Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    УТВЕРЖДЕНА
    Губернатором Новосибирской области
    от «_____» __________2007 г.
    № ____
     
     
    ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ

    I.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    1.     Характеристика проблемы
    1.1.        Оценка действующих мер по развитию образования в Новосибирской области
    В Новосибирской области ведется постоянная работа, направленная на создание условий для осуществления непрерывного и качественного образовательного процесса на всех уровнях образования. Эти усилия нашли свое выражение в действиях, обеспечивающих формирование областной нормативно правовой базы в сфере образования. В период с 2001 года в Новосибирской области приняты следующие законы, регулирующие отношения в сфере образования:

    О защите прав детей в Новосибирской области, 12 мая 2003 года № 111-ОЗ (внесены изменения законом Новосибирской области от 17 июля 2006 года № 23-ОЗ);
    О молодежной политике в Новосибирской области, 12 июля 2004 года № 207-ОЗ;
    О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области, 16 июля 2005 года № 308-ОЗ;
    О нормативах финансирования образования в Новосибирской области, 15 мая 2006 года № 12-ОЗ.

    В настоящее время на территории Новосибирской области реализуется целевая программа «Дети Новосибирской области» (период действия 2004-2008 годы), напрямую связанная с развитием образования.
    В Новосибирской области велась углубленная работа для построения и развития региональной системы оценки качества образования. Создана инфраструктура, обеспечивающая содержательное и технологическое проведение оценки качества образования, включающая в себя Отдел лицензирования, аттестации и государственной аккредитации Департамента образования Новосибирской области, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Областной центр мониторинга образования, Областной центр информационных технологий, а также городской центр мониторинга образования в г. Новосибирске, центры информационных технологий в Искитимском, Куйбышевском, Чулымском районах, в городах Бердске и Новосибирске.
    Получило развитие общественное участие в оценке качества образования. Общественное наблюдение со стороны представителей органов самоуправления образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в 2006 году было представлено в аттестационных и лицензионных процедурах 40% образовательных учреждений.
    Институт общественных наблюдателей действует при проведении оценки качества предметной обученности выпускников общеобразовательных учреждений. В 2005-2006 учебном году оценка проводилась в 153 общеобразовательных учреждениях 28 районов Новосибирской области, что составило 68 % аттестуемых общеобразовательных учреждений за этот период.
    Ответственным направлением деятельности Департамента образования Новосибирской области является совершенствование сети образовательных учреждений. Особое внимание при этом уделяется реализации прав сельских жителей на доступность и качество образования.
    Участие Новосибирской области в федеральных экспериментах по совершенствованию структуры и содержания общего образования и по введению единого государственного экзамена основывается на действенной нормативно-правовой базе. Приняты Положения о государственной и областной экзаменационной комиссиях, о порядке проведения Единого государственного экзамена, об общественных наблюдателях, о предметной и конфликтной комиссиях и др.
    Включение образовательных учреждений в процессы, регулируемые федеральными Программами, проектами и экспериментами, стимулировало их к развитию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. В настоящее время на территории Новосибирской области действует 57 экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений, находящихся в сфере регулирования отношений и компетенции Департамента образования. Отвечая на запрос образовательных учреждений, Губернатором Новосибирской области приняты Постановления «Об утверждении Положения об экспериментальной площадке в системе общего образования» от 25 ноября 2002 года № 817 и «Об утверждении Положения об экспериментальной площадке» от 12 июля 2006 года № 316.

    В основном инновационная и опытно-экспериментальная деятельность велась по трем направлениям:
    -          совершенствование образовательного процесса в образовательных учреждениях,
    -          выстраивание сетевого взаимодействия образовательных учреждений и создание образовательных комплексов,
    -          развитие государственно-общественного характера в управлении образованием.

    Данные тенденции выявляют те направления усилий со стороны Департамента образования Новосибирской области, учредителей (местных сообществ), самих образовательных учреждений и организаций, которые отвечают складывающемуся, пока что стихийным образом, заказу к образованию со стороны участников образовательного процесса, объединений промышленников и предпринимателей, общественных организаций, местных и регионального сообществ.
    1.1.1.         Совершенствование образовательного процесса в образовательных учреждениях 
    Данное направление развивается в Новосибирской области по следующим видам деятельности:
    -          введение профильного обучения и выстраивание под него индивидуальных учебных планов обучающихся, совместимых с адаптацией педагогов к ведению данного рода деятельности;
    -          формирование культуры здоровья, совершенствование образовательной деятельности на основе педагогики здоровья, медицинское и психологическое сопровождение обучающихся, внедрение сохраняющих здоровье образовательных, оздоровительных и профилактических технологий;
    -          оптимизация образовательного процесса;
    -          формирование внутреннего (самим образовательным учреждением) заказа на оказание образовательных услуг и проектирование образовательной деятельности на его основе;
    -          создание обучающих и воспитательных систем, направленных на самоопределение обучающихся и построение вокруг самоопределяющейся личности сообщества, объединенного общими интересами к познанию, художественному и техническому творчеству, изучению языков, социальной работе, спортивной и духовно-нравственной деятельности;
    -          развитие новых форм обучения.
    1.1.2.         Выстраивание сетевого взаимодействия образовательных учреждений и создание образовательных комплексов 
    Образовательными учреждениями, органами управления образования и учредителями образовательных учреждений на территории Новосибирской области осуществлялись действия, направленные на:
    -          формирование социально-культурных центров местных сообществ на базе образовательных учреждений;
    -          создание условий для развития профильного обучения;
    -          развитие олимпиадного движения при взаимодействии образовательных учреждений одного муниципального образования.
    1.1.3.         Обеспечение государственно-общественного характера в управлении образованием 
    В настоящее время инициатива в развитии общественно-гражданских форм управления образовательными учреждениями (самоуправление участников образовательного процесса, советы образовательных учреждений, попечительские советы фонды развития образовательных учреждений и др.) в основном принадлежит самим образовательным учреждениям и связана, в первую очередь, с попытками привлечь внебюджетные средства для финансирования той или иной образовательной деятельности. Системный подход привлечения общественности к управлению образовательными учреждениями и образовательными процессами пока в Новосибирской области не реализован.
    Тем не менее, в Новосибирской области осуществляется экспериментальная работа по выстраиванию взаимодействия на уровне муниципального образования всех участников образовательного процесса, системы образования, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, действующих в местном сообществе.

    1.2.        Основные проблемы, стоящие на пути развития образования Новосибирской области 
    1.2.1.         Различие в качестве подготовки выпускников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и городской. 
    Анализ результатов в 2004-2006 годах итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, проведенной в форме Единого государственного экзамена по русскому языку и математике, показывает, что стабильно более высокие баллы имеют выпускники общеобразовательных учреждений г. Новосибирска. Так, через участие в Едином государственном экзамене, как независимой оценке качества подготовки, «золотую медаль» в 2006 году подтвердили 92% претендентов из г. Новосибирска и 81% претендентов из общеобразовательных учреждений муниципальных районов и городских округов области; «серебряную медаль» - 97 и 64% соответственно.
    Сельским образовательным учреждениям, работающим в режиме складывающегося кадрового дефицита, морального устаревания учебной материальной базы все труднее обеспечивать реализацию неотъемлемого права граждан, проживающих в сельской местности, на общее образование. В большинстве сельских образовательных учреждений, особенно в малокомплектных, отсутствуют условия для качественного освоения обучающимися образовательных программ углубленного изучения отдельных предметов, профильного и компенсирующего обучения. Это приводит к снижению степени доступности качественного образования для детей, проживающих в сельской местности, а, следовательно, к ущемлению прав и интересов сельских жителей.
    Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в городских округах и сельских муниципальных районах, где проживает до 45% населения Новосибирской области, не созданы полноценные условия для обеспечения вариативности в выборе обучающимися образовательных программ и дополнительных образовательных услуг. Как следствие, наблюдается концентрация общеобразовательных гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов в г. Новосибирске, где сосредоточены 83% этих образовательных учреждений.
    1.2.2.         Неразвитость сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 
    Действующая в Новосибирской области сеть образовательных учреждений не в полной мере соответствует распределению плотности населения, социально-экономическому потенциалу территорий, рынкам образовательных услуг и труда. Деятельность образовательных учреждений не ориентирована на социальный образовательный запрос, на современные и перспективные региональные рынки труда. Выражается это в том, что при введении профильного обучения образовательные учреждения отходят от рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации о создании технологических профилей и предлагают обучающимся традиционные академические профили (математика, физика, филология, обществознание). При этом профильное обучение остается внутренней для общеобразовательного учреждения программой. Сетевого взаимодействия не выстраивается.
    Слабо развитое сетевое взаимодействие образовательных учреждений не создает потенциальных возможностей для удовлетворения образовательных запросов большой части обучающихся и их родителей, не обеспечивает условий для качественного освоения образовательных программ различных уровней и направленностей вне зависимости от места жительства обучающихся.
    1.2.3.         Слабое взаимодействие участников образовательного процесса, систем образования и местных сообществ в вопросах развития образования. 
    Система образования Новосибирской области  во многих направлениях своей деятельности  остается закрытой для общественного участия. Как правило, вопросы развития образования обсуждаются внутри профессионального сообщества без привлечения общественных экспертов. Особенно это проявляется на уровне муниципальных районов и городских округов.

    Проявлением слабого взаимодействия образовательных учреждений с родителями обучающихся и общественностью является неразвитость их внутренней нормативной базы. Локальные акты, принимаемые образовательными учреждениями, в основном ориентированы на исполнение решений органов, осуществляющих управление в сфере образования, а не на реализацию предложений участников образовательного процесса и общественности, направленных на развитие и обеспечение качества образования. Руководители образовательных учреждений, за которыми законодательством закреплены широкие полномочия, зачастую не предпринимают активных действий в создании внутреннего правового поля деятельности, ожидая решений «вышестоящих органов».

    В 2006 году наметилась тенденция к преодолению проблемы. В ходе обсуждения Концепции инновационного развития образования, при подготовке к написанию Целевой программы развития образования Новосибирской области на 2008-2012 годы Департаментом образования были проведены мероприятия, привлекшие значительное число представителей общественности к обсуждению существующих в образовании проблем и поиску путей их преодоления, выявлению перспективных направлений развития образования. Запущены процессы постоянного информирования общественности о вопросах развития образования через средства массовой информации. Особое внимание уделяется постоянному обновлению информации на сайте Департамента образования.
     
    Анализ проблем, существующих в образовании Новосибирской области, и деятельности системы образования в 2001-2006 годах показывает, что в предшествующие годы были найдены верные направления приложения усилий для преодоления кризисных явлений. Осуществленная деятельность позволила минимизировать развитие стагнационных процессов, но не позволила добиться качественного развития.
    Сделанные из анализа выводы позволяют определить основные направления приложения усилий, принципы и механизмы их реализации, ориентированные на перспективное видение состояния образования Новосибирской области.

    2.     Образование Новосибирской области в 2012 году
    2.1.        Основные характеристики образования
    Образование Новосибирской области к 2012 году качественно изменяет свои характеристики.
    Образование, являясь приоритетной стратегической сферой интересов российского государства, должно обеспечить конкурентоспособность страны. Новосибирская область, опираясь на существующий человеческий капитал, учитывая перспективы его развития, становится субъектом Российской Федерации, концентрирующим экономические, социальные и интеллектуальные ресурсы для обеспечения проектирования, внедрения и реализации качественных и эффективных образовательных процессов, отвечающих развивающимся запросам личности, общества и государства. В основе тактических и стратегических перспектив развития образования Новосибирской области лежит предъявляемый государством, участниками образовательного процесса, обществом и бизнесом сформулированный и нормативно закрепленный консолидированный заказ на оказание образовательных услуг. 

    Качество образовательных процессов определяется следующими критериями:
    ·        уровнем успешности прохождения обучающимися государственной (итоговой) аттестации по сравнению с предшествующими периодами и результатами в других субъектах Российской Федерации;
    ·        уровнем сбережения здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;
    ·        субъективной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
    ·        соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения;
    ·        технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.);
    ·        соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.
     
    Эффективность образования обеспечивается за счет:
    ·        его доступности и равенства образовательного старта вне зависимости от социальных факторов и психофизиологических особенностей развития детей;
    ·        создания системы непрерывности образовательного процесса от дошкольного образования до профессионального образования;
    ·        форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированных на личностные потребности обучающихся;
    ·        внедрения в образовательный процесс развивающих педагогических технологий, ориентированных на формирование компетенций,
    ·        создания системы поиска и отбора содержания, адекватного консолидированному заказу на оказание образовательных услуг;
    ·        психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;
    ·        соблюдения стандартных условий безопасности образовательной среды;
    ·        открытости для общественного участия в определении приоритетов развития образования и управлении образовательными учреждениями;
    ·        обеспеченности в соответствии с потребностями профессиональными кадрами;
    ·        управления, ориентированного на результат и основанного на прогнозировании, проектировании и программировании;
    ·        повышения инвестиционной привлекательности.
     
    2.2.        Достигаемые развитием образования результаты
    Вкладом Новосибирской области в реализацию федеральной государственной политики в области образования становится развитие человеческого капитала и личности, подготовленной и способной осуществлять локальные и масштабные действия в целях обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации в глобальных мировых процессах.
    Основным результатом развития образования Новосибирской области является реализация в полных объемах консолидированных заказов на оказание образовательных услуг.
    Каждому обучающемуся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Новосибирской области, создаются условия для:
    -          признания на каждой последующей ступени образования уровня полученных знаний и компетенций, подтвержденных государственной аттестацией;
    -          дальнейшего осознанного образовательного или профессионального выбора при окончании курсов обучения по образовательным программам разного уровня;
    -          приобретения навыков мобильности и конкурентоспособности на рынках труда;
    -          духовно-нравственного развития и становления гражданского самосознания;
    -          сохранения своего здоровья.
    Достижение таких результатов обеспечивается уровнем готовности педагогических работников к деятельности в рамках новой стратегии развития образования, их методологической и методической подготовленностью, профессиональной компетентностью. При этом сама педагогическая деятельность обеспечивает удовлетворенность педагогов процессом труда, его результатами и адекватным им уровнем заработной платы.

    Основными результатами реализации Программы для педагогических работников должны стать:
    -          их мобильность и способность ориентироваться на рынке образовательных услуг;
    -          непрерывное повышение профессионального уровня вне зависимости от квалификации и сроков прохождения аттестации;
    -          обеспечение возможностей для оперативного получения и качественной обработки информации;
    -          творческое и сетевое взаимодействие, обеспечивающее образовательный процесс, ориентированный на личность обучающегося;
    -          расширение дополнительных существующим в настоящее время возможностей профилактики заболеваний и оздоровления.

    Основным требованием к педагогической компетенции становится направленность профессиональной деятельности каждого педагога на активное и продуктивное взаимодействие с другими педагогами ради достижения целей образовательного процесса, полноценной реализации всего комплекса образовательных программ и достижения результата деятельности образовательного учреждения, соответствующего параметрам консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.

    Приоритетом деятельности образовательных учреждений является осуществление личностно-ориентированного образования. Для этого выстраивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений и развитие общественно-гражданских форм управления образовательными учреждениями, которые обеспечивают вариативность форм получения образования обучающимися, расширение круга социальных и деловых партнеров, в том числе, инвестиционную привлекательность образовательных учреждений и образования в целом. Принципом управления образовательных учреждений становится управление по результатам, обеспеченное внедрением эффективных механизмов управления качеством образования.

    3.     Обоснование использования программно-целевого метода.
    Преодоление существующих проблем в развитии образования Новосибирской области возможно при применении адекватных методов. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для максимально эффективного управления имеющимися ресурсами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
    Программно-целевой метод предполагает разработку целевых программ, рассчитанных на несколько лет вперед и имеющих четкие индикаторы, по которым будет оцениваться их выполнение. Целевые программы направлены на стимулирование инновационных процессов в образовании и на обеспечение воспроизводства ресурсов развития, а также на решение проблем, существующих в кризисных областях образования. При этом необходимо обеспечить переход от поддержки отдельных инициатив к решению системных проблем.

    Программа как организационная основа региональной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих структурные изменения в образовании. Изолированное от других развитие отдельных муниципальных систем образования, отдельных образовательных учреждений того или иного вида и типа не позволит осуществить реализацию положений данной Программы.

    Программно-целевой метод соответствует действующим нормам федерального и областного законодательства; в соответствии с заявляемыми Программой целью и ожидаемыми результатами, способствует концентрации финансовых ресурсов на проведении конкретных работ, предотвращая их распыление. При этом средства на целевые программы для заявителей выделяются на конкурсной основе.

    Важнейшим результатом использования программно-целевого метода является создание централизованного механизма координации всей деятельности на основе системного подхода к ее осуществлению на региональном и муниципальном уровнях. Также предусматривается точное определение полномочий и ответственностей на разных уровнях управления, осуществляется рациональное планирование, обеспечивается эффективное решение проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных с целью, по задачам, ресурсам и срокам. Кроме того, программно-целевой метод может быть реализован только при эффективной системе мониторинга, действующего на основе объективных показателей и индикаторов изменений в образовании Новосибирской области.

    Программно-целевой метод определяет принципы, на основе которых осуществляется разработка направлений реализации Программы.
    Принцип соответствия, применение которого позволяет оценить степень корреляции целевой программы с приоритетами социально-экономического развития области.
    Принцип взаимосвязи и преемственности означает, что программы по каждому направлению развития должны быть взаимосвязаны с имеющимся системным или локальным опытом внедрения инновационных подходов.
    Принцип специфичности целевых программ определяет принципиальные различия между ними.
    Принцип системности позволяет группировать приоритеты развития по объединяющим их признакам, что обеспечивает рациональное использование ограниченных ресурсов.
    Принцип дифференцированности направлен на формирование единых критериев оценки эффективности целевых программ с применением дифференцированного подхода, определяемого спецификой каждой из программ.
    Принцип оптимальности призван оптимизировать каждое из направлений развития в рамках целевых программ через эффективное планирование, нацеленное на достижение результата.
     

    4.     Цель, приоритет, задачи, сроки и этапы реализации программы
    4.1.        Цель и приоритет программы
     
    Цель Программы состоит в создании эффективных комплексных условий, направленных на удовлетворение потребностей человека, местных сообществ, рынка труда и государства в образовании.
    Достигается цель через осуществление оптимальных организационных действий, ориентированных на долгосрочные перспективы социально-экономического развития региона и российского государства, что позволит создать на территории Новосибирской области непрерывный и эффективный образовательный процесс, направленный на:
    становление духовно и социально зрелой личности гражданина России,
    предоставление возможности каждому равного образовательного старта для получения качественного образования,
    формирование ответственности гражданина за собственную судьбу, за процветание местного, регионального и российского сообществ,
    развитие человеческого капитала и достижение долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Новосибирской области.
     
    При достижении цели необходимо преодолеть существующие проблем при решении первоочередных задач:
    -          консолидировать интересы всех субъектов, заинтересованных в развитии образования;
    -          развивать личностно-ориентированное образование;
    -          комплексно развивать принципы государственной политики в образовании;
    -          внедрить управленческие и экономические принципы, повышающие эффективность деятельности системы образования и образовательных учреждений.
     
    Каждая задача преобразуется в целевой программный комплекс. Совокупность целевых программных комплексов образует собой движитель развития образования Новосибирской области.
    Текущая деятельность системы образования Новосибирской области направлена на достижение показателей, предусмотренных федеральными целевыми программами развития образования.
     
    Стратегическим приоритетом в решении задач Программы и реализации целевых программных комплексов является внедрение принципа формирования и исполнения консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.

    Применение данного принципа позволит одновременно запустить несколько механизмов, организующих взаимодействие всех субъектов, проявляющих интерес к качеству образования и эффективности системы образования.
    1.             Механизм формирования и предъявления гражданского образовательного заказа.
    Данный механизм направлен на расширение общественного участия в определении образовательной политики и общественного влияния на экономические, организационные и иные процессы в образовании.
    2.             Механизм общественной презентации «образовательного предложения»
    «Образовательные предложения» формулируется учредителями и образовательными учреждениями на основе программ развития, которые приняты на региональном и муниципальном уровнях, в образовательных учреждениях. В «образовательном предложении» излагаются уникальные возможности системы образования или образовательного учреждения. Общественная презентация «образовательного предложения» происходит ежегодно и может быть связана по времени с публикацией открытых докладов о деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений.
    3.             Механизм консолидации гражданского образовательного заказа и «образовательного предложения»
    Этот механизм, создающий «переговорные площадки», позволяет объединить и уточнить основные и частные позиции гражданского образовательного заказа и «образовательного предложения». Сформированный при общем согласии консолидированный заказ на оказание образовательных услуг является нормативно-правовым или локальным актом долгосрочного действия. По мере уточнения положений гражданского образовательного заказа и «образовательных предложений» в консолидированный заказ вносятся дополнения и изменения.
     
    Стратегический приоритет, принимаемый Программой, не только сам является важной задачей и целевым программным комплексом, но объединяет все развитие образования Новосибирской области единой логикой.
     
    4.2.        Задачи и направления программы
    4.2.1.         Формирование и исполнение консолидированного заказа на оказание образовательных услуг 
    Данный целевой программный комплекс реализуется по следующим направлениям:
    1.        Внедрение и применение в Новосибирской области технологии формирования консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
    2.        Разработка и внедрение региональных базисных учебных планов, основанных на государственных образовательных стандартах.
    3.        Разработка и внедрение региональных стандартов условий организации и ведения образовательных процессов.
    4.        Создание территориальных образовательных комплексов
     
    4.2.2.         Развитие личностно-ориентированного образования 
    Задача и целевой программный комплекс решаются и реализуются на уровне образовательных учреждений при запуске механизма общественной презентации «образовательного предложения». Комплексная деятельность осуществляется по следующим направлениям.
    1.        Обеспечение преемственности между уровнями образовательных программ и ступенями образования
    2.        Внедрение эффективных образовательных программ, технологий и методик, направленных на развитие личности
     
    4.2.3.         Комплексная реализация принципов государственной политики в образовании 
    Решение задачи и реализация целевого программного комплекса обеспечиваются всеми уровнями управления образованием и направлены на осуществление на территории Новосибирской области непрерывного целенаправленного образовательного процесса, в полной мере ориентированного на интересы человека, местных сообществ, рынков труда и государства. Главным действующим механизмом является консолидация гражданского образовательного заказа и «образовательного предложения». Другие механизмы реализации данного целевого программного комплекса определены Концепцией инновационного развития образования Новосибирской области.
    Для решения задачи определяются следующие направления приложения усилий:
    1.        Развитие системы общественной оценки качества образования.
    2.        Внедрение новых моделей повышения квалификации педагогических работников.
    3.        Развитие форм самоуправления участников образовательного процесса.
    4.        Разработка и внедрение единой региональной модели государственно-общественного управления образованием.
    5.        Создание условий для деятельности образовательных учреждений на принципе их автономности.
     
    4.2.4.         Внедрение управленческих и экономических принципов, повышающих эффективность деятельности системы образования
    Новые управленческие и экономические принципы внедряются через действие механизма формирования и предъявления гражданского образовательного заказа. Для решения задачи осуществляется комплексная деятельность по следующим направлениям.   
    1.        Внедрение единой информационной системы управления образованием.
    2.        Обеспечение качества образования Новосибирской области.
    3.        Комплекс мероприятий, направленных на повышения инвестиционной привлекательности образования.
     

    5.     Система программных мероприятий
    Система мероприятий Программы представляет собой совокупность институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и социальных инициатив. Все программные мероприятия сгруппированы в соответствии с задачами Программы и направлениями их реализации в целевые программные комплексы.

    Целевые программные комплексы реализуются на основе проектно-программного метода, заложенного в основу инновационного развития образования Новосибирской области, обеспечивающего эффективные условия для внедрения прогрессивных технологий, содержания и механизмов в образование и обеспечивающего управление по результатам.

    Реализация мероприятий в рамках целевых программных комплексов происходит на базе существующих образовательных учреждений (организаций), а также образовательных учреждений (организаций), образуемых в соответствии с положениями Программы в рамках совершенствования институциональных механизмов управления образованием и развития территориальных образовательных сетей.
    Перечень программных мероприятий с содержанием и результатами их реализации приводится в приложении № 1 «Программные мероприятия» к Программе. Показатели эффективности – в приложении № 2 «Эффективность программных мероприятий». Значения объемов и источников финансирования с разбивкой по годам реализации – в приложении № 3 «Объемы и источники финансирования».
    Заявительные, информационные и иные данные о программных мероприятиях представлены в Приложении № 8.

    6.     Этапы реализации Программы
    Сроки реализации Программы – 2008-2012 годы.
    Вводится подготовительный этап - 2007 год, на котором проводится комплекс организационных подготовительных действий:
    -          расчет бюджетных затрат и привлеченных средств по каждому этапу Программы,
    -          запуск научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой моделей развития образования в рамках целевых программных комплексов,
    -          подготовка нормативной и методической документации для обеспечения реализации положений Программы,
    -          совершенствование институциональных механизмов управления образованием Новосибирской области под достижение цели и реализацию задач Программы,
    -          проведение конкурсов среди образовательных учреждений и учредителей на участие в реализации целевых программных комплексов,
     
    На первом этапе реализации Программы (2008-2009 годы) осуществляется запуск целевых программных комплексов на базе образовательных учреждений и территорий, определенных по результатам конкурсов, а также начинаются масштабные преобразования в сфере образования, связанные с выходом Новосибирской области на показатели Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
    Приводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные развитием образовательных процессов в рамках целевых программных комплексов.
    На этом этапе проводится второй тур конкурса на участие в реализации целевых программных комплексов, направленный на углубление и расширение инновационной деятельности.
    Особое внимание уделяется формированию законодательной и нормативно-правовой базы развития образования.

    На втором этапе (2009-2010 годы) предусмотрены работы по результатам второго тура конкурсов на реализацию целевых программных комплексов и осуществляются мероприятия, направленные на внедрение и распространение результатов, полученных на первом этапе. Результативность работ на данном этапе оцениваться уровнем достижения образованием Новосибирской области показателей, предусмотренных Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы.
    Приводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с обобщением деятельности целевых программных комплексов и созданием программно-методических материалов, направленных на распространение достигнутых результатов и реструктуризацию методического, кадрового и информационного обеспечения образования Новосибирской области.
    На третьем этапе (2010-2012 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, направленных на модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы, осуществляемые через привлечение масштабных инвестиций за счет результативности деятельности целевых программных комплексов на двух предыдущих этапах. Также на данном этапе осуществляется реструктуризация методического, кадрового и информационного обеспечения образования Новосибирской области.

    На основе анализа результатов каждого из этапов планируется изменение оценочных показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.
     

    7.     Ресурсное обеспечение программы
    Ресурсное обеспечение программы опирается на три основных источника финансирования: средства областного бюджета, бюджеты муниципальных образований, привлеченные внебюджетные средства. При получении положительных результатов от участия поданных заявок в конкурсах в рамках реализации Федеральных целевых программ развития образования и поступлении финансовых средств из федерального бюджета, данные средства направляются на развитие и углубление уже обеспеченных финансированием программных мероприятий.
    На первых двух этапах реализации Программы предусмотрены финансовые затраты, связанные, в основном, с работами, направленными на разработку и реализацию моделей развития образования и преодоления существующих проблем через деятельность целевых программных комплексов. Также осуществляется финансирование масштабных мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы.
    Результатом финансовых вложений на первых двух этапах становится формирование новой системы инвестирования в образование Новосибирской области, ориентированной на привлечение внебюджетных средств, использующей современные инвестиционные механизмы, обеспечивать ресурсами выполнение последующих программных мероприятий.
    На третьем этапе планируется ресурсное обеспечение мероприятий, которые предполагают значительные вложения в модернизацию материальной инфраструктуры образования и в реструктуризацию методического, кадрового и информационного обеспечения образования Новосибирской области. Более 30 процентов совокупного бюджета образования на третьем этапе реализации Программы планируется формировать из внебюджетных источников финансирования.
    Результатом ресурсного обеспечения Программы на третьем этапе ее реализации должна стать привлекательность педагогических профессий, основанная на уровне оплаты труда педагогических работников не ниже среднего по Новосибирской области и повышении степени комфортности профессиональной деятельности.
     

    8.     Совершенствование нормативно-правовой базы.
    Развитие образования Новосибирской области требует совершенствования нормативно-правовой базы.
    Основными направлениями законотворческой и нормативной деятельности являются:
    -          повышение эффективности управления в системе образования;
    -          общественное участие в управлении образованием;
    -          кадровая политика;
    -          совершенствование содержания и условий организации образования.

    9.     Механизм реализации программы
    Государственными заказчиками Программы являются Совет депутатов Новосибирской области и Администрация Новосибирской области.
    Программа развития образования Новосибирской области закрепляет механизм единства в управлении достижения цели, решения задач, формирования и реализации целевых программных комплексов. Данный механизм реализуется при взаимодействии всех юридических лиц, участвующих в Программе, полноценной реализации принципов государственной политики в области образования, улучшении инвестиционной привлекательности образования и внедрении информационной системы управления образованием.
    Единство в управлении осуществляется государственным заказчиком Программы - Администрацией Новосибирской области.
    Государственным координатором Программы является Департамент образования Новосибирской области. Координация деятельности по реализации Программы основывается на механизме учета интересов участников образовательного процесса, образовательных учреждений и организаций различных типов и видов, учредителей образовательных учреждений, органов управления образованием различного уровня в Новосибирской области.
    Департамент образования Новосибирской области гарантирует принципы демократичного и государственно-общественного характера управления образованием при автономности образовательных учреждений. Задачи деятельности Департамента и его управлений лежат в области создания благоприятных условий для образовательных учреждений по реализации государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов при соблюдении:
    -          условий образовательного процесса, не наносящего вреда здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения;
    -          автономности и экономической самостоятельности образовательных учреждений;
    -          сетевого взаимодействия образовательных учреждений или добросовестной конкуренции между ними при оказании образовательных услуг каждому обучающемуся в условиях нормативного подушевого финансирования;
    -          расширения возможностей для общественного участия в управлении образовательными учреждениями.
    Важнейшей функцией координатора Программы является формирование системы инвестиционной привлекательности образования, основанной на:
    -          формировании и исполнении консолидированного заказа на оказание образовательных услуг;
    -          создании институтов общественно-гражданского управления образованием и общественного попечительства над образованием;
    -          функционировании единой системы предоставления открытой информации о состоянии и динамике развития образования.

    Государственный координатор:
    -          подготавливает проект Программы, в установленном порядке согласовывает его с органами власти Новосибирской области и Министерством образования и науки Российской Федерации, представляет Программу на утверждение Губернатору Новосибирской области;
    -          осуществляет непосредственный контроль хода реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, внедрение инноваций, формирование финансовых и инвестиционных процессов, проведение работ в области региональной кооперации и реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на территории Новосибирской области;
    -          несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы;
    -          обеспечивает эффективное использование выделенных на реализацию Программы средств, полученных из всех источников;
    -          разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
    -          разрабатывает перечень целевых показателей для контроля хода реализации Программы;
    -          вносит предложения в органы государственной власти Новосибирской области по корректировке программы;
    -          организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля хода программных мероприятий, подготавливает ежегодные открытые доклад и финансовый отчет о ходе реализации Программы;
    -          подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
    -          осуществляет координацию деятельности по анализу хода реализации Программы и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, содействует решению спорных (конфликтных) ситуаций;
    -          утверждает положение об управлении Программой;
    -          через полномочного представителя поддерживает постоянную связь с Государственно-общественным Советом Новосибирской области по вопросам образования и Министерством образования и науки Российской Федерации по всему комплексу вопросов развития образования;
    -          подписывает соглашения о намерениях с организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников.
     
    Общественное участие в управлении Программой достигается деятельностью Общественно-государственного Совета Новосибирской области по развитию образования. В состав Общественно-государственного Совета Новосибирской области по развитию образования вводятся представители общественно-гражданских органов управления образовательными учреждениями и организациями, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений.
    Регламент работы Общественно-государственного Совета Новосибирской области по развитию образования и его персональный состав утверждаются Губернатором Новосибирской области. Председателем Совета является его член, не занятый в своей профессиональной деятельности в системе образования Новосибирской области.

    Основными задачами Общественно-государственного Совета Новосибирской области по развитию образования являются:
    -          прогностическое и консультационное обеспечение деятельности Заказчиков и Координатора Программы;
    -          содействие процессам формирования независимого экспертного сообщества и независимой сети мониторинга по проблемам развития образования и объективности освещения процессов, происходящих в системе образования, на территории Новосибирской области;
    -          инициирование проведения общественных экспертиз, организации и осуществления общественного контроля по разработке и реализации Комплексной программы развития образования Новосибирской области;
    -          содействие процессам взаимодействия и диалога общественных и политических организаций с органами власти Новосибирской области, межконфессионального и межнационального диалога в области развития образования;
    -          содействие совершенствованию законодательных и исполнительных механизмов обеспечения общедоступного, качественного, безопасного и конкурентоспособного образования в Новосибирской области;
    -          налаживание действенного общественного контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы;
    -          выявление общественных инициатив в сфере образования, нуждающихся в государственной финансовой поддержке;
    -          содействие и популяризация деятельности филантропов, меценатов и благотворителей в области развития образования в Новосибирской области.
     
    Для текущего управления Программой создается Управление развития в структуре Департамента образования. Управление развития:
    -          исполняет функции по реализации Программы, переданные ему Государственным координатором;
    -          подготавливает предложения по формированию целевых программных комплексов и перечня программных мероприятий;
    -          организует мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
    -          создает условия для независимой общественной экспертизы результативности и эффективности реализации Программы;
    -          ведет регулярную отчетность о реализации Программы;
    -          осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
    -          организует размещение в электронном виде на специализированном сайте информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов и выполнении работ;
    -          подготавливает предложения о реализации программных мероприятий, обеспечивающих проведение предусмотренных Программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организует проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах указанных работ.
    Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы, а также контроль хода выполнения Программы.
    Отбор исполнителей, а также поставщиков товаров и услуг осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании творческих и иных конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных и иных учреждений и организаций, готовых осуществлять программные мероприятия.
     

    10.           Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы
    Эффективность и социально-экономические последствия реализации Программы определяются с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих стратегические приоритеты развития Новосибирской области, связанные со сферой образования:
    ·        формирование эффективного человеческого капитала;
    ·        содействие развитию институтов гражданского общества;
    ·        обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.
    Социальные и экономические эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
    а) Повышение качества дошкольного и общего образования:
    -          обеспечение равного образовательного старта и преемственности между уровнями образовательных программ и ступенями образования;
    -          повышение основанной на компетенциях функциональной грамотности выпускников общеобразовательных учреждений;
    -          снижение различий в результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников городских и сельских общеобразовательных учреждений.
    б) Социализация обучающихся:
    -          развитие самоуправления обучающихся;
    -          предпрофильная подготовка обучающихся на ступени основного общего образования;
    -          профилирование среднего (полного) основного образования (увеличение числа обучающихся, выбравших профиль обучения и занимающихся по индивидуальным учебным планам);
    -          расширение возможностей для получения среднего (полного) общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями;
    -          расширение возможностей получения дополнительного образования в соответствии с консолидированными заказами на оказание образовательных услуг;
    -           увеличение доли обучающихся, успешно прошедших государственную (итоговую) аттестацию по окончании курсов обучения на ступени среднего (полного) общего образования.
    в) Расширение социального партнерства в образовании:
    -          Увеличение числа образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, разработанные на основе консолидированного заказа на оказание образовательных услуг;
    -          развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего и профессионального образования;
    -          развитие общественно-гражданских форм управления в муниципальных системах образования;
    -          развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования.
    г) Повышение социального статуса начального и среднего профессионального образования:
    -          увеличение числа выпускников общеобразовательных учреждений, продолживших обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
    -          увеличение числа учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями и перешедших на образовательные стандарты, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений;
    -          увеличение доли выпускников учреждений начального и среднего профессиональное образования, трудоустроившихся по специальности в течение 6 месяцев после окончания учебы.
    д) Повышение эффективности финансирования образования развитие системы программно-целевого финансирования образования;
    -          сокращение числа образовательных учреждений, чья учебно-материальная база не отвечает современным требованиям и нормам к условиям образовательного процесса;
    -          увеличение числа негосударственных фондов, чья деятельность ориентирована на финансирование образования;
    -          рост удельного веса финансирования образования за счет средств негосударственных источников в общем объеме финансирования;
    -          увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования образования.
     
    В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие отсроченные социально-экономические эффекты:
    а) на уровне Новосибирской области:
    -          повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования за счет создания эффективной системы обеспечения качества образовательных услуг, широкого включения в нее общественно-государственных структур и профессиональных объединений;
    -          повышение уровня образовательной информации, ее качества, прозрачности и доступности для всех заинтересованных сторон;
    -          введение новых форм управления в системе образования, основанных применении современных информационных технологий;
    -          модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования;
    -          реструктуризация системы повышения квалификации и переподготовки работников образования с выделением в ней специализированных на развитие образования ванных отраслей деятельности;
    -          снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере образования.
    б) на уровне образовательных учреждений (организаций):
    -          обеспечение преемственности образовательных программ, технологий и методик обучения на разных ступенях образования;
    -          внедрение форм образовательной деятельности, не наносящих вреда здоровью обучающихся;
    -          развитие территориальных образовательных сетей, реализующих консолидированный заказ на оказание образовательных услуг;
    -          рост внебюджетного финансирования образовательных программ и деятельности образовательных учреждений;
    в) на уровне участников образовательного процесса:
    -          расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
    -          повышение спроса на кадры, подготовленные в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
    -          повышение уровня доходов работников сферы образования;
    -          увеличение числа выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в образовательные учреждения в течение 6 месяцев после окончания учебы;
    -          снижение среднего возраста работников образования;
    г) в бюджетах образования разных уровней:
    -          концентрация бюджетных средств, направляемых на развитие образования, в раках целевых программных комплексов;
    -          повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования;
    -          содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций;
    -          повышение уровня привлеченных внебюджетных средств на развитие образования.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование