Рене Ален
(3 июня 1922)
Один их старейших французских режиссеров, лидер философского направления Новой школы французского кино (Nouvelle Vaque), по оценкам многих критиков — безукоризненный мастер формы, в понимании которого кино — уникальное зеркало реальности, «правда двадцать четыре раза в секунду»; режиссер, поставивший все свои фильмы по чужим сценариям, но в каждом из них выразивший свое собственное, авторское отношение к миру.
На протяжении многих лет, работая исключительно в области неигрового короткометражного фильма, А. Рене вынашивал свои заветные, глубоко личные идеи и темы, которые оказались вместе с тем и отражением времени. Художник болезненно впечатлительный, остро ощущающий раздробленность, хаотичность окружающего мира, но стремящийся к гармонии, верящий в Человека, хотя и повсюду натыкающийся на проявления жестокости и взаимного непонимания людей, — Ален Рене и его творчество словно сотканы из противоречий.
Короткометражный фильм «Ван Гог» (1948) снят и смонтирован Рене так, что различные полотна великого художника складываются в единую картину мира, замкнутого, сотрясаемого внутренними катаклизмами, чреватого катастрофой. В фильме «Герника» (1950) по картине П. Пикассо и пронзительной антифашистской документальной короткометражке «Ночь и туман» (1 955) режиссер дает имя тому безумию, которое овладевает миром. Имя ему — фашизм, война. С тех пор антифашистская и антивоенная темы постоянно звучат в творчестве А. Рене, тесно переплетаясь с темой памяти и забвения. Перенося на экран произведение Пикассо, мастер не демонстрирует живописное полотно, а ищет в нем и выражает с его помощью свою собственную, глубоко личную тему. «Герника» Пикассо — яростный и трагический крик возмущения и выражение ужаса. «Герника» А. Рене — скорбный реквием по погибшим и лирическая исповедь, где протест против преступлений фашизма сливается с мучительной тревогой послевоенных лет. Это фильм человека, пережившего не только Гернику, но и Хиросиму.
В фильмах Рене нет угасания чувств и надежд: в кризисной ситуации его герои сопротивляются, отстаивают свою любовь как неотъемлемое человеческое достояние. Ален Рене поведал о человеке, который в горе и терзаниях, среди обломков разрушенного бытия сохраняет связи с людьми, с миром, продолжая жить в этом мучительном, катастрофическом мире.
Тема приобрела более глубокое звучание и стилистически усложненную форму в изысканно-утонченных интеллектуальных драмах А. Рене. В своем первом художественном фильме «Хиросима, любовь моя» (1 959), Рене отходит от обычной концепции повествования, «сплавив» в одиное целое прошлое, настоящее и будущее, сопоставив реальность и воспоминания. Насколько трудно было следовать по этому пути без отступлений, показали уже следующие фильмы — «В прошлом году в Мариенбаде» (1962) и «Мюриэль, или Время возвращения» (1963). В этих картинах режиссер манипулирует временем, создает картину, в которой полностью отсутствует сюжет (в обычном понимании), а содержание абсолютно неясно. Повествовательная структура фильма — субъективное восстановление прошлого по мере того, как оно всплывает в памяти. Как отмечала критика, А. Рене создал некий кинематографический аналог современной модернистской прозы — ассоциативной, нелинейной, не связанной никакими обязательствами перед «правдой жизни».
Основным содержанием фильмов режиссера на протяжении всего творчества неизменно остается человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые загадки памяти. В последующих фильмах («Люблю тебя, люблю», 1968; «Провидение», 1 977) бремя совести приводит персонажи на грань небытия, а сами фильмы превращаются в разновидность своеобразной рассудочной игры со временем.
В 1980 г. к Рене приходит второе дыхание: три его новых фильма — «Мой американский дядюшка» (1980), «Жизнь — роман» (1 983) и «Любовь до смерти» (1984), снятые по сценариям Жана Грюо, образуют трилогию, объединяющую и подытоживающую некоторые философские, эстетические и этические взгляды режиссера.
К несомненным заслугам А. Рене можно отнести мастерскую «театрализацию» экранных форм («Мело», 1986), а также изящные иронические этюды о нравах соотечественников и современных американцев в фильмах «Я хочу домой» (1989) и «Курить/Не курить» (1993).
Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека