Подготовка юного спортсмена лыжника для подростков 11 – 17 лет
Авторы-составители: Кривдина С.А., педагог дополнительного образования высшей категории, Ларионова Е.А., педагог дополнительного образования высшей категории, Игнатьева Н.Ю., педагог дополнительного образования первой категории, Гринева Н. А., педагог дополнительного образования первой категории
Программа работы секции «Лыжные гонки» составлена на основе типовой программы для детско-юношеских спортивных школ и адаптирована к условиям деятельности учреждения дополнительного образования детей. При составлении программы были использованы рекомендации ведущих специалистов в области лыжного спорта, опубликованные в печати. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематические планы на каждый год занятий и приложения.
Место лыжного спорта в системе физического воспитания подростков.
Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это объясняется его большим прикладным значением. Умение ходить и бегать на лыжах необходимо для многих профессий. Лыжная подготовка нужна и юношам, направляющимся на службу в армию. Как учебный предмет, лыжная подготовка включена в государственную программу физического воспитания школьников. Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка и настойчивость.
Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это объясняется его большим прикладным значением. Умение ходить и бегать на лыжах необходимо для многих профессий. Лыжная подготовка нужна и юношам, направляющимся на службу в армию. Как учебный предмет, лыжная подготовка включена в государственную программу физического воспитания школьников. Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка и настойчивость.
Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети т подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа секции способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Цели и задачи работы секции.
Цели:
• Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков
• Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта
Цели:
• Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков
• Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта
Задачи:
• Приобщение подростков к здоровому образу жизни
• Формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом
• Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом
• Укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка
• Освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
• Формирование морально-волевых качеств юных спортсменов
Набор групп и организация учебно-тренировочного процесса. Программа адресована детям и подросткам 11 -17 лет и рассчитана на 7 лет обучения. В секции работают группы начальной подготовки для детей от 11 до 13 лет и учебно-тренировочные группы для подростков 14-17 лет. Продолжительность занятий в группах начальной подготовки 3 года, в учебно-тренировочных группах - 4 года. Основная форма занятий групповая. В группах занимаются в зависимости от года подготовки 8-15 человек. Количество часов в неделю в группах начальной подготовки составляет 3 часа, в учебно-тренировочных группах – 6 часов. Основная форма занятий групповая. В группах занимаются 8-10 человек.
На занятия секции лыжных гонок приглашаются дети и подростки, имеющие разрешение от родителей и допуск врача-педиатра. Предварительного отбора для занятий в секции не проводится. Обучение в секции предусматривает последовательное освоение и совершенствование спортивных навыков. Поэтому желательно последовательно переходить от одного года занятий к другому.
Программа предусматривает возможность подключение к занятиям на втором, третьем и последующих годах обучения при наличии у подростка соответствующего уровня технической подготовки и уровня физического развития. При успешном выполнении контрольных нормативов эти подростки могут быть зачислены в группы наравне с теми, кто занимался в данной секции в течение одного или двух лет. Учитывая слабое физическое развитие современных подростков, разрешается ограничиться занятиями по программе первого и второго года обучения.
Методическое обеспечение программы
Высокий уровень эффективности работы спортивной секции «Лыжные гонки» может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе секции применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.
Высокий уровень эффективности работы спортивной секции «Лыжные гонки» может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе секции применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения.
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части:
• Организационная
• Вводная
• Основная
• Заключительная
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем.
Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег.
В течение года тренировки проводятся следующим образом:
• В зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных на развитие быстроты.
• В весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и прыжковые, а так же силовые тренировки.
• В осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы, имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся соревнования и контрольные испытания.
Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что:
• Двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося.
• Должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения
• Должен быть обеспечен медицинский контроль
• должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене спортсмена.
Особое внимание в тренировочном процессе обращается на проявление у детей самостоятельности, решительности, целеустремлённости, способности мобилизоваться в ходе соревнования, проявлять активность и упорство в спортивной борьбе. Учитывается также спортивное трудолюбие занимающихся их заинтересованность в тренировках.
Ожидаемые результаты и диагностика результативности образовательного процесса.
Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью обучающихся. В практических и научных работах отечественных и зарубежных исследованиях по лыжному спорту можно встретить большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития технических и тактических навыков. В течение тренировочного года такие испытания проводятся 2-3 раза.
Краткое содержание изучаемого курса (первый год обучения)
1.Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, техника безопасности
2.Лыжный спорт в России. Краткие исторические сведения о развитии лыжного спорта в России
3.Гигиена юного спортсмена. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль юного спортсмена
4.Общая физическая подготовка
? общеразвивающие упражнения
? медленный разминочный и заключительный бег.
? восстанавливающий бег.
? бег по пересеченной местности.
? кроссовый бег
? силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
? гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза.
? упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
? упражнения на гимнастических снарядах.
? акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
? спортивные игры: баскетбол, футбол
? подвижные игры и эстафеты
5.Специальная физическая подготовка
? упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, передвижение с ускорением по отрезкам на 500 м., 1000 м., 2000 м.
? имитационные упражнения.
? упражнения на роллерах.
? шаговая имитация.
? упражнения на развитие выносливости: кросс-поход на лыжах по пересеченной местности с увеличением километража.
6.Технико-тактическая подготовка
2.Лыжный спорт в России. Краткие исторические сведения о развитии лыжного спорта в России
3.Гигиена юного спортсмена. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль юного спортсмена
4.Общая физическая подготовка
? общеразвивающие упражнения
? медленный разминочный и заключительный бег.
? восстанавливающий бег.
? бег по пересеченной местности.
? кроссовый бег
? силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
? гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза.
? упражнения с предметами: со скакалками и мячами.
? упражнения на гимнастических снарядах.
? акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
? спортивные игры: баскетбол, футбол
? подвижные игры и эстафеты
5.Специальная физическая подготовка
? упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, передвижение с ускорением по отрезкам на 500 м., 1000 м., 2000 м.
? имитационные упражнения.
? упражнения на роллерах.
? шаговая имитация.
? упражнения на развитие выносливости: кросс-поход на лыжах по пересеченной местности с увеличением километража.
6.Технико-тактическая подготовка
- характеристика лыжных ходов
? равномерная тренировка коньковым ходом,
? длительная тренировка коньковым и классическим ходом.
? скоростная тренировка коньковым и классическим ходом.
? переменная тренировка коньковым и классическим ходом.
? передвижение по ровной или пересеченной местности без палок или с палками, подъемы и спуски разной крутизны с палками или без палок.
7.Соревнования
- правила проведения соревнований по лыжным гонкам
? участие в соревнованиях различного уровня.
8.Контрольные упражнения
? сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке
? равномерная тренировка коньковым ходом,
? длительная тренировка коньковым и классическим ходом.
? скоростная тренировка коньковым и классическим ходом.
? переменная тренировка коньковым и классическим ходом.
? передвижение по ровной или пересеченной местности без палок или с палками, подъемы и спуски разной крутизны с палками или без палок.
7.Соревнования
- правила проведения соревнований по лыжным гонкам
? участие в соревнованиях различного уровня.
8.Контрольные упражнения
? сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке