Школа фотомастерства. Съемка натюрмортов

 
Фотографирование при искусственном освещении не ограничивается только жанром портрета. Очень интересным как по изобразительной форме, так и по образности отражения окружающего нас мира могут быть снимки различных предметных композиций — натюрмортов.

Натюрморт как самостоятельный жанр фотоискусства имеет свои задачи, свой круг тем и сюжетов, присущую ему выразительность и образность художественного языка. При съемке натюрморта широко используют все изобразительные средства фотографии — световое и колористическое решение, тональность и самые разнообразные композиционные приемы. Методика и пути решения изобразительных задач приобретают в этом случае особую конкретность, поскольку на снимках изображаются часто не только предметы как таковые, но и воспроизводится обстановка, окружающая данные предметы среда, создается определенное настроение. Поэтому зритель получает впечатление как от находящихся в кадре конкретных предметов, так и от предполагаемого за пределами кадра пространства.

Однако было бы неправильно считать натюрморт простейшим жанром фотоискусства. Здесь, как и в рекламной фотографии, часто представляющей собой узконаправленное развитие натюрморта, очень важно добиться законченного, совершенного композиционного и светового решения кадра, выразительной передачи на снимке объемных форм и фактуры поверхности предметов и их пространственного расположения. Соответственно этому особенно тщательной и точной должна быть работа фотографа со светом, ибо только с помощью света можно передать на снимках ощущение шершавости или. гладкости поверхности предметов и их пространственного расположения.

В большинстве случаев натюрморт представляет собой крупноплановое изображение предметов. На снимках они должны выглядеть такими, какими мы их привыкли видеть в реальной жизни. А это возможно только при условии, что фактура поверхности предметов будет передана благодаря соответствующей установке осветительных приборов. Именно поэтому натюрморт можно рассматривать не только как самостоятельный жанр фотоискусства, но и как своеобразный учебный процесс по овладению техникой освещения, как путь повышения фотографического мастерства.

Остановимся прежде всего на предметах натюрмортов. Внимание фотографа всегда будут привлекать такие традиционные предметы, как овощи, фрукты, стеклянная и фарфоровая посуда, орудия труда человека и предметы быта. Тематика таких натюрмортов бесконечно разнообразна и неисчерпаема. Вместе с тем часто главным в изображении натюрморта оказывается не тема, которой посвящен данный снимок, а его изобразительная форма, мастерство фотографа как осветителя.

При съемке натюрморта достаточно бывает использовать лишь один источник света, с тем чтобы получить интересный по тональности и светотеневому решению снимок.
Например, вы снимаете натюрморт, составленный из белой фарфоровой посуды и ветки с бутоном розы, размещенных на белом фоне и освещенных рассеянным ненаправленным светом, идущим со стороны фотоаппарата. Белый фон и светотональное освещение позволят сосредоточить внимание зрителя на форме предметов, а колористическое решение в светлых тонах, подкрепленное нюансами тональных переходов от белого к светло-серому и серому, подчеркнуло изящество форм предметов.

При съемке натюрморта может быть использован один источник света — передне-верхне-боковой, — а сами предметы размещаются на темно-сером фоне. Контрастное, почти боковое освещение выпукло обрисовало их объемные формы и проработало фактурность поверхностей, а темный, без детализации, фон позволил сосредоточить внимание зрителей на объекте съемки, совершенно исключив из кадра пространство, окружающее предметы.

При фотографировании изделий из фарфора может быть использован не только белый, но и черный фон. В данном случае основой тонального построения изображения явился контраст между светлой посудой и неконкретным темным фоном, а отражение всех предметов в стекле, на котором они установлены, позволят создать интересную композицию. Для четкой обрисовки контуров сервиза используйте задне-боковой (почти конт-ровой) верхний свет, а спереди предметы можно освещать источниками рассеянного света.

Блестящая поверхность фарфоровых и стеклянных изделий очень часто при их освещении передне-боковым светом сильно бликует. Такие блики, хотя и оживляют изображение, во многих случаях нежелательны, поскольку мешают целостному восприятию формы предметов. Если же фотографировать изделия из прозрачного или окрашенного в массе стекла на просвет, расположив позади стеклянных предметов белый, ярко освещенный фон, все блики на поверхности исчезают. Для большей декоративности и реалистичности натюрморта в кувшин и в стакан налейте воду, а для получения достаточно широких темных полос в водной среде по бокам белого фона установите темные затенители. Это позволит совместить в одном снимке графичность, возникающую при съемке прозрачных стеклянных изделий на просвет, с тональными переходами, свойственными водной среде.
 
Это — примеры статичных, неподвижных натюрмортов, при съемке которых можно не спеша разместить все предметы, подобрать оптимальное расположение осветителей, найти наилучшее композиционное и световое решение снимка. Более сложными по построению и технологии фотографирования являются динамичные натюрморты, где присутствует движение. Конечно, наиболее просто снимать такие сюжеты с использованием ламп-вспышек, но и при свете обычных софитов возможна съемка перемещающихся предметов или льющейся жидкости.
 
Особое внимание при фотографировании натюрмортов следует уделять фону. В большинстве случаев поверхность, на которой размещены предметы, и фон разделены горизонтальной линией, что мешает целостному восприятию снимка, так как она делит изображение на две части. Для того чтобы избежать этой линии на снимке, следует выбирать либо высокую точку съемки, либо в качестве фона использовать достаточно большой по размеру лист бумаги или кусок ткани. При этом бумага или ткань должны, плавно изгибаясь, переходить из горизонтальной плоскости в вертикальную.

Снимать натюрморты можно объективами с различными фокусными расстояниями — все зависит от замысла фотографа. Обеспечение достаточной глубины резкости и высокой разрешающей способности  достигается  диафрагмированием  объектива  до  значения 1:8 или 1:11. Для получения высокой резкости в целях передачи на снимках фактурности предметов следует использовать фотопленку минимальной чувствительности, а это в свою очередь требует установки фотоаппарата на штатив. Фиксированное положение аппарата при съемке натюрморта желательно также и потому, что в этом случае удобнее всего осуществлять компоновку кадра, наблюдая за предметами через видоискатель и находя наиболее удачное расположение каждого из них.