Школа фотомастерства. Съемка солнечного диска


Съемка солнечного диска

Включение солнечного диска в кадр, как и съемка при контровом свете, имеет свои особенности, на которых следует остановиться  подробнее.   Еще  несколько лет назад  съемка  ярких источников света была довольно трудным делом. Свет, отражаясь от поверхностей линз объективов и многократно преломляясь в них, дробился и рассеивался настолько сильно, что желание получить на фотопленке четкое, незавуалированное изображение предметов и одновременно источников света было почти невыполнимым. С появлением просветляющих пленок потери света на поверхности линз объективов значительно сократились, а современное многослойное просветление почти свело на нет все блики и рефлексы, возникающие при прохождении света через объектив. Тем не менее иногда на снимках, в особенности выполненных широкоугольными объективами, при контровом освещении можно заметить вереницу бликов, по форме повторяющих форму диафрагмы. Некоторые из фотографов часто используют эти блики как своего рода изобразительный прием, позволяющий придать снимкам необычный вид.
 
Однако гораздо интереснее и заманчивее получить снимки, свободные от засветок, поскольку в контровом свете,  особенно при  введении  в  кадр  солнца,  изобразительный лаконизм и необычный светотеневой рисунок делают их чрезвычайно привлекательными. Изображение солнечного диска, введенное в композицию снимка, невольно сосредоточивает на себе наше внимание, становится зрительным центром.

Как же ввести в снимок солнечный диск? Безусловно, находящееся высоко в небе ярко сияющее, слепящее солнце не очень удобный объект для фотографирования по двум причинам. Прежде всего, солнце интересует нас не само по себе, а в сочетании, в композиционном единстве с предметами окружающего пейзажа. Чаще всего они расположены на поверхности земли, в связи с чем соединить их в кадре вместе с солнцем можно только тогда, когда солнечный диск находится в непосредственной близости от горизонта. Вторым существенным обстоятельством, заставляющим отдавать предпочтение низко расположенному на небосводе солнцу, является интервал яркостей объекта съемки.

При высоком околополуденном солнце интервал яркостей солнце — наземные предметы настолько велик, что не может быть воспроизведен фотографической эмульсией. Иначе обстоит дело в утренние и вечерние часы. В это время мы без специальных приспособлений и темных очков можем спокойно рассматривать солнечный диск. Однако между утренней  и вечерней съемкой в черте больших городов есть разница, из-за которой для фотографирования более приемлемым следует считать вечернее время, когда над городом повисает шапка взвешенных в воздухе мельчайших частичек пыли и дыма. Эта шапка служит своеобразным фильтром, дополнительно ослабляющим свет солнца. К утру в безветренную погоду она оседает на землю, из-за чего утреннее солнце кажется нам более ярким, светлым, как бы умытым.

При наличии ветра, а также вдали от промышленных центров чистота воздуха одинакова как в утренние, так и в вечерние часы и предпочтение следует отдавать направлению (восток или запад), что определяется розой ветров в данном географическом пункте и теми или иными местными предметами. Там, где ветры имеют в основном западное направление, лучше фотографировать заход солнца, ибо в этих местах оно чаще садится в облака. А облака, освещенные заходящим солнцем, выглядят на снимке очень эффектно. 

Если зону резкости перемещать ближе к фотоаппарату,  фокусируя  объектив  на близко расположенные предметы, изображение солнечного диска будет все больше расфокусироваться, оно потеряет резкость контуров, станет менее  ярким,  но  одновременно с  этим  увеличится  в  размерах.

Этот эффект очень легко наблюдать в видоискателе зеркального фотоаппарата (на матовом стекле). Он проявляется тем сильнее, чем ближе к фотоаппарату находится плоскость наводки на резкость и чем больше открыта диафрагма объектива.
 
Как же быть в том случае, если солнце находится сравнительно высоко на небосводе и яркость солнечного диска весьма велика? Прежде всего его можно частично или полностью прикрыть листвой деревьев или каким-либо иным предметом переднего плана.
 
Если на широкоугольный объектив надеть красный светофильтр, на поверхность которого нанесли очень тонкие, едва заметные мазки вазелина, пересекающиеся в центре стекла светофильтра, то преломляясь и рассеиваясь в этих мазках по перпендикулярным к ним направлениям, солнечный свет создает на снимке эффект расходящихся лучей. Чем жирнее и толще будут мазки, тем более грубо и расплывчато будут выглядеть лучи. Количество лучей от источника света в кадре зависит от количества мазков: два перпендикулярных друг другу мазка дадут крестообразные лучи, три мазка — шестилучевую звезду и т. д.
Однако злоупотреблять этим приемом, как и любым иным техническим средством, не стоит, ибо, использованный один раз, он привлекает к себе внимание зрителей; повторенный дважды — кажется хорошо знакомым; использованный трижды — становится неинтересным.   К тому же  каждый  изобразительный  прием,   как нельзя лучше подходящий по смыслу и форме к какому-либо конкретному сюжету, может оказаться формальным при съемке иного сюжета, с которым у него нет органического единства.

Если солнце находится очень высоко на небосводе, целесообразнее вводить в кадр не сам солнечный диск, а его отражение в воде. Во-первых, яркость отражения намного меньше яркости солнца; во-вторых, при неспокойной воде отраженный солнечный свет разбивается на тысячи лучей, которые могут быть включены в композицию снимка как изобразительный элемент. Совершенно спокойную, гладкую поверхность воды можно нарушить, бросив в воду небольшой камень. Если при этом место падения камня совпадает с местом, где отражается солнечный диск, то поверхность воды станет на снимке особенно рельефной и пространственно ощутимой. В подобных случаях уместно использовать короткофокусные объективы с оранжевым, красным или поляризационным светофильтром. Это придаст снимку определенную графическую лаконичность и позволит снизить яркость отраженного от воды света.

Но если при фотографировании солнца вы все-таки обнаружите на матовом стекле видоискателя блики, направьте аппарат на объект съемки так, чтобы солнце размещалось точно по оптической оси объектива — при этом все блики сольются в один, совпадающий по своему положению с солнцем. Конечно, при печати такой снимок придется соответствующим образом кадрировать.

При съемке в контровом свете засветка пленки может происходить не только через объектив, но и посредством отражения света от   внутренних   поверхностей   той   части   фотоаппарата,   которая расположена между объективом и фотопленкой. В большинстве случаев размер изображения, проецируемый объективом на фотопленку, больше, чем размер кадрового окна, и свет, пройдя через объектив и отразившись от внутренних поверхностей, а иногда и от механизмов фотоаппарата, может попасть на фотопленку в момент экспонирования и засветить ее. Поэтому засветки, возникающие в результате внутренних отражений, всегда неожиданны, поскольку их нельзя увидеть даже в видоискателе зеркального фотоаппарата.

С точки  зрения возможностей  появления таких  засветок  наиболее   опасны   зоны,    непосредственно   примыкающие   к   краям кадра, поэтому при съемке в контровом свете лучше ввести солнечный диск в пределы кадра, чем оставить его вне пределов у самых границ. А при контровом солнечном свете, когда солнце не входит в кадр, помимо прочего следует найти такую точку съемки в которой падающий на объектив фотоаппарата солнечный свет экранирован листьями или ветками дерева, силуэтом уличного фонаря или какой-либо вывеской — это лишний раз предохранит снимок от засветки.