Челак А.А. Новосибирские Лого-олимпиады

 
Сегодня в эпоху информационных технологий большое внимание уделяется подготовке кадров в области информатики и программирования. Основы Новосибирской школы программирования были заложены много лет назад академиком Андреем Петровичем Ершовым. С тех пор обучение талантливой молодежи является одной из приоритетных задач.

Информатика молодеет. Еще 20 лет тому назад с основами программирования знакомили лишь студентов вузов. Сегодня предмет в обязательном порядке преподают учащимся старших классов. Кроме того, многие школьные учителя понимают значимость развития алгоритмического мышления и начинают учить детей основам алгоритмизации с начальной школы.

Значимыми становятся методические вопросы: как учить, какие языки выбрать, какие задачи предлагать детям. Опираясь в педагогической деятельности на средних учеников, учителя не хотят выпускать из вида и детей, одаренных в области программирования.

Язык программирования Лого, разработанный профессором Массачусетского технологического института Сеймуром Пейпертом, уже многие годы является превосходным инструментом для решения всех перечисленных выше методических задач. Лого-среда сочетает в себе тщательно продуманный, богатый процедурный язык программирования, обаятельного исполнителя Черепашку, графику, богатейший задачный материал и безграничные возможности для детского творчества. Лого лучше других языков программирования соответствует психологическим особенностям детей возраста 10-12 лет.

Популярностью этого языка в школах Новосибирска обусловлена традиция проведения ежегодных олимпиад по программированию на Лого среди учеников 5-7-х классов.
С каждым годом все больше школ города начинают преподавать Лого-программирование. Ежегодно все больше талантливых учащихся заинтересовываются Лого. Именно они и составляют интеллектуальную основу на Лого-олимпиадах.

Год от года увеличивается количество олимпиад и конкурсов, появляются новые формы их проведения. Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН с 2001 года проводит командную олимпиаду совместно с Высшим колледжем информатики НГУ. В процессе развития эта олимпиада разделилась на две: ИСИ им. А.П. Ершова СО РАН в марте организует командную олимпиаду для учеников 3-7 классов, а ВКИ с 2005 года – личное первенство в рамках Открытого конкурса по информатике и программированию, включающее заочный и очный туры, конкурс домашних разработок. С 2004 года ИСИ СО РАН ввел в практику заочную олимпиаду, задания которой в преддверии Нового года размещаются на сайте school.iis.nsk.su.
Завершает годовой цикл городская личная олимпиада по программированию на языке Лого для учеников 5-7-х классов.
Идея проведения городского личного первенства по программированию на языке Лого принадлежит Неле Андреевне Ким – заместителю директора ОблЦИТ, доценту кафедры информационных технологий в образовании НИПКиПРО. Благодаря ее усилиям была собрана команда единомышленников, составлены задания, разработан алгоритм проведения олимпиады, впоследствии доказавший свою эффективность.
Начиная с 1999 года и по сегодняшний день, вся большая работа по подготовке заданий и проведению олимпиады основывалась на энтузиазме учителей информатики. Активное участие в пополнении «копилки» для практических заданий к олимпиаде принимали учителя Н.В. Соседкина, Э.К. Гейвандова, А.Г. Щукина, С.В. Гора, Е.А. Полякова.

Сложилась традиция проводить олимпиаду в гимназии №1, что обуславливается удобным местоположением (центр города), наличием достаточного количества компьютеров и установленной лицензионной версией ЛогоМиров.  Благодаря усилиям учителей информатики О.И. Сипаренко, Е.А. Семенычева, А.В. Солоповой создаются  условия для проведения олимпиады на очень высоком уровне.
Городская личная олимпиада проводится в апреле в течение одного дня, обязательно в воскресенье.

Участвовать в олимпиаде могут учащиеся 5-х, 6-х и 7-х классов. Состав команды от одного образовательного учреждения – 1-3 человека от параллели. Заявки на участие принимаются заранее.
Программа олимпиады включает следующие этапы:
• решение олимпиадных задач (теоретический и практический туры);
• конкурс Лого-проектов.

Выполнение заданий теоретического тура проходит в учебных аудиториях без использования компьютеров. Продолжительность тура – 20 минут. Задания составлены в виде тестов, что позволяет жюри оперативно выполнить проверку и допустить победителей к участию в практическом туре (10-12 человек от параллели).

Для решения задач практического тура в компьютерных классах гимназии каждому участнику предоставляется персональный компьютер. Продолжительность тура – 1,5 часа.
Задания практического тура состоят из нескольких графических задач разной сложности. Участникам тура необходимо написать программы на языке Лого для рисования на экране предложенных в задании картинок. В случае если учащийся досрочно справился с работой, время сдачи файлов фиксируется, и жюри может предоставить дополнительные задачи.

В 2005 году впервые в рамках олимпиады был проведен конкурс Лого-проектов. На конкурсе представляются предварительно зарегистрированные в оргкомитете домашние разработки, в которых использованы мультимедийные возможности среды ЛогоМиры. Наибольший интерес школьники проявляют к созданию собственных игр, познавательных программ, развлекательных видеоклипов.
Защита проектов происходит в компьютерном классе в форме конференции. Авторы, со свойственной их возрасту живостью и непосредственностью, демонстрируют свои работы и отвечают на вопросы аудитории. Это положительно влияет на эмоциональный фон олимпиады, способствует вовлечению заинтересовавшихся детей в творческую деятельность.

В день торжественного закрытия олимпиады происходит подведение итогов и вручение призов победителям по двум номинациям: «Решение олимпиадных задач» и «Конкурс Лого-проектов».
С 2006 года олимпиада приобрела новый статус: она стала составной частью Городской межпредметной олимпиады «Золотая середина».

Если первые годы перед организаторами стояли задачи расширения круга школ-участниц, оповещения учителей и привлечения внимания к олимпиаде, то сейчас круг задач изменился. Необходимо обеспечить участников и их учителей методическими материалами, обобщить опыт учителей, чьи ученики стабильно показывают высокие результаты. Это позволит повысить уровень олимпиады и снизить стрессовость ситуации для детей.

Первым шагом в этом направлении стал выпуск сборника задач Н.А. Ким, Н.В. Соседкиной, А.А. Челак «Новосибирская олимпиада по Лого-программированию. Личное первенство». В работе не только собраны и структурированы задачи всех олимпиад, начиная с 1999 года, но и приведены решения за несколько последних лет.
Во вступительной статье подробно рассказывается об истории и традициях олимпиады, алгоритме проведения, приводятся статистические данные, есть современное положение об этой олимпиаде, включена справочная информация. Проанализированы типы задач, предлагаемых на олимпиаде, уделено внимание методическим вопросам.
Пособие, безусловно, будет интересно и полезно учителям информатики, работающим с детьми 10-12 лет, самим ученикам в качестве задачника и «решебника». Оно позволит расширить круг школьников, пробующих свои силы в олимпиадном движении, набирающих олимпиадный опыт
В перспективе планируется ведение дистанционного курса в Системе Дистанционного Обучения Новосибирской области, серия семинаров и разработка методических материалов для учителей информатики по Лого-программированию.
Организаторы олимпиады открыты для общения и приглашают коллег к сотрудничеству.
 
 
А.А. Челак, учитель информатики высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 1, г. Новосиибирск