Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  



    ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ СЪЕМКЕ ПЕЙЗАЖА
     
    По сравнению с репортажем съемка пейзажа технически намного проще, поскольку у фотографа в большинстве случаев есть возможность дождаться оптимального освещения понравившегося ему ландшафта или архитектурного сооружения. Тем не менее в большинстве случаев мы обращаемся к жанру пейзажа именно тогда, когда наш взор привлекает особенно удачное сочетание отдельных элементов ландшафта, состояния небосвода и условий освещения. Однако часто после изготовления снимков они разочаровывают нас своей невыразительностью, отсутствием той самой живописности, которая привлекла наше внимание во время съемки.
    Подобный результат в основном следствие того, что окружающий нас мир мы видим и воспринимаем многокрасочным, по-лихромным, а снимок воспроизводит его в гамме серых тонов. Поэтому на начальных этапах съемки, когда вы еще не научились при выборе пейзажа автоматически переводить его многокрасочность в монохромность черно-белого снимка, следует в процессе поиска сюжета и направления съемки рассматривать пейзаж через оранжевый или красный светофильтр. При этом краски пейзажа поблекнут и ваше зрение будет воспринимать окружающие предметы почти такими же, какими воспроизведет их изображение на снимке.

    Очень важно при пейзажной съемке исключать из кадра все лишнее, отвлекающее внимание зрителя от основного объекта съемки.  Ограниченная разрешающая способность съемочного объектива и негативной фотопленки, а также значительное увеличение изображения при проекционной печати делают практически невозможным детальное воспроизведение на снимке всех подробностей объекта съемки.

    Следует иметь в виду, что максимальный эффект притемнения неба на снимке с использованием желтых, оранжевых или красных светофильтров наблюдается при съемке участков небосвода, противоположных направлению на солнечный диск. С переходом к съемке при задне-боковом и в особенности при контровом свете эффективность действия светофильтров  ощутимо снижается,  что наиболее заметно при использовании средне- и длиннофокусных объективов,  захватывающих  лишь  небольшой  участок  небосвода.

    Однако не следует думать, что пейзажная съемка возможна лишь в условиях хорошей, солнечной погоды. Хмурое небо и осенние туманы также могут стать объектом фотографирования. Особенно интересные эффекты освещения возникают перед или после ненастья, непосредственно перед грозой и туманным дождливым осенним днем. Сам по себе туман воспроизвести на снимке можно только косвенным путем, поскольку заполненный мельчайшими капельками воды воздух может стать объектом съемки лишь при наличии пронизывающих его контровых солнечных лучей. Во время осенних туманов, когда солнце скрыто за плотной облачной пеленой, передать объемность воздушной среды можно только с помощью тональной перспективы, при которой увеличение расстояния от предметов до фотоаппарата влечет за собой уменьшение плотности их изображения.

    При фотографировании в тумане тональная перспектива в очень большой степени зависит от фокусного расстояния объектива: с увеличением фокусного расстояния происходит сближение планов, а следовательно, и более эффектное воспроизведение на снимках тумана. Наоборот, при съемке в тумане широкоугольным короткофокусным объективом задний план как бы удаляется от зрителя  и   плотность  тумана  на  снимке  зрительно  уменьшается.

    Если при съемке в тумане используются светофильтры, пропускающие длинноволновые лучи спектра, уменьшается в некоторых пределах плотность тумана, а если применяются голубые светофильтры Г-1,4Х, плотность тумана на снимке несколько возрастает. Естественно, что при плотной многослойной облачности светофильтры менее эффективны, чем когда облачный покров имеет разрывы и сквозь него пробивается свет голубого неба.

    Наступление осеннего периода года, когда цвет листвы деревьев превращается из зеленого в желтый, требует некоторого изменения в применении светофильтров. Если летом для осветления темных тонов листвы и травы почти во всех без исключения случаях следует использовать желто-зеленый светофильтр, то осенью при передаче на снимках листвы более светлыми тонами следует применять желтый, а иногда даже и оранжевый светофильтр. При этом листва будет воспроизведена на снимках очень светлой на фоне притемненного голубого неба. Решать вопрос о применении того или иного светофильтра следует индивидуально для каждого конкретного сюжета в соответствии с поставленной изобразительной задачей.
    Наступление зимы знаменует собой особый период в съемке пейзажа. Почти полное отсутствие оттенков, характерных для весны, лета и осени, делает зимние пейзажи почти монохромными, а белый снежный убор земли, представляющий собой прекрасную отражающую поверхность, на открытых местах довольно сильно подсвечивает тени отраженным светом. Однако значительная разница в отражательной способности снега и стволов деревьев, а также иных темных предметов создает весьма высокий контраст, требующий очень точного замера экспозиции, особенно при солнечном освещении.

    Зрительно наиболее выигрышными выглядят зимние пейзажи с осевшим на ветки деревьев инеем. Солнечное освещение и голубое небо придают им неповторимое, сказочное очарование. Но малейшее дуновение ветра и тепло солнечных лучей (особенно в последний месяц зимы) быстро разрушают белое убранство деревьев, поэтому съемку таких пейзажей нельзя откладывать даже на несколько часов.

    Наибольшей выразительности эти снимки достигают при передне-боковом солнечном освещении. Задне-боковой или контровой солнечный свет мало способствует воспроизведению на снимках красоты выпавшего инея, поскольку мохнатые от инея ветки деревьев получаются темными на фоне светлого неба. Применение желтого или даже оранжевого светофильтра можно считать обязательным, а расчет экспозиции следует производить исходя из яркости освещенного солнцем снега.

    Съемка в контровом солнечном свете зимой интересна тем, что позволяет передать на снимке структуру, зернистость снежной поверхности. Четко выделяются на снегу лучами низко расположенного на небосводе солнца любые неровности, кочки, следы. Использовать при контровой съемке светофильтры следует очень осторожно, поскольку все тени подсвечены голубым светом неба. Даже плотный желтый светофильтр может ощутимо увеличить контраст изображения, а оранжевый или красный светофильтр делает тени чрезмерно темными. Как и при передне-боковом солнечном освещении, экспонометрия при съемке в контро-вом свете должна быть очень точной. Если основное внимание на снимке сосредоточено на освещенной солнцем поверхности снега, экспозицию следует устанавливать именно по этим участкам снежного покрова; если же в кадре доминируют не освещенные солнцем участки снега, экспозицию необходимо удвоить.

    Однако такие дни, когда солнце и голубое небо удачно сочетаются с инеем, в течение зимы нечасты. В основном в это время года доминирует пасмурная погода с оттепелями и снегопадами. В этих условиях рассеянного освещения зимние пейзажи выглядят менее выразительно и снимать следует либо во время снегопада, либо сразу же после выпадения мокрого снега.

    Идущий мелкий сухой снег не прорабатывается на снимках — они производят впечатление выполненных в туманную погоду. Если же снег падает медленно, крупными хлопьями, он может быть хорошо воспроизведен на снимках. Применение длиннофокусных объективов в таких условиях нецелесообразно, поскольку дальние планы скрыты за пеленой снега, а вблизи от фотоаппарата снежинки довольно быстро пересекают поле зрения длиннофокусных объективов, оставляя на пленке лишь тонкие, блеклые линии своего пути. Наоборот, широкоугольные короткофокусные объективы хорошо воспроизводят снегопад и их применение вполне оправдано.

    После мокрого снегопада с ветром налипший на стволы деревьев снег создает интересный графический рисунок, наиболее заметный при съемке пейзажа по направлению ветра. Залепленные снегом стволы деревьев с темной окантовкой по краям на белом фоне выглядят очень живописно, однако достичь лаконизма в композиции снимка бывает довольно трудно. В такой ситуации лучше снимать стоящие обособленно небольшие группы деревьев, поскольку в густом лесу и ветра почти нет и деревья второго плана создают на снимке ненужную пестроту.
    Применять светофильтры зимой в пасмурную погоду нецелесообразно, так как рассеянный свет низко нависший серой пелены облаков не имеет какой-либо спектральной окраски.




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование