РУССКОЕ  НАРОДНОЕ  ПЕНИЕ И  ТРАДИЦИОННАЯ  КУЛЬТУРА  СИБИРИ   Авторская образовательная программа  для детей 7-15 лет

 
Автор: Байтуганов Владимир Иванович,  педагог высшей квалификационной  категории,  руководитель ШРТК «Васюганье»
 
Рецензенты: Боровиков Л.И.,  канд. пед. наук, профессор,  зав. кафедрой педагогики НИПКиПРО, Леонова Н.В., канд. иск. наук,  профессор Новосибирской Государственной консерватории им. М.И. Глинки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
Программа «Русское народное пение и традиционная культура Сибири» является результатом опытно-поисковой деятельности автора как преподавателя класса народного пения в специальных учебных заведениях г. Новосибирска, а также руководителя и хормейстера, созданной им Школы русской традиционной культуры «Васюганье» Дома детского творчества «Центральный».

Опытно-поисковая работа была направлена на создание эффективной системы обучения, обеспечивающей высокое качество эмоционально-личностной вовлеченности детей в традиционную православно-обрядовую культуру на основе последовательного освоения локально-певческой традиции. В результате этнопедагогической  и музыкально-художественной деятельности также была создана «Хрестоматия Сибирской русской народной песни. Детский народный календарь» (сост. В.И.Байтуганов, Т.Ю. Мартынова; Новосибирск: Книжица, 2001), прилагающаяся к программе и отвечающая ее основным принципам. 

Образовательная программа «Русское народное пение и традиционная культура Сибири» опирается на достижения русского вокально-хорового исполнительства и традиции певческой, этнопедагогической и музыковедческой школы профессора Саратовской государственной консерваторией имени Л.В.Собинова Л.Л.Христиансена. В ней учитывается опыт различных  исполнителей народной песни, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры, в частности, Областного центра фольклора и этнографии г. Новосибирска.

Программа прошла успешную апробацию на практике, экспертизу районного методического совета, была обсуждена и утверждена на заседаниях методического и педагогического советов ДДТ «Центральный».
 Новизна программы состоит в том, что в ней за основу обучения манере народного пения положены традиции Васюганья ? местности на территории Новосибирской области, где в селах Макаровка, Козловка, Платоновка и других живут потомки русских старообрядцев, проживавших на территории нынешней Белоруси и переселившихся в конце XIX – начале ХХ века в Сибирь. В силу отдаленности Васюганья от крупных городских центров и междугородних магистралей этнокультурные традиции северо-западной России сохранились здесь наиболее устойчиво и полно.

Учебный репертуар программы включает образцы песенно-игрового фольклора, записанные в фольклорных экспедициях по Новосибирской и другим областям Сибири, большинство которых опубликованы в «Хрестоматии сибирской русской народной песни. Детский народный календарь».

Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого важное значение имело участие детей и подростков. Такой подход вводит детей в мир фольклора как особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о русском фольклоре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностях.
 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы, ее специфика
Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Таким образом, актуальность и востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности
Отличительными особенностями настоящей программы от аналогичных по профилю являются также следующие.

1. Музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют в программе теорию и практику с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей.
2. Народное пение рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру.
3. Традиционная культура рассматривается в программе как знание, без которого общество не может развиваться, традиции - как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Таким образом, программа «Русское народное пение и традиционная культура Сибири» представляет: 
- интеграцию актуальных идей традиционной и современной педагогики;
- опирается на духовно-нравственные нормы православия;
- включает изучение различных элементов гуманитарных и общеэстетических наук, художественной культуры.
 
Программа дает возможность:
- обучить детей народной манере пения,  как в сольном, так и в ансамблевом исполнении;
- освоить региональные особенности певческой культуры Новосибирской области, в том числе и культуры Васюганья;
- приобщить детей к традиционной культуре  во взаимосвязи с системой начального музыкального образования; дать навыки вокально-хорового исполнительства.
 
Специфика  данной программы заключается в том, что она  является составной частью общей программы деятельности школы русской традиционной культуры «Васюганье» и взаимосвязана с ее основными учебными курсами: введением в этнографию, музыкальным инструментом, сольфеджио, декоративно-прикладным творчеством, фольклорными экспедициями, православной культурой и др.  В программе интегрируются компоненты различных образовательных областей: искусство, культурная антропология, словесность, социальная практика, духовная антропология. Связь с профессиональными навыками осуществляется на межпредметном уровне: уроках сольфеджио, общего фортепиано, а также на уроках пения, где с голоса педагога пишутся музыкальные диктанты, дети приучаются к будущей расшифровке песен, учатся петь по нотам в пределах изучаемого материала.
 
Программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве  формируют ее содержательную и методическую части. Фольклорные произведения изучаются в ней как эстетическое преображение реальности, как культурные явления и как результат человеческого творчества: учебный репертуар, включающий игры, хороводы, песни и различные формы народного музицирования, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности. В программе используется исполнительский опыт русской вокальной школы народных певцов. Обучение строится как подготовка и проведение календарных праздников. Соответственно весной дети поют весенние песни, летом - летние, зимой – рождественские, колядки. В методическом плане проведение праздников строится на основе православной и народной традиций, в их соединении. Так, после песнопений на Рождество могут быть использованы и исполнены хороводно-рождественские, игровые и плясовые песни. Праздники, сочетающие православную и народную культуры, используют обиход обеих культур. В праздниках, в их подготовке участвует практически вся школа: дети, их родители, а также приглашенные гости и друзья.
 
Важной особенностью праздников, проводимых в школе, является их фактическое совпадение с датой народного календаря, опора на подлинность культурных традиций определенной местности, что подчеркивает подлинность самого праздника. Большое значение имеет точное и последовательное выстраивание и воспроизведение соответствующей традиции (песен, танцев и хороводов), точное соблюдение ритуалов (например, завивание венков). Только подлинность и глубокая продуманность рождают настоящую атмосферу традиционного праздника и способны выполнить эмоционально-психологические, этические и эстетические задачи.
 
Цели и задачи образовательной программы
В контексте учебных предметов Школы русской традиционной культуры «Васюганье» программа эффективно реализует многоцелевую направленность:
- способствует формированию художественного вкуса, развитию музыкальных способностей обучающихся, формирует нравственные качества;
- обеспечивает приобретение социального опыта через календарные праздники, концерты, этнографические экспедиции;
- развивает навыки познавательной и научно-исследовательской деятельности.
 
Концептуальные основы программы включают идеи:
- привития детям любви к народной культуре через народное пение;
- пробуждения генетической памяти ребенка к своим историко-культурным корням;
- развития вокальных, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации своих творческих возможностей;
- формирования фундаментальных основ духовно-нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления.
 
Главная цель программы «Русское народное пение и традиционная культура Сибири» – выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием.
 
Для ее достижения в процессе освоения программы необходимо решать следующие задачи:
? образовательные:
- обучение детей навыкам певческой и исполнительской традиции старожилов Васюганья Новосибирской области, а также других культурно-этнических групп населения региона;
- обучение навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки и другое), освоение говора, диалектов старожильческих групп Сибири;
- обучение навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона», умение выводить свой подголосок),
- формирование умения «перенимать» песню от носителей традиций;
- развитие умения сольфеджировать и навыков интонирования в ладах народной музыки, ансамблевом исполнении;
- обучение вокально-хоровой технике (певческое дыхание, опора, резонатор, дикционные навыки, художественная выразительность, фраза, нюансы);
- формирование навыков научно-поисковой деятельности по сбору и расшифровке народных песен;
- формирование представлений о   разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально-фольклорных понятиях, составляющих этико-эстетический компонент народного искусства;
? развивающие:
- развитие  голоса и его регистров, диапазона, тембра,
- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления,
- формирование  эстетического вкуса, познавательного  интереса;
? воспитательные:
- формирование  умения организовывать свой  труд;
- формирование умения общаться, уступать и слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей;
- воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и культуре, формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;
- воспитание толерантности.
 
 
Певческое развитие ребенка подразделяется соответственно возрастным группам и их возможностям: подготовительный период (5-7 лет), базовый период (7-15 лет), профессионально-ориентированная подготовка (15-18 лет).

Настоящая программа представляет базовый период певческого развития. Она предназначена для детей 7-15 лет и рассчитана на 5 лет обучения. Если ребенок поступает в школу «Васюганье» без подготовительного класса, то обучение его на первом году основывается на программе и подготовительного, и первого класса.

Вся программа состоит из трех разделов, каждый из которых дается учащемуся в дидактической последовательности,  с учетом индивидуальных особенностей голоса ребенка:

1. Разучивание народно-классического репертуара – сольное народное пение (городская народная песня).
2. Обучение традиционному ансамблевому пению в данной местности.
3. Обучение  пению обработок народных песен.
 
Для успешной реализации программы необходима система занятий не менее 2 часов в неделю по специальности, пятилетнее обучение с нулевым подготовительным классом, факультативные занятия для подготовки к поступлению в средние специальные учебные заведения по профилю.

В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр-хороводов и др.) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения и др.). Кроме того, на групповых занятиях проводятся народные игры, народный театр, при подготовке к календарному празднику – используются загадки, пословицы и поговорки по теме. Включение такого материала обогащает  представления обучающихся об атмосфере того или иного «календарного события» и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. 

Специфика фольклорного материала, метода фольклорного творчества и его связь с культурной традицией дает возможность проведения учебных занятий  в форме народных игр, обрядовых действ, посиделок, вечерок и др. Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме. Кроме того, для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности занятий применяются  такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов русской народной музыки.
 
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
- распевка;
- показ и разучивание нового материала;
- закрепление пройденного;
- прослушивание музыки, рассказ о празднике;
- фольклорный (голосовой) диктант;
- разучивание и или повторение песен.
 
 
Проектируемые результаты обучения
 
Результаты обучения  по разделу «Ансамблевое пение»:
? в первом классе (первый год обучения) дети осваивают народную манеру в «узкообъемных» песнях: колядках, веснянках; учатся интонировать в терции, кварте, квинте; петь грудным звуком. Они исполняют песни-игры, хороводы, песни с движением, с элементами обрядов. В конце года проводится контрольное прослушивание: участие в празднике (исполнение 2-х колядок, хороводной песни с движением);
? во втором классе (второй год обучения) дети расширяют певческий диапазон до кварты и квинты в грудном звучании; поют ритмически более сложные песни – плясовые, хороводные; учатся пению в «гласах». Подведение итогов – открытое занятие (хороводная, плясовая, календарная песни);
? в третьем классе (третий год обучения) дети, освоившие азы народной манеры, развивают свой голос до диапазона сексты-септимы при грудном звучании голоса. Закрепляются навыки ансамблевого пения: умения петь вместе чисто, ритмично. На занятиях обучающиеся исполняют песни, записанные в фольклорно-педагогических экспедициях. При этом ведется работа над постановкой дыхания, верного звукообразования, основанного на говоре или диалекте. Контрольное занятие - пение ансамблями (веснянка, хоровод-игра, «тропарь» или «кондак» по выбору)
? в четвертом классе (четвертый год обучения) учащиеся, достигшие качественных результатов в освоении народной манеры, осваивают исполнение протяжных, проголосных песен, записанных в экспедициях от носителей традиций. Экзамен:  пение в «старожильческой» традиции (протяжная, хороводная песни), исполнение фрагментов православных песнопений;
? в пятом классе (пятый год обучения) более глубоко осваиваются традиционные песни с привлечением технических средств обучения (магнитофон, видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи). При этом совершенствуется работа над качеством интонирования и звукообразования народных песен. Учащиеся осваивают пение небольшими группами. Качество исполнения определяется уровнем приближения к аутентичным образцам пения народных песен, чистотой интонации и сочетаемостью подголосков. Одновременно осваивается церковное пение, пение литургии (участие в службе). В конце года - экзамен: исполнение народных песен (протяжная, плясовая, плачь или былина), исполнение фрагментов литургии, участие в церковной службе.
 
 
Результаты обучения  по разделу «Сольное пение»:
? первый год обучения. При опоре в обучении на такие приемы, как показ голосом, развитие внимания, распевание, к концу первого года вырабатываются: полуоткрытая народная манера пения, близкой позиции, умение петь в грудном регистре от до1-си1 при отсутствии зажатости. Основа выработки манеры – примарные тоны. Осуществляется классификация голоса;
? второй год обучения -  новый качественный уровень развития тембра и диапазона, дыхания, артикуляции, интонационной чистоты, слуховых навыков, развитие голоса от до1-до2;
? третий год обучения - владение разнообразием тембров, регистрами, слуховое дифференцирование певческого звучания, навык выразительности;
? четвертый год обучения - закрепление навыков дыхания, слуховых навыков (вокально–слуховых представлений), основных свойств голоса: диапазон, тембр, дикция, осмысленность исполнения, речевая выразительность;
? пятый год обучения - приобретение опыта творческой деятельности, знакомство с элементами системы К.С. Станиславского.
 
 
 На занятиях по сольному пению проводится поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в исполнении инструктивного, учебного и концертного репертуара, в выполнении творческих заданий. Контрольные и итоговые учебные занятия проводятся в форме внутриклассного концерта, моделирования форм традиционной жизни и инсценирования обрядов (вечерка, посиделки, встреча весны, колядование и др.).

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности Школы русской традиционной культуры; сохранение интереса к фольклору во внеучебной жизни (посещение фольклорных, фестивалей и концертов, этнографических выставок и др.). Для выявления данных показателей  проводятся специальные опросы и тестирования.