О.В. Кутырева. Психологические проблемы педагогического процесса в детском саду

 
 
Педагогом-психологом в ДОУ я работаю 5 лет. С одной стороны, срок не такой уж и большой, но, учитывая текучесть кадров в нашей сфере вообще, а психологов -- в особенности, пяти лет достаточно, чтобы наработать определенный опыт. В ходе практической деятельности я столкнулась со следующими проблемами.
Во-первых, современный ребенок сильно отличается по уровню развития и широте кругозора от представителей предшествующих поколений в том же возрасте: своих родителей и прародителей, в т.ч. и педагогов.
Причины этого:
  • Возрастающий информационный поток, в котором находятся дети.
  • Изменение внешних форм активности, в частности, заметное снижение разнообразия и яркости сюжетно-ролевой игры.
  • Практика раннего обучения и подготовки к школе, приводящая к перераспределению темпов развития познавательных процессов и сводящая время, отводимое на свободную игровую деятельность детей, к минимуму.
  • Дефицит игрового общения со сверстниками за пределами детского сада.
  • Распад таких социокультурных механизмов как многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество детей в городском дворе, имевших огромное значение для социализации ребенка в целом и приобретения опыта межличностных коммуникаций в частности.
Во-вторых, теоретические знания в области возрастной психологии, психологии общения и управления и реальный воспитательный и образовательный процесс зачастую существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, практическое применение программ сохранения психологического здоровья в полном объеме и элементарных теоретических знаний о возрастных психологических особенностях детей осуществляется эпизодически и фрагментарно. Психология общения и психология управления (например, педагогическим процессом, детским коллективом, коллективом взрослых в лице родителей) остается чисто теоретической дисциплиной для ДОУ.

В связи с вышесказанным, эффективность педагогического процесса снижена в следствии диагностируемых мною в ходе первичного обследования детей проблем общения, высокого уровня тревожности, агрессивности, трудности в применении психологических знаний педагогами на практике. Таким образом, развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, обучение социально приемлемым способам эмоционального отреагирования в целом и проявлений агрессивности в частности определили проблемное направление моей коррекционной работы с детьми. Развивающее направление ориентировано на самопознание и самореализацию личности детей и взрослых через раскрытие способностей и талантов, развитие креативности.  В работе с педагогами основной упор сделан на развитие умений и навыков практического применения психологических знаний через участие в специально организованных тренингах-семинарах по развитию креативности.

Для работы с детьми и взрослыми мною разработаны специальные программы занятий для детей разных возрастных групп и тематической направленности и серия семинаров-тренингов для взрослых. Примеры занятия с детьми и семинара-тренинга для педагогов приведены в приложении 1 и 2. Эффективность этих мероприятий подтверждена результатами повторных обследований детей по окончании курса занятий. Проект работы с педагогами находится в стадии реализации.
Приложение 1


Мое имя
Занятие для детей 5-7 лет

Цель. Самопринятие; снижение уровня тревожности и агрессивности; развитие коммуникативных навыков.

1. Разминка
1.1. Игра «Здравствуйте, меня зовут …»: сидя в кругу, дети по очереди называют свои имена. В случае затруднения самопрезентации возможно введение сказочного персонажа – игрушки, с которой дети по очереди знакомятся.
1.2. Игра «Имена моих соседей»: в кругу, каждый ребенок называет свое имя и имена своих соседей: «Я Сережа, слева от меня Маша, справа Женя».

2. Основная часть
2.1. Интонирование имени. Стимульный материал – карточки с пиктограммами эмоций «спокойствие», «злость», «радость». С опорой на карточку проговорить свое имя с разными чувствами: ровно (спокойно), сердито, ласково. Группа поддерживает хором.
2.2. Пропеть имя. Каждый участник поет свое имя сам, затем с поддержкой группы.
2.3. Станцевать имя. Под ритмичную музыку станцевать свои имена, затем имена своего друга, мамы.
2.4. Рисунок имени. Нарисовать рисунок на тему «Мое имя» (не более 5 минут). Высказаться по желанию.

3. Завершение
Релаксация. В кругу, желательно в темноте,  зажечь свечу (релаксирующую лампу), подумать о хорошем, загадать желание. Взяться за руки и поблагодарить друг друга. 
 

Приложение 2

Возможности использования цвета в работе воспитателя
 
Семинар-тренинг для педагогов

Цель. Исследование и коррекция эмоционального состояния посредством цвета.
Запрос: чего хочу от сегодняшнего дня?

1. Разминка
1.1 . Состояние. Цель: актуализировать эмоциональное состояние, эмоциональный настрой. Нарисовать свое состояние. Какой эмоции оно соответствует? Озвучить, подписать рисунок.
1.2 . Исследование цвета. Цель: выявить эмоциональное отношение к цвету.  Исследовать все цвета в наборе красок. Порисовать, выяснить, какие нравятся, какие нет. Почему? Нарисовать образцы цвета: слева – не нравятся, справа – нравятся.
1.3 . Цвет эмоций. Цель: выявление действующего набора актуальных эмоций.  Нарисовать и раскрасить главные эмоциональные состояния (которые помню, не общаться с другими) символично, с помощью ассоциаций; выяснить, все ли эмоции указаны, какие эмоции я забыл нарисовать, какие для меня приятны, какие – нет (сравнивая с раскладкой цветов в предыдущем задании).

2. Возможности цвета
2.1. Цвет  моего настроения. Цель: выявление актуального эмоционального состояния участников, объединение в группы.  Пространство зала условно делится на 8 цветовых зон (по Люшеру), в центре каждой – цветовой символ (лист бумаги, отрез ткани определенного цвета). Каждый участник останавливается  в зоне, цвет которой соответствует его настроению. Создается подгруппа «цвета» («зеленые», «красные» и т.п.).
2.2. Символ настроения. Цель: развитие образного мышления, воображения, самовыражение. Каждый участник подгруппы, используя пластилин только своего цвета, создает свой индивидуальный знак (образ, символ) настроения. Показывает его всей группе, объясняет его значение.
2.3. Пластика цвета. Цель: развитие коммуникативного взаимодействия. воображения, творческого мышления, коррекция эмоционального состояния. Далее участники снова объединяются в подгруппы по цвету настроения, желающие могут перейти в другую подгруппу. Из пластилина одного цвета каждая подгруппа создает свою групповую работу  (тема, сюжет, название, способ действий с пластилином выбирает сама подгруппа, варианты: «Мой мир», «Пластилиновый рай», «Сад моей души» …).
2.4. Шар настроений. Цель: объединение группы, развитие толерантности. Возьмите по кусочку пластилина понравившегося цвета и сделайте общий для всей группы «Шар настроений».  Обсуждение: эмоции, чувства, мысли, желания.  

3. Завершение
Цветной мир.  Цель: релаксация. Приняв удобную позу, под музыку каждый участник накрывается предложенным «покрывалом» из прозрачной цветной ткани и смотрит на мир через этот цветной фильтр
Материалы и оборудование. Набор цветной бумаги 8 «люшеровских» цветов, стекло; пластилин, краски, кисть, баночка для воды, бумага для рисования, листы плотной бумаги или картона.
Результат. Коллективные работы из пластилина.
Задание. Сделать подобные работы с детьми группы.
 
Литература
1. Вагин И. Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники. СПб, Питер, 2006, 224с.
2. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Монография, ч.1, Минск, 1995, 240 с.).
3. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб, Речь, 2004, 288с.
4. Копытин А.И. Системная арт-терапия., СПб, Питер, 2001, 224с.
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб, Речь, 2005, 256с.
6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. М., Генезис, 2005, 240с.
 
 
Кутырева Ольга Витальевна, психоконсультант,  педагог-психолог первой квалификационной категории
МДОУ ЦРР д/с № 117 г. Новосибирска