Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Александр Александрович Алябьев
     
    (1 5 августа  1787 — 6 марта 1851)
     

    Русский композитор, основоположник национального лирического романса, камерно-инструментальной музыки, предвестник многих достижений русской композиторской школы. И при жизни, и долгое время после смерти его мало кто считал «настоящим» композитором. В начале XX в. в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона ему было отведено лишь несколько сухих строк, между тем П.И. Чайковский писал: «Я плачу, когда слушаю его «Соловья». Именно благодаря знаменитому романсу «Соловей» имя композитора известно широкому кругу любителей музыки.

    Александр Александрович Алябьев родился в семье гуВернатора Тобольска, получил хорошее домашнее образование, брал уроки фортепиано у знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда. Первые музыкальные произведения опубликовал в 1810 году. «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», посвященный своему учителю, — одна из самых первых в России попыток создать концертное произведение в танцевальном жанре.

    В 1812 г., во время вторжения войск Наполеона в Россию, добровольцем поступил на военную службу под командование партизана-поэта Дениса Давыдова. В составе русских войск А.А. Алябьев вошел в Париж, был ранен, награжден орденами за боевые заслуги.

    По окончании войны Александр Алябьев посвятил себя музыке. За короткое время он приобрел известность как автор опер, романсов, музыки к водевилям. Вместе с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем написал пролог «Торжество муз» к открытию Большого   театра   (1825). Здесь были поставлены его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан».

    Нелепое происшествие в феврале 1825 г. изменило всю жизнь музыканта. Он был арестован по ложному обвинению в убийстве. Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был лишен дворянского титула, знаков отличия, чинов и отправлен в ссылку в Сибирь (1828). Три года провел в тюрьме, где продолжал писать музыку. В этот период Алябьев создал многие из своих лучших романсов («Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона»), написал много танцевальной музыки (полонезы, кадрили, вальсы, мазурки). Здесь был создан и романс «Соловей» (на слова А.А. Дельвига), достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Полиной Виардо, Аделиной Патти и Марчеллой Зембрих (в сцене вокального урока в опере «Севильский цирюльник» Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьесы Фр. Листом.

    Следующими ссылками композитора оказались Северный Кавказ (1832—1833) и Южный Урал (1833—1834). В это время, живо интересуясь музыкой народов России, А.А. Алябьев первым из русских композиторов собрал и записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», о котором положительно отозвался Н.В. Гоголь.

    Наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Центральное место в нем занимает вокальная лирика — более 180 романсов и песен, многие из которых стали классическими. А.А. Алябьев писал романсы на стихи В.А. Жуковского, Д.В. Давыдова, И.И. Козлова, П.А Вяземского, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, НЛ. Огарева, Н.М. Языкова, П. Беранже; 22 романса написаны на стихи А.С. Пушкина, из них 15 — при жизни поэта.

    Перу А.А. Алябьева принадлежит пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т. д. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, в том числе «Буря» по У. Шекспиру), балет, музыку к театральным пьесам и водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату. Он первым из русских композиторов создал музыку к театральным постановкам произведений А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Русалка», составил, сделал аранжировку и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий — русских, украинских, кавказских, татарских и др. А.А. Алябьев — автор духовной музыки — более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная Литургия концертного типа.

    Судьба богатого наследия композитора сложилась драматично: большая часть его произведений (всего их более 450) так и остались в рукописях, многие из которых утеряны.

    Умер А.А. Алябьев 6 марта 1851 г. в Москве, похоронен в Симоновом монастыре. В 1930 г. этот монастырь был разрушен, вместе с ним потерялась и могила композитора.
     
     
    Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование