О.В. Остроухов. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В МОУ СОШ № 54

 
О.В. Остроухов,
учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 54
 
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ  В МОУ СОШ № 54
 
 
Исторически в нашей школе появлялись и развивались следующие традиционные сферы применения ИКТ: учебный предмет информатика, информационные технологии в образовательном процессе, управление, библиотека.

 Учебный предмет информатика развивался нами в общем русле. Особенностью нашей школы является упор на самостоятельную работу учащихся по освоению учебного материала. Объясняется это огромным разнообразием программных средств, которые непрерывно и стремительно модернизируются. В этих условиях более всего ценятся умения планировать свою работу, пользоваться справочным материалом, экспериментировать, оказывать взаимопомощь, добиваться результата. Такой подход себя оправдал. Выпускники показывают хорошую подготовку, ежегодно учащиеся занимают призовые места на районной олимпиаде по информационным технологиям, каждый десятый связывает свою дальнейшую судьбу с применением в учебе и работе на профессиональном уровне информационных технологий. За последние пять лет специальности программиста, системного администратора получили 49 наших выпускников.

Средства вычислительной техники в образовательном процессе используются настолько, насколько это целесообразно и возможно. Традиционно это предъявление иллюстративного материала (в том числе демонстрационного эксперимента по физике и химии), работа с тренировочными и контролирующими программами, поиск информации в базах данных и интернете.  Восемь лет используем программный комплекс Test Office для организации тестовой формы проверки знаний, три года активно участвуем в апробации компьютерной поддержки курса математики, второй год участвуем в апробации компьютерной поддержки курса английского языка, разумеется, используем учебные диски и по другим предметам.

Для того чтобы учитель использовал вычислительную технику, должны быть выполнены одновременно два условия: 1) применение компьютера должно быть зримо эффективней традиционной педагогики; 2) время и усилия учителя на подготовку должны быть соизмеримы с привычными для него. Оба названных условия пока выполняются не в полной мере, но для преодоления этих затруднений в 8 кабинетах установлена компьютерная техника. Все кабинеты объединены локальной сетью, имеют выход в интернет.
По-прежнему самым слабым местом является отсутствие качественного программного обеспечения и недостаток средств для его приобретения. Использование ресурсов интернета, как выяснилось, не может решить эту проблему до конца. Широко разрекламированные ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы) оказались столь же малопригодны для практического использования в школьной практике, как и традиционные учебные комплексы. Поэтому мы применяем в учебном процессе программные продукты (презентации, учебные материалы), созданные в большей степени самими учителями.

Серьезным упущением является практически полное отсутствие аппаратно-программных средств, позволяющих исследовать результаты реальных экспериментов. А ведь еще в начале 90-х годов подобный комплекс для КУВТ «Ямаха» позволял нам проводить полноценные лабораторные работы по теме «Электричество» в курсе физики.

Управление школой. В 2007 разработана и внедряется программа информатизации школы году, она опубликована на сайте школы.
С 2002 года управление школой мы осуществляем при помощи программного комплекса Net школа. В 2004-2005 учебном году на базе школы работала областная экспериментальная площадка, целью которой было изучение эффективности применения этой новой информационной технологии управления школой. В рамках площадки и позднее были проведены семинары по применению комплекса Net школа для директоров и завучей по УВР, учителей города и области. Эксперимент оказался насколько успешным, настолько и невостребованным в районе и городе. Во всяком случае, когда в прошлом году принималось решение о применении в школах для управления программы Хронограф, о нашем опыте никто не вспомнил. Хотя Net Школа обеспечивает:

 ведение баз данных учащихся, преподавателей, родителей;
 ведение электронного классного журнала;
 систему планирования урочной и внеклассной работы;
 средства коммуникации учителей, учеников и родителей;
 дистанционный курс обучения информатике;
 подготовку отчетов классного руководителя, учителя-предметника и т.п.

Большое внимание мы уделяем школьному сайту, которому уже 8 лет. В 2004 году сайт вошёл в десятку лучших школьных сайтов России. Главным его достоинством является разнообразие материалов о школе, её истории, людях, текущей школьной жизни, а также актуальность и интерактивность. Так, например, с самого основания сайта на нём действует то, что теперь принято называть «общественной приемной». Это и один из самых объемных сайтов – он содержит 6500 страниц.

Материальное состояние информатизации резко улучшилось после того, как школа победила в конкурсе инновационных проектов. Все основные кабинеты оснащены компьютерами и интерактивными досками. Библиотека оснащена сервером и двумя рабочими станциями. Все компьютеры связаны локальной сетью и имеют выход в интернет.

К сожалению, до сих пор есть недопонимание того, как надо финансировать информатизацию в школе. К примеру, конкурсы на закупку офисной техники не предусматривают её монтаж, прокладку сетей, приобретение многих «мелочей», в том числе и учебного программного обеспечения, без которых применение компьютеров проблематично или малоэффективно.

Не хватает комплексного подхода к информатизации. Ярким тому примером служит неудавшаяся попытка внедрить электронный документооборот. Несмотря на приказ и Положение на тридцати страницах он, по сути, так и не заработал. Пора задуматься о централизации ведения баз данных школьных библиотек, сбора статистических данных, предоставляемых школой вышестоящим организациям.