Методы обучения на учебном занятии

 
 
Методы обучения на учебном занятии  должны соответствовать:
• задачам занятия;
• характеру и содержанию учебного материала;
• уровню ЗУН учащихся;
• материальному обеспечению занятия;
• личным качествам педагога, его подготовленности к уровню методического мастерства;
• индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
• бюджету времени.
 
Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика,  обеспечивающие   формирование   ЗУН,   необходимых   для   решения   учебно-питательных задач.
Прием - это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

Система методов - это такая совокупность методов и приемов, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

Классификационные признаки группировки методов:
• источник знаний;
• характер познавательной деятельности уобучающихся;
• руководящая роль педагога;
• степень активности обучающегося;
• возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности обучающегося;
• условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно - познавательной деятельности.

Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность педагога и ученика, состоящую в том, что педагог сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

• объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
• рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
• работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством педагога самостоятельно организовывать процесс познания;
• изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
• повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
• описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
• рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
• беседа - форма овладения учащимися информацией в во
просно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.
• Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся
репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность).
 
Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся придиалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через, систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:
• проблемное изложение- - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных педагогом; рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда педагог сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли педагога, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
• частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
• исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
 

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся  при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• словесные, наглядные, практические
• аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные
• репродуктивные, проблемно-поисковые
• методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога

Методы стимулирования и мотивации:
• методы стимулирования интереса к учению (познавательные
игры,     учебные     дискуссии,     создание     эмоционально- нравственных ситуаций);
• методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:
• устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
• письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
• методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные   работы,   контроль   выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).

 Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
• классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
• различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
• деление  самостоятельных работ  по  способу  организации (коллективная, групповая, индивидуальная).
 

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.