Яковенко И.В. Систематизация и обобщение знаний по теме Глагол

 
Урок русского языка в 6 классе
 
Цели урока:
? повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»;
? развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенции учащихся;
? воспитание любви и уважительного отношения к родному языку.
 
Задачи:
? развитие навыков морфологического разбора глагола,
? лингвистического анализа текста;
? закрепление орфоэпических норм;
? развитие орфографической зоркости;
? развитие и совершенствование навыков работы в группе, индивидуальной работы, самостоятельной исследовательской и творческой работы.
 
Оборудование: Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и др. «Русский язык. Практика» 6 класс, компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, диск с обучающей программой  «Фраза», перфокарты.
 
Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»
 
Словарная работа в форме игры в хоккей.
Учащиеся с места называют лексическое значение глаголов с непроверяемыми  гласными и согласными (домашняя подготовка). Два ученика у доски определяют по лексическому значению глагол и записывают его, подчеркивая орфограммы. Все остальные работают на местах в тетрадях.
В это время с помощью интерактивной доски выполняется  индивидуальное задание -  работа с орфоэпическими нормами.
Ученик на интерактивной доске расставляет маркером ударение в следующих словах:
Ходатайствовать, заплесневеть, закупорить,    осведомиться,  баловать, запломбировать, премировать, дозвонишься, отдал, подняли.

По завершении работы ученик открывает правильные ответы и критерии оценок,  самостоятельно  проверяет и оценивает выполненное задание.
 
 Повторение морфологических признаков глагола в форме   фронтальной беседы:
? по каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи;
? на какие  две группы делятся морфологические признаки;
? каковы постоянные морфологические признаки глагола.

Через проектор на экран проецируются морфологические признаки глагола с целью самопроверки учащихся.
 
Закрепление навыков определения постоянных морфологических   признаков глагола.
Работа в группах.  В ходе работы в группе учащиеся определяют постоянные морфологические признаки у глаголов, которые были записаны в ходе словарной работы. Класс заслушивает одну из групп, работу остальных затем проверит учитель.
Одновременно с работой в группах ведется индивидуальная работа с учащимися.
На индивидуальном рабочем месте учащегося за компьютером  ученики поочередно выполняют тренинговые задания  на интерактивной доске по материалам обучающей программы «Фраза», сообщают результат учителю (в ходе индивидуальной работы повторяются орфограммы в глаголах повелительного наклонения, правописание суффиксов в глаголах).
 В ходе индивидуальной работы по  перфокартам ученики  повторяют правописание личных окончаний глаголов.
 
Этап физической и психологической разгрузки учащихся. Компьютерная презентация учащихся по вопросам занимательной грамматики. 
 
На экране слайд:
Глокая куздра
Штеко  будланула бокра
и курдячит  бокренка.
Представление презентации учащимся, который объясняет грамматическое значение каждого слова и делает вывод: это забавное предложение, которое придумал лингвист академик Л.В.Щерба для своих студентов, показывает, что форма слова выражает грамматическое значение и связывается  у нас с определенным смыслом. На этом иногда строится языковая игра.  А.Л. Петрушевская сочинила целую сказку «Пуськи бятые». Вы можете  познакомиться с этой занимательной лингвистической сказкой и даже попробовать составить свою.
 
Лингвистический анализ текста.
Учитель говорит о весомости, ценности и значимости слова и предлагает вниманию учащихся стихотворение В. Солоухина, посвященное слову.

Текст стихотворения проецируется на экран через мультимедийный пректор.
 
Слово о словах
Когда ты хоч..ш(?) 
молвить слово,
Мой друг, подумай – (не) спеши.
Оно быва..т то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьет(?)ся,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвес..ш(?),
(Не) выпускай его в полет.
Им можно радости пр..бавить
И радость людям отр..вить.
Им можно лед зимой ра..плавить
И камень в крошку раздр..бить.
Оно одар..т иль ограб..т,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слуша..т тебя.
 
                 (В.Солоухин)
 
Фронтальная беседа с классом по содержанию стихотворения:
? о чем это стихотворение;
? каким может быть слово;  о чем заставляет задуматься это стихотворение нас,  читателей.

Групповая работа по тексту стихотворения, первую часть которого учащиеся записывают в тетрадь.
Все задания отражены на экране через мультимедийный проектор.

? 1.гр. Объяснить орфограммы в впервой части стихотворения.
? 2.гр. Объяснить орфограммы во второй  части стихотворения.
? 3.гр. Выписать  глаголы из первой части стихотворения и определить в них наклонение и время.
? 4.гр.Найти и выписать все средства художественной изобразительности.
? 5.гр. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях первой части стихотворения.
? 6 гр. Определить спряжение глаголов во второй части стихотворения.

В режиме индивидуального задания ученик работает с интерактивной доской, на которой записаны слова из текста с пропущенными орфограммами - находит необходимые буквы и ставит их на свое место, в соответствии с правописанием данных слов, затем открывает правильные ответы, проверяет и исправляет работу самостоятельно.
Класс проверяет правильность выполнения  работы по интерактивной доске.
Проверка работы  4 группы.
Точность выделения в тексте средств художественной  изобразительности учащиеся определяют в режиме самопроверки – через мультимедийный проектор на экран выводится верный вариант задания:
Слово сурово      -     эпитет
слово одарит   -      метафора
ограбит           -     метафора
лед расплавит     -    метафора
камень раздробит     -    метафора            
жаворонком вьется  -    метафора
медью траурной поет   - метафора
 
В ходе беседы с учащимися мы приходим к выводу о том, что слово действенно. В.Солоухин показывает читателю, как слово может воздействовать на окружающий мир.
 
Выполнение морфологического разбора.
С целью актуализации и систематизации знаний учащихся о морфологических признаках глагола на экран проецируется план морфологического разбора глагола.
Учащимся предлагается по вариантам записать в тетрадь затранскрибированное предложение в соответствии с русской орфографией. затем выписать из него глаголы и выполнить морфологический разбор.
(Предложения спроецированы на экран через мультимедийный проектор).
 
[н’и нада хвал’ица кол’и н’и знайиш как рош рад’ица]
 [Н’и сп’иши йи зыком тарап’ис’ д’элам]
[скажыш н’и варот’иш нап’ишыш н’и сатр’ош]
 
Конструирование учащимися предложений, отражающих взаимосвязь морфологии и орфографии.
На экране спроецировано задание через мультимедийный пректор:
Составить предложения со словами
свистните              свистнете
крикните               крикнете
капните                 капнете
 
Учащиеся объясняют, от чего зависит выбор гласных в данных глаголах. Проверка выбора гласных на интерактивной доске. Ученик определяет наклонение глаголов и соответствующие морфемы.
Самостоятельная работа по упражнению учебника № 238.

Контроль уровня знаний и умений учащихся по теме «Глагол» в форме  теста.
Подведение итогов в форме беседы.
? Что мы повторяли сегодня на уроке?
? Какие задания вызывали у вас затруднения?
? Сможете ли вы теперь справиться с этими трудностями?
 
 Домашняя работа.
 Любое задание по выбору:
? написать лингвистическую сказку;
? нарисовать  рисунки-подсказки по пяти любым орфограммам в глаголах;
? упр. 239.

Тест на повторение изученного материала по теме «Глагол»
1. Найти переходные глаголы:
 а) открыть,
б) присесть,
в) обидеть,
г) купить
 
2. Найти глаголы 1 спряжения:
а) работать,
б) стелить,
в) дышать,
г) терпеть
 
3. Найти характеристики, которые относятся к глаголу:
а) изменяются по лицам, числам, падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
г) в настоящем времени изменяются по родам.
 
4. Найти лишнее:
а) Был бы конь, а сбруя найдется
б) Нет ничего тайного, что не стало бы явным
в) Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела
г) Пиши, да не спеши.
 
И.В. Яковенко, учитель второй квалификационной категории МЭЛ