Тезаурус понятий при проектировании образовательной программы
При проектировании образовательной программы педагогам учреждений дополнительного образования детей следует исходить из единства трактовки следующих терминов и понятий.
Образовательная программа - это:
• рабочий документ педагога, где кратко представлены способы изложения содержания и организации обучения и воспитания в конкретной образовательной области, позволяющие ребенку самоопределиться и самореализоваться;
• индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, гарантированный этой образовательной программой.
Цель образования (в широком смысле) - формирование сложных личностных структур: ценностных ориентации, мировоззренческих идей, личностных качеств; (в более узком) - необходимость достижения всеми обучающимися стандартов образования.
Ценности образования - комплекс важных знаний, умений и навыков, способов поведения, личностных отношений и прочего, имеющих существенное значение при определении цели образования.
Образовательный стандарт - требования к содержанию и качеству обучения в учреждении дополнительного образования детей.
Педагогический процесс - направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Структура педагогического процесса соответствует компонентам педагогической системы и представлена такими из них, как:
• целевой - определение целей воспитания и обучения;
• содержательный - разработка содержания образования;
• операционно- деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса;
• оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания и обучения, как и эффективности педагогического процесса.
• целевой - определение целей воспитания и обучения;
• содержательный - разработка содержания образования;
• операционно- деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса;
• оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания и обучения, как и эффективности педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса - ведущие исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в нормах, правилах и рекомендациях, соблюдение которых обеспечивает оптимальное для данных условий функционирование обучения.
Условия построения педагогического процесса - перечень положений, находящихся в основе построения педагогического процесса и достижения целей образования.
Критерии педагогического процесса - признаки, на основании которых производится оценка его эффективности.
Учебно-методический комплекс - совокупность методических, дидактических и иллюстративных материалов, используемых педагогом для раскрытия содержания учебного занятия.