Школа фотомастерства. Фотографирование пейзажей

 
Золотое правило фотографирования пейзажей

Это золотое правило фотографирования пейзажей, без точного выполнения этого правила вы никогда не получите результатов, похожих на профессиональные фотографии. Фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей, могут фотографировать только дважды в день. Во-первых, на рассвете: вы можете начать фотографировать за 15-30 мин до появления солнца и в продолжение 30 минут до часа (в зависимости от яркости света) после его появления. Во-вторых, на закате. Почему только два раза в день?  Дело в том, что только на рассвете и на закате можно получить мягкий теплый свет и легкие тени, которые позволяют получить освещение профессионального качества для съемки пейзажей. Насколько строгим является это правило? Я никогда не забуду лекции с ответами на вопросы, которую я читал для профессиональных фотографов вместе с легендарным фотографом журнала "National Geographic" Джо Макнелли. Один из слушателей спросил Макнелли: "Действительно ли можно фотографировать только на рассвете и на закате?". Он рассказал, что нынешние редакторы фотоматериалов (в больших журналах) настолько уверены в этом правиле, что даже не смотрят на фотографии, если они не сделаны на рассвете или на закате. Он рассказал, что пришел как-то к такому редактору и сказал: "Посмотрите. Этот снимок не сделан в эти волшебные часы, но он прекрасен". Но редактор все равно отказался на него смотреть. Следует вывод, что профессиональные фотографы снимают пейзажи только в эти периоды, и если вы хотите добиться подобных результатов, то это правило следует соблюдать.
Одной семьей со штативом
Пришло время раскрыть еще один важный секрет: поскольку вы будете фотографировать в условиях слабого освещения, то всегда нужно использовать штатив. Каждый день. Постоянно. В мире профессионалов по фотографированию пейзажей не существует снимков, выполненных без штатива.
 
Штативы: преимущества углеродных сплавов
Последние модели штативов изготавливаются из углеродных материалов. Такие штативы обладают двумя преимуществами: во-первых, они намного легче, чем традиционные металлические, и не уступают им в устойчивости, а во-вторых, штативы из углеродных материалов не резонируют, как металлические, т.е. снижается риск вибрации. Но есть и недостаток. Как вы и ожидали, стоят такие штативы недешево.
 
Идеальная точка съемки
Когда вы в следующий раз купите журнал о путешествиях, в котором размещены прекрасные фотографии пейзажей, или будете изучать работы мастеров цифровой пейзажной фотографии, таких как Дэвид Мюнх (David Muench), Муз Петерсон (Moose Peterson), Стивен Джонсон (Stephen Johnson) и Джон Шоу (John Shaw), обратите внимание на их прекрасные снимки с бескрайними просторами. Вы обнаружите, что практически на каждой из этих фотографий присутствуют три элемента. Первый из них — это передний план. Например, при фотографировании заката солнца в море, изображение начинается не с водной глади, а на пляже. Пляж является передним планом. Вторым элементом является основной объект съемки. В случае фотографии заката это может быть океан, в котором отражается заходящее солнце, или само солнце. Последним третьим элементом является задний план. На фотографии заката это небо и облака. Для создания впечатляющей пейзажной фотографии нужны все три элемента. При следующей съемке спросите у себя:"А где мой передний план?" (О переднем плане фотографы-любители забывают чаще всего.) Если помнить о всех трех элементах, то ваша фотография позволит передать красоту пейзажа, вы выберете нужную точку съемки и получите фотографию большей "глубины".
 
Еще один довод для фотографирования на рассвете
Дополнительным преимуществом фотографирования на рассвете (а не на закате) являете то, что вода в бассейне, озере, морском заливе и т.д. будет более спокойной, поскольку всегда менее ветрено по утрам, чем в конце дня. Поэтому если вы хотите получить зеркальное отражение в водной глади озера, то лучше делать снимок ранним утром, а не поздним вечером.
 
Съемка водопадов
Хотите получить изображение плавного водопада или потока воды? Секрет в том, чтобы оставить затвор объектива открытым (по крайней мере на одну-две секунды). Вода будет литься, а все остальное (камни и деревья возле водопада или ручья) останется без изменений. Вот что нужно сделать. Выберите режим съемки приоритета выдержки (установите значение S или Tv с помощью дискового переключателя) и задайте значение выдержки, равное одной или двум секундам.
Теперь даже при съемке в облачный день открытый на несколько секунд затвор позволит получить слишком большое количество света, и вы получите полностью засвеченное, чисто белое изображение. Вот почему профессиональные фотографы делают снимки водопадов до или на рассвете или сразу после заката, когда света намного меньше. Кроме того, они используют фильтр нейтральной плотности. Это специальный фильтр, который накручивается на объектив и уменьшает количество света, попадающего в фотоаппарат. При таких условиях можно оставить затвор открытым на несколько секунд. Через объектив проходит так мало света, что вы получаете четко сфокусированную фотографию, на которой заснят плавный поток воды. Но если у вас нет фильтра, но интересующий вас водопад или ручей находится глубоко в лесу (т.е. скрыт в густой тени), то того же эффекта можно добиться с помощью следующей хитрости. Установите фотоаппарат на штатив, выберите режим приоритета диафрагмы и установите наибольшее из доступных численных значений диафрагмы (например, f/22 или f/36). При этом затвор объектива останется открытым дольше, чем обычно (в густой тени это не страшно), и вы получите то же изображение "шелковистого" потока воды.
При съемке водопадов вместо фильтра нейтральной плотности можно использовать поляризационный фильтр. Это позволяет, во-первых, удалить отражения в водопаде и на камнях, а во-вторых, уменьшить количество света, попадающего в объектив. Кроме того, можно использовать большое значения выдержки. При высоких значениях выдержки эффект "шелковой струи” усиливается, поэтому попробуйте разные значения (4, б, 10 с) и посмотрите, какое позволит получить наилучший результат.
 
Совет по фотографированию леса
Хотите отличный совет по поводу того, как фотографировать лес? Не фотографируйте землю. И действительно, земля в лесу часто не слишком привлекательна (упавшие ветки, гнилые листья — полный беспорядок), и поэтому многие профессиональные фотографы не снимают землю, она слишком контрастирует с красотой деревьев (см. цветную вклейку). Хотя если земля выглядит нормально, ее можно добавить в кадр, но если не очень — лучше сберечь кадр. Еще один совет. Очень хорошо фотографировать в лесу в облачные дни, поскольку очень трудно сделать фотографию леса при ярком солнце. Однако есть одно исключение из этого правила: если в лесу есть туман в солнечный день, то солнечные лучи, пробивающиеся через дымку, могут оказаться очень впечатляющими.

Линия горизонта
Ответ на вопрос "Где я размещу линию горизонта?" достаточно прост. Не следуйте традиции любителей и не размещайте линию горизонта строго по центру фотографии. Иначе ваши пейзажи всегда будут похожи на снимки поляроидом. Вместо этого решите, на какой части вы будете акцентировать внимание: на земле или на небе. Если небо выглядит прекрасно, сделайте так, чтобы линия горизонта оказалась в нижней трети фотографии (это будет акцент на небе). Если более красива земля или вода, то линия горизонта должна быть в верхней трети фотографии. Это позволит больше выделить землю или воду, и что еще важнее — любой из этих методов позволит придать вашей фотографии больше колорита.

Скучное небо? Меняем правила
При создании пейзажной фотографии, когда на небе нет ничего интересного, можно отказаться от правила одной трети и оставить в кадре минимально необходимую часть неба. Захватите 7/8 земли или воды и только 1/8 часть неба. В результате внимание зрителей привлечет более интересный передний план.
Впечатляющие съемки в горах
Фотографируйте под таким углом, под которым мы не смотрим в обычной ситуации. Например, если вы фотографируете горы, то не нужно делать снимок с дороги, у подножья гор. Этот вид доступен всем. Поэтому лучше не снимайте снизу вверх. Чтобы создать впечатляющие снимки гор, действительно интересные людям, лучше фотографировать с необычной для людей позиции: сверху вниз. Поднимитесь на автомобиле как можно выше в горы, или вскарабкайтесь на вершину (если это безопасно), установите фотоаппарат и сделайте снимок сверху вниз или параллельно линии горизонта. Это то же правило, по которому не нужно фотографировать цветы сверху вниз. Мы всегда видим цветы именно так, поэтому такие фотографии не впечатляют. И горы мы видим чаще снизу. Это обычно, это скучно и не демонстрирует людям ничего, что они бы не видели сами сотни раз.
Более теплые рассветы и закаты
Автором этого приема является Билл Фортни (Bill Fortney). Он придумал, как получить более теплый оттенок цвета на рассветах и закатах. При использовании фотоаппарата Nikon перейдите в меню и выберите в качестве режима баланса белого вариант Дневной свет (Daylight), нажмите кнопку с изображением стрелочки, указывающей направо, чтобы открыть экран Точная настройка (Fine-tune), введите значение -3  и нажмите кнопку ОК. Более теплый оттенок создает хорошее впечатление.
При использовании фотоаппаратов Canon устанавите баланс белого. Не забывайте отключать этот параметр, если вы не фотографируете рассветы или закаты.)
 
Что фотографировать в плохую погоду?
Представьте себе, что вы решили мрачный день, когда моросит дождь, полностью посвятить редактированию фотографий с помощью Photoshop. Это нельзя назвать самым неудачным решением, но вы теряете несколько возможностей сделать отличные фотографии. Например:
1.   Сразу после дождя, когда еще много туч и темно, наступает отличный момент для съемки листвы в лесу (зеленый цвет листьев кажется более интенсивным и живым, хорошо выглядят даже листья на земле, дополнительное впечатление придают капли дождя на листьях и цветах), речек и водопадов (можно использовать большие значения выдержки, пока солнце остается за тучами).
2.   Если идет гроза, то сразу после прекращения дождя тучи могут разойтись, выглянет солнце и можно сделать впечатляющий кадр. Разрыв в тучах может появиться всего на несколько минут, а потом опять пойдет дождь, или наоборот, небо полностью очистится и будет яркое солнце (настоящий враг фотографа-пейзажиста), поэтому будьте готовы к съемке. Этого момента стоит дождаться.
3.   Перед тем как гроза утихнет, небо может быть окрашено в самые необычные цвета, тучи будут очень грозными и через них будут пробиваться лучи света. Большинство людей пропускают эти моменты, поэтому будьте наготове (не фотографируйте во время дождя, чтобы защитить себя и аппаратуру).
 
Съемка в облачный день
Метод такой — не фотографируйте небо. Не делайте фотографии, на которых будет много неба. Кроме того, можно впоследствии без особых усилий выполнить настройку тонального диапазона в Photoshop (это закамуфлированное выражение означает: "Я собираюсь сделать это небо более голубым, чем оно было в действительности в этот серый, пасмурный день"). Это как раз случилось на моей последней съемке. Было двадцать минут голубого неба, а затем еще полтора часа серого неба, затянутого тучами. Я только "немного уменьшил процент неба" на своих фотографиях (я фотографировал городские пейзажи), а затем исправил ситуацию с помощью Photoshop. Рассмотрим последовательность моих действий.

1.   Я открыл одну из фотографий, на которой небо выглядело красивым и голубым. Затем я воспользовался инструментом Eyedropper (Пипетка), чтобы задать в качестве основного цвета голубой.
2.   Я открыл фотографию, на которой присутствовала небольшая область серого неба. Используя инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), я выделил на фотографии участки этого серого неба.
3.   Я добавил новый слой выше моего слоя Background (Фоновый слой) и залил выделенную область основным (голубым) цветом. Вот и все: мое серое небо стало голубым.
Создание панорамы (часть 1)
Получается очень красивый снимок; когда вы объединяете пять или шесть пейзажных фотографий в одно длинное изображение. Это позволяет как нельзя точнее передать впечатление от того вида, который открывался взору фотографа. Однако когда нужно создать панорамное изображение, то эта задача может оказаться очень простой, а может и быть настоящим кошмаром. Все зависит от того, как вы сфотографировали панораму. Если сделать фотографии правильно, то Photoshop объединит их в одну панораму при минимальных усилиях со стороны пользователя. Если же сфотографировать панораму неправильно, то придется потратить много часов, чтобы объединить отдельные снимки в одно панорамное изображение, a Photoshop будет ставить палки в колеса при выполнении каждого действия. Несмотря на то, что описание занимает несколько страниц, создавать панорамные изображения совсем не сложно — достаточно следовать правилам, которые позволят собрать воедино отдельные фотографии с помощью Photoshop. Рассмотрим эти правила:
1.   Фотографируйте со штатива. В противном случае создание панорамы обойдется очень дорого.
2.   Делайте фотографии при вертикальном положении фотоаппарата (портретные фотографии), а не в горизонтальном положении (пейзажные фотографии). Да, потребуется большее количество фотографий для съемки одной и той же области, но эти дополнительные усилия уменьшат несовпадение отдельных фотографий и вы получите более красивую панораму.
3.   Переключите баланс белого в вашем фотоаппарате в режим Облачно (Cloudy). Если оставить выбранным режим Автоматический (Auto), то баланс белого может изменяться для отдельных изображений, что очень плохо.
4.   Нажмите кнопку спуска затвора наполовину, чтобы фотоаппарат выполнил замер экспозиции, затем загляните в видоискатель и запишите значения диафрагмы и выдержки. Переключите фотоаппарат в режим ручной съемки и задайте записанные значения диафрагмы и выдержки. Если этого не сделать и использовать автоматический режим экспозиции, то значения экспозиции могут оказаться разными на отдельных кадрах, что сведет вас с ума при работе в Photoshop.
5.   Поскольку фокус устанавливается на первом сегменте панорамы, отключите автоматическую фокусировку для вашего объектива. Благодаря этому фокус не будет потерян при съемке разных сегментов панорамы.
6.   До того как сфотографировать первый сегмент панорамы, сфотографируйте один палец. Таким образом вы будете знать, что дальше начинаются фотографии панорамы. Сфотографируйте свою ладонь после последней фотографии панорамы.
7.   При съемке каждого сегмента панорамы захватывайте 20-25% области, попавшей в кадр на предыдущей фотографии. То есть захватите 1/4 первой фотографии при создании второго сегмента панорамы. Каждый сегмент должен перекрываться с предыдущим как минимум на 20%, чтобы у программы Photoshop не возникло трудностей с объединением этих фотографий в единое изображение. Это очень важно.
8.   Фотографируйте быстро. Особенно если на ваш пейзаж надвигаются облака. Что-то может измениться (освещение, облачность и т.д.) на вашей панораме, что приведет к полной неразберихе.
9. Используйте спусковой тросик или автоспуск. Это позволяет избежать малейшего смещения камеры при съемке каждого сегмента панорамы. Нет ничего хуже, когда один из сегментов панорамы оказывается размытым.
 
Далее
1.Запустите программу Photoshop и откройте все изображения сегментов панорамы (т.е. все фотографии панорамы должны быть открыты одновременно).
2.Перейдите в меню File (Файл) и воспользуйтесь командой Automate-Photomerge (Автоматизация-Слияние фотографий).
3.В открывшемся диалоговом окне из раскрывающегося меню Use (Использовать) выберите значение Open Files (Открыть файлы). Убедитесь в том, что установлен флажок Attempt to Automatically Arrange Source (Попытаться автоматически упорядочить исходные изображения) и щелкните на кнопке ОК (Да).
4.После того как откроется основное окно Photoshop, фотографии будут объединены в единую панораму (качество которой зависит от выполнения рекомендаций, приведенных на предыдущих страницах). Если вы обнаружите просвет между двумя сегментами панорамы, все равно щелкните на кнопке ОК (Да). Есть хорошие шансы, что этот просвет исчезнет на финальном изображении. В противном случае придется воспользоваться инструментом Clone Stamp (Штамп), чтобы удалить просвет. Используя инструмент Clone Stamp (Штамп), нажмите и удерживайте клавишу <Alt> (<Option>) и щелкните на области неба, которая находится рядом с просветом. Затем выберите кисть с мягкими краями и зарисуйте просвет.