки  и  перечислением  микроэлементов,  которые  содержатся  в  этом  растении).

Представляя  на  уроке  две  науки  –  литературу  и  химию  –  мы  пытались  разобраться,  что  связывает  их,  а  что  отличает.  Поэтому  ученики  по  желанию    разделились  на  химиков  и  лириков.  В  центре  урока  также  были  два  метода  познания:  анализ  и  синтез.  В  процессе  урока  учащиеся  должны  были  на  больших  листах  написать,  какие  качества,  свойства  характера  и  т.п.  необходимы  ученому  (химику)  и  поэту.  Гости  составляли  портрет  идеального  ученика. 

В  основной  части  урок  был  структурирован  по  стихиям  воздух,  огонь,  вода,  земля. 
Учителя  химии  и  литературы  провоцировали  возникновение  ситуации  анализа,  а  завершали  осмысление  проблемы  синтезом. 
Поэтический  анализ    объемнее  химического. 
Взгляд  сквозь  призму  гуманитарного  восприятия  расширяет  возможности  образного  синтезирующего  познания  мира. 
Так  и  случилось  на  уроке  литературы  и  химии,  когда  в  зелени  окисла  меди  на  рукомойнике  (стихотворение  А. Ахматовой  «Молюсь  оконному  лучу»)  объединились  луч  света,  вода,  время  и  движение  жизни. 

Оставалось  только  от  имени  химии  и  литературы  расшифровать  эти  и  другие  процессы    и  явления  стихий,  включив  в  интерактивную  работу  учащихся,  которые  в  процессе  урока  проводили  химические  опыты  и  комментировали  их.  А    цитаты  из  стихотворений  Л.  Мартынова,  Н.  Заболоцкого,  М.В.  Ломоносова  и    философские    мысли  Вернадского  о  биосфере  и  ноосфере  помогали  задуматься    о  целостности  картины  мира. 

В  конце  урока  вывод  напрашивался  сам  -  ученым  недопустимо  замыкаться  только  в  одной  области  науки.  Истинные  перевороты  в  науке  делали  ученые-энциклопедисты  (Эйнштейн,  Раушенбах,  Вернадский). 

Сравнив  в  конце  урока  записи  «химиков»,  «лириков»  и  гостей,  мы  увидели,  что  примерно  одни  и  те  же  качества  необходимы  ученым,  поэтам  и  ученикам.  А  наши  учащиеся  поняли,  что  все  школьные  предметы  им  необходимы,  чтобы  после  школы  иметь  свободу  выбора  жизненного  пути.
Урок  закончился  выходом  на  нравственно-философские  проблемы  жизни  через  чтение  учителем  стихотворения  А.С. Пушкина  «Пророк».

Наивысшей  оценкой  работы  класса  и  учителей  на  этом  уроке  стали  не  только  отзывы  коллег,  но  и  спонтанные  аплодисменты  учащихся  по  окончании  урока.  Это  был  момент  подлинного  единения  учителей  и  учеников,  когда  никому  не  хотелось  расходиться  после  звонка.
 
 
Уроки  нравственности.  Антуан  де  Сент  Экзюпери  и  Андрей  Платонов. 12  класс. 
Цели  урока: показать  взаимосвязь  литературных  произведений,  созданных  в  годы  Второй  мировой  войны  авторами  разных  народов.  Развитие  умений  сравнивать  различные  литературные  источники.  Акцентировать  внимание  учащихся  на  значении  отзывчивости  и  доброты  в  отношениях  между  людьми.
Мини-сочинения,  написанные  учениками  выпускного  класса  заранее,  показали,  что    учащиеся  имеют  лишь  самые  общие  представления  о  «Маленьком  принце»  Экзюпери.  Рассказ  «Никита»  А. Платонова  не  знал  никто. 

Беседа-путешествие  по  произведению  Экзюпери,  затем  выборочное  чтение  рассказа  Платонова  и  комментарии  к  нему  учителя  помогли  учащимся  сформировать  представление  о  таких  сложных  и,  казалось  бы,  разных  авторах.    Увидеть  неожиданное  сходство. 

Два  мальчика,  два  маленьких  принца,  у  каждого  своя  планета,  свои  встречи.   Летчик  упал  в  необжитое  пространство,  и  спасение  к  нему  приходит  из  космоса.  Маленький  Никита  вышел  во  двор,  и  двор  этот,  его  Космос,  показался  ему  после  сломанного  цветка  враждебным.  А  спасением  ему  в  этом  яростном  мире  стали  руки  и  забота  отца,  вернувшегося  с  войны.    Чтение  отрывка  из  стихотворения    Рильке  «Ребенок»:
 
Все  вникают  лишь  в  свои заботы
И  не  видят,  как  он  нагружен
Ношею  и  тяжкой,  и  огромной.
Все  ж,  усталый,  он  сквозь 
забытье
В  платьице  коротком,  как 
в  приемной,
Терпеливо  время  ждет  свое  -
 
помогло  полнее  почувствовать  переполненный  внутренний  мир  ребенка,  его  жажду  познания.


Домашние  сочинения  показали,  что  учащиеся  поняли  самое  главное:  неэфемерны  лишь  подлинные  ценности,  жизнь  хрупкая,  ее  надо  беречь.  Война  разъединяет  людей.  Агрессия  порождает  агрессию.  Необходимо  беречь  друг  друга  и  природу. 

Поле  Куликово. 625  лет  великой  битве.  9  и  12  класс.  Интегрированный  урок  истории  и  литературы. 
В  системе  бинарных  уроков,  которые  становятся  традиционными  для  нашей  школы,  мы    объединили  два  гуманитарных  предмета  -  историю  и  литературу,  тем  более,    что  значительных  поводов  в  2005-2006  учебном  году  было  достаточно.  Это  и  625-летие  битвы  на  Куликовом  поле,  и  380  лет  ополчению  Минина  и  Пожарского,  60  лет  победы  в  Великой  Отечественной  войне. 

Цель  урока: воспитание  патриотизма  через    осознанное  отношение  к  истории  и  культурным  памятникам  своей  страны.

Урок  предполагает  обязательную  предварительную  подготовку  учащихся:  сбор  материалов,  подготовку  сообщений  по  теме.  По  структуре  это  урок  обобщения  и  закрепления  изученного  в  форме  круглого  стола,  но  по  эмоциональной  насыщенности  выходящий  на  уровень      внеклассного  мероприятия.
Техническое  обеспечение    и  наглядные  средства  урока:  слайд-программа  (мультимедийная  презентация),  аудиозапись,    карта  Куликовской  битвы,  репродукции,  плакаты  с  яркими  высказываниями  по  теме  урока,  названия  населенных  пунктов  Новосибирской  области,  с  памятью  об  Орде.  Участники  снабжаются  программой  урока.
Программа      включает  в  себя  план  урока  с  указанием    сообщений  учащихся  и  домашнее  задание.
 
План  урока
1. Древняя  Русь  и  вершина  ее    духовного  развития  -    «Слово  о  полку  Игореве»
2. Татаро-монгольское  нашествие.  Дух  Руси  на  пути  к  полю  Куликову
3. Русь    единства  Духа  и  Меча  -  Сергий  Радонежский  и  Дмитрий  Донской.  Великая  битва
4. Кто  мы?  Достойные  наследники?  Скучающие  расточители?
 
Совместно  с  учителем  истории,  используя  программу  слайдов  и  звукозаписи,  мы  добились  эмоционально-информационной  насыщенности  урока,  интерактивной  работы  учащихся  нескольких  классов  разных  параллелей.  Несмотря  на  яркость,  слайды  имели  все  же  вспомогательное  значение,  а  на  первом  плане  были    выступления  самих  учащихся  и  слово  учителей. 

Во  время  урока  удалось  включить  в  работу  приглашенных  представителей  других  школ  города.  Это  выразилось  в  последующем  активном  обсуждении  урока  и  его  положительной  оценке. 
Историческая  наука  фиксирует  факты  и  даты,  а  язык  и  литература  эмоционально  осмысливают  пережитую  истории.

На  уроке  естественно  возникали  переклички  времен.  Говоря  о  Синодике  павших  на  Куликовом  поле  (конец  14  века),  мы  цитировали  стихотворение  Д.Самойлова    «Я  вспоминаю  Павла,  Мишу,  Илью,  Бориса,  Николая…».  Чтение  этих  строк  на  фоне  слайдов,  иллюстрирующих  историческую  битву,  позволило  подросткам  почувствовать  связь  времен.  Литература  средних  веков  оказалась  ближе  и  понятнее.    А  перекличка  плача  Ярославны    и  стихотворения  Симонова    «Жди  меня»      стала  эмоциональной  и  нравственной  точкой  нашего  урока.        
 
Опыт  нашего  совместного  урока  показывает,  что  к  созданию  слайдов  можно  и  нужно  привлекать  учащихся.  Работа  над  основополагающими  вопросами,  подбор  зрительного  ряда  по  проблеме,  конкурсный  просмотр  и  отбор  групповых  или  индивидуальных  слайд  -  программ  вызывает  интерес  и  способствует  углубленному  усвоению  программного  материала  при  условии,  что  этот  материал  включен  в  осмысленный  диалог.
 
 
Турнир  знатоков  русского  языка.  6, 7, 8  и  10  класс. 2007 г. 
Этот  урок  -  игра  тоже  сопровождался  презентацией  слайд  -  программы.    На  слайды  вынесены  тема  урока,  цели,  все  важнейшие  термины,  пояснения,  обозначения  частей  урока,  задания  для  команд. 
Цели  урока:
? Закрепление  и  систематизация  знаний  по  теме  «Лексика  и  фразеология».
? Применение  своих  знаний  на  практике.
? Развитие  речи  и  логического  мышления.
? Признание  в  любви  к  родному  языку
Особенностью  этого  урока  стал  разновозрастный  состав  участников.  Сборная  6-8  классов  соревновалась  с  учащимися  двух  десятых,  поскольку  тема  (лексика  и  фразеология)  изучается  и  повторяется  во  всех  этих  классах.   Мы  прикоснулись  к    явлениям  языка,  которые  украшают  нашу  речь,  делают  ее  более  точной,  выразительной,  эмоциональной. Задумались  над  тем,  всегда  ли  мы  пользуемся  богатой  палитрой  языка,  не  унижаем  ли    его  в  повседневном  общении.
Урок  закончился  стихотворением  С.  Острового  о  значении  языка  «Первородство».
 
К  словам  привыкаешь  день
 ото  дня,
А  они  первородного  смысла 
полны…
 
Эмоционально  яркие,  интеллектуально  насыщенные  открытые  уроки  нравственности  в  выпускных  классах  приближают  учащихся  к  основному  вопросу  жизни:  Кто  я?  Что  я?  Куда  иду? Помогают  осмысленно  пережить  опыт  сотрудничества  с  учителями,  а  не  противостоять    им. 
Менее  сильные  ученики  иногда  впервые  обретают  опыт  публичного  выступления  (пусть  это  будут  несколько  слов)  и  наравне  с  более  успешными  своими  товарищами  приобретают  бесценный  опыт  коллективного  действия  и  индивидуального  осмысления  происходящего.
 
* * *
Наиболее  развернутый  ответ  на  вопрос,  что  знают  учащиеся  о  «Маленьком  принце»  А. Экзюпери.  (Лида  С.,  12  а)
До  урока
Все  начинается  с  повествования  о  маленьком  принце,  жившем  во  внеземном  пространстве,  где-то  на  какой-то  планете,  и  ему  там  нечего  было  делать,  кроме  как  ухаживать  за  маленьким  цветочком,  который  был  ему  единственным  другом.  Но  все  же  ему  наскучило  жить  на  этой  планете  и  ему  захотелось  приключений  и  новых  друзей,  и  он  начинает  путешествовать  по  другим  планетам  и  встречает  там  разных  существ,  например,  Лиса.
Пока  он  жил  на  своей  планете,  у  него  было  очень  скудное  понятие  об  окружающем  мире,  которое  потом  меняется.  Больше  ничего  вспомнить  пока  не  могу.
После  урока (в  сокращении)
Эти  произведения  очень  близки  друг  другу,  хотя  маленький  принц  –  это  наивная  мудрость  Бога,  а  Никита  –  это  божественная  сущность  познания  человеком  окружающего  мира.  Оба  произведения  –  это  уроки  нравственности…При  сближении  с  маленьким  принцем  летчик  постепенно  возвращается  в  свое  детство,  к  истокам  любого  человека,  где  царят  верность,  любовь,  дружба,  понимание.  Не  так  надо  жить,  как  живут  эти  чудаки  взрослые..  Надо,  чтобы  тебя  волновало  все,  что  происходит  в  мире.  История  с  Розой  –  это  целая  поэма  о  любви…В  Лисе  Маленький  принц  приобретает  настоящего  друга.  От  него  он  слышит:  «Ты  в  ответе  за  свою  Розу». Безгранично  раскрыта  детская  фантазия  в  рассказе  Платонова  «Никита».  Он,  пятилетний  мальчик,  тоскующий  один  в  доме,  очеловечивает  все  предметы  вокруг  себя.  Он  так  же,  как  Маленький  принц,  изучал  и  хотел  понять  мир  вокруг  себя.  Он  защитник  себя  и  мамы  своей,  которую  очень  любит.  Солнце  было  похоже  на  умершего  дедушку,  а  бабушка  для  него  стала  избушкой.  После  сломанного  цветка  весь  мир  ополчился  против  Никиты.  Защитником  Никиты  стал  вернувшийся  с  фронта  отец…С  помощью  отца  Никита  «приручил»  гвоздь,  «он  и  добрый»  поэтому.  Вещи  перестали  быть  враждебными.
Эти  два  произведения  очень  поучительны  не  только  для  детей,  но  и  для  взрослых.  Весь  мир  принадлежит  нам,  и  все  мы  в  ответе  за  него.  «Будь  то  дом,  звезды  или  пустыня  –  самое  прекрасное  в  них,  чего  не  увидишь  глазами».    «Зорко  одно  лишь  сердце!».
 
 
Н.М. Назанская,
учитель  высшей  квалификационной категории  ОСОШ  №17