Айвазовский Иван Константинович

 
(29 июля  1817 —  2 мая 1900)
 

Русский живописец, профессор живописи, мастер морского батального пейзажа, единственный русский маринист, целиком отдавший свой большой талант романтическому изображению необъятного величия и буйной мощи морской стихии, отваги и героизма борющихся с морем людей.

Родился И. К. Айвазовский в Феодосии в семье разорившегося торговца. При содействии губернатора Тавриды А.И. Казначеева талантливый подросток в 1831 г. был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 г. — зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с Большой золотой медалью, получив право поездки в Крым, а затем в Европу.

В короткое время И. К. Айвазовский (свою настоящую фамилию Гайвазовский художник в 1841 г. изменил на Айвазовский) становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес своей эмоциональной приподнятостью, тяготением к пафосу и героике, точностью и быстротой кисти. Его лучшими романтическими произведениями начального периода творчества являются: «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Девятый вал» (1850), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

С годами его произведения становятся более строгими и суровыми. В лучших поздних работах — «Черное море» (1881), «Волна» (1889), сдержанных по цвету, он пользовался тончайшими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Как очевидец морских маневров Черноморского флота и художник Главного   морского   штаба И.К. Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков и флотоводцев («Петр I на берегу Финского залива» (1846), «Чесменский бой» и «Наварринский бой» (обе — 1848), «Бриг "Меркурий" ведет бой с двумя турецкими судами» (1892) и др.).

У художника была своя сложившаяся система творчества. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью...».

Искусство И. К. Айвазовского охватывает огромный период времени — шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, художник пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину «Среди волн» (1898).

Творчество И. К. Айвазовского глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве отмечены во всем мире. Он избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир усыпан почетными орденами многих стран (в том числе орден Почетного легиона, 1857 г.). Из стен его мастерской вышли многие его талантливые ученики — художники А. Куинджи, А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

До последних дней жизни И. К. Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства. Для живой, деятельной натуры художника, сохранившего остроту чувств, характерен ответ на вопрос одного из друзей: какую из всех написанных картин мастер считает лучшей? «Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский, — что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать...».

Умер И.К. Айвазовский 2 мая 1900 г. во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля». Согласно воле художника его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и венчан. Надгробная надпись — высеченные на древнеармянском слова историка V в. Мовсесе Хоренаци — гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
 
 
 
Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека