Тарханы (Лермонтов)
Фотоальбом "Тарханы"
… И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, И странная тоска теснит уж грудь мою: М.Ю. Лермонтов |
Музей в цифрах и датах
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.
Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га. Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.
"Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...
С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями:
- театрализованные экскурсии,
- литературно-музыкальные вечера,
- фольклорные праздники,
- викторины,
- день последнего звонка и день знаний,
- последний урок литературы для выпускников,
- театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени.
Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.
Из истории усадьбы
Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова.
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.
История музея
5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием. В сентябре 1918 года А.П. Луначарский, нарком просвещения, пригласил к себе на беседу председателя Чембарского уездного комитета РКП(б) Е.Н. Барышева и поручил ему взять под охрану усадьбу Тарханы и навести в ней порядок. В октябре того же года по инициативе Барышева Чембарский исполком объявил усадьбу Тарханы достоянием Советского государства.
Несмотря на то, что в октябре 1918 года Тарханы были объявлены достоянием Советского государства как памятник культуры, владельцем усадьбы оставался сельский совет. В 1925 году Лермонтовский совхоз с усадьбой и всем имуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу «Лермонтовский рысак». В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 годы в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а верхний (мезонин) - для содержания домашней птицы.
В книге отзывов тех лет встречаются записи, пронизанные болью за судьбу памятных мест. «Век во времени и форма бытия нас отдаляют от гения, пророка жизни... Людская алчность истребила твое жилище, невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник. Но мысль твоя жива, живы бессмертные образы и краски, а вместе с ними вечно будет жить твое имя и память о тебе!» - такая запись сделана в памятной книге на могиле поэта в 1923 году.
Пензенская музейная комиссия била тревогу, во все инстанции направляя тревожные письма, доказывая, что над лермонтовскими святынями «нависла угроза целостности и сохранности».
Только в 1934 году Президиум Средне-Волжского крайисполкома (куда относилась тогда Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы заповедником. И опять прошли годы, прежде чем были предприняты практические меры по реализации этого постановления. В Памятной книге в 1930-е годы такие записи: «...могила находится в забытом состоянии, окна без стекол, само помещение полно снегу...», «как местные власти допустили столь ужасно обезобразить часовню, в которой покоится прах Лермонтова? Разваленная церковь, опустевший сад, поломанная ограда...»
На фотографии 1932 года барский дом - в самом неприглядном виде: разрушены балконы, нет печных и водосточных труб, окна выбиты, облицовка выщерблена.
Только в 1936 году начались ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. Для детального обследования склепа Лермонтова и барского дома была создана специальная комиссия, в ее состав вошел Александр Иванович Храмов - первый директор музея Лермонтова.
Создателями первой экспозиции в доме Лермонтова стали сотрудники Гослитмузея: М.Д. Беляев - главный хранитель фондов, Т.А. Иванова, Н.П. Пахомов - консультант, Е.К. Рылова - художник-оформитель.
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу Лермонтова, а 30 июля 1939 года был торжественно открыт дом-музей Лермонтова. На площади перед часовней состоялся торжественный митинг в честь открытия музея, на котором присутствовали более 2 тысяч человек. 31 июля 1931 года газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Вчера село Лермонтово пережило радостный день. Здесь торжественно открыт музей Лермонтова».
В первые годы существования музея М.Ю. Лермонтова единственным экспозиционным зданием на усадьбе был барский дом, обстановка которого рассказывала о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали в музей-усадьбу; директором назначили В.А. Корнилова (А.И. Храмов стал директором музея В.Г. Белинского). Сразу же В.А. Корнилов поднял вопрос о признании музея-усадьбы Государственным заповедником. В марте 1948 года было принято решение Совета Министров СССР «об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова для организации Лермонтовского заповедника 9,6 га земли».
В 1960 году музей был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения, в 1969 году он был преобразован в Государственный Лермонтовский музей-заповедник.
В состав музея-заповедника сейчас входят барская усадьба в Тарханах с комплексом мемориальных памятников начала XIX века, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю. Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки М.А. Шан-Гирей.
В 1997 году Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 70-80-е годы в музее-заповеднике «Тарханы» был проведен первый этап капитальной реставрации заповедных объектов, создан комплекс музейных экспозиций. В 90-е годы были проведены масштабные работы по завершению восстановительных мероприятий, расширению инфраструктуры музея.
Устройство усадьбы
«… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был служебами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское - близ Москвы; Гатчина и Павловск - близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла.
Чем дальше от обеих столиц в глубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи.
Именной такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами.
Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий - все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний.
С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.
В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой».
Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской».
В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть - все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской.
«Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр». В.В Афанасьев. Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»
Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.
«Есть место, где я буду отдыхать…»
Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальные здания XIX века: церковь Михаила Архангела, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой (восстановлена в 1967 г.).
В «Ведомостях о церкви Архистратига Михаила Чембарского уезда села Яковлевского Тарханы тож за 1831 год» записано:
«1. Строится с 1826 года тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной, за ветхостью уничтоженной.
2. Зданием каменная с такою же колокольнею, вчерне строением окончена и покрыта железом, как церковь, так и колокольня, но известью не оштукатурена еще, полов и оконниц еще не имеет.
3. Престол в ней назначен один в настоящей холодной во имя Архистратига Михаила.
4. Утварью достаточна».
Освятили церковь всего за один год до гибели поэта, в 1840 году. Причем, как свидетельствует П.К. Шугаев, «оригинальным образом: так, было приурочено, что в день ее освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника».
Церковь функционировала как культовое здание до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь вновь была открыта для богослужений, но ненадолго, а в 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея. Передача церкви из одних рук в другие сказалась на ней отрицательно: утрачена большая часть росписей, сделанных еще при жизни Е.А. Арсеньевой (в трех люнетах сохранилась живопись середины XIX в.), и лишь очень небольшую часть церковного убранства удалось спасти. В 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника: восстановлена медная кровля, изменены в соответствии с самым ранним фотоизображением архитектурные завершения, отремонтированы крыльца, паперти и т.д. Взамен первой музейной экспозиции «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» после окончания реставрационных работ в церкви была открыта новая литературная экспозиция «Лермонтов в памяти поколений».
С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела была вновь открыта для прихожан. Однако, исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставлена на балансе музея; музей занимается реставрацией икон, росписей, подготовкой проекта восстановления иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится панихида и заупокойная литургия.
Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
В то время захоронения занимали всю площадь от часовни до предалтарной части церкви и восточной стороны ограды. Могилы Михаила Васильевича Арсеньева и Марии Михайловны Лермонтовой расположены были у восточной стены церкви Николая Чудотворца. Когда взамен Никольской церкви построили новую, захоронения оказались в стороне от церкви. Лермонтова похоронили рядом с дедом и матерью. Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: «Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814—1841». Среди юношеских записей Лермонтова есть такая: «Мое завещание... положите камень; и — пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие!» Слева от него памятник матери поэта, сломанный якорь на кресте символизирует ее трагическую судьбу, на памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней».
Справа - обнесенный узорчатой оградой памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810).
В 1843 году над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была похоронена через четыре года после гибели внука. Надпись на мраморной плите, установленной в часовне под окном, гласит: «Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина, скончалась 16 ноября 1845 года. 85 лет». (Возраст указан неверно, Арсеньева умерла на 73 году жизни.)
Могильный памятник Лермонтова был высечен из черного мрамора, в виде небольшой четырехсторонней колонны, на одной стороне которого был приделан бронзовый вызолоченный лавровый венок, а на двух других было выгравировано время рождения поэта и смерти, с обозначением, что он жил 26 лет и 10 месяцев. Серебряная лампада висела в часовне, а в стене на востоке были вделаны несколько образов. Вот все, что было на могиле величайшего поэтического гения...»
В 1891 году, 15 июля (27 июля по новому стилю), в день 50-летия со дня смерти, на могиле поэта была отслужена торжественная панихида и заупокойная литургия.
5 декабря 1936 года специальная комиссия в ходе подготовки к открытию музея вскрыла и обследовала склеп Лермонтова. 1 мая 1939 года к гробу Лермонтова был открыт доступ, могилу поэта превратили в мавзолей.
В 1973 году сотрудники Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской провели реставрацию росписей в часовне. Они сделали промывку, очистку старинных росписей от позднейших записей и закрепление первоначальных композиций (в 1997 г. те же специалисты сделали повторную реставрацию росписей).
В 1974 году вблизи часовни захоронили останки отца поэта. Могила обнесена чугунной оградой и отмечена плитой серого мрамора.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: «Старая барыня как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть из лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один...»
Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: «Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве «Выхожу один я на дорогу...»:
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб, вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.
Сады и парки усадьбы
Новая усадьба была разделена на две части: парадную (с домом и парком) и хозяйственную (с различными подсобными постройками). При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Верхний, или Барский, пруд держит плотина у въезда в усадьбу. Самый значительный по площади назвали Нижним, или Большим, он тянется через все село к сельской церкви. Между этими двумя образовался Средний. Таким образом, искусственные декоративные элементы усиливались естественными. На юге Круглый сад соединялся с Дубовой рощей и образовывал единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастировала с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. По западному склону от барского дома террасами пролегали аллеи парка.
Оформление усадьбы имело еще одну особенность. Художественные элементы сочетались с практической необходимостью: декоративные кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация, жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.
Мемуарные свидетельства, а также специальные исследования послужили материалом для создания проекта реставрации зеленых насаждений, разработанного в 1969-1971 годах (Московское предприятие «Леспроект», автор - В.А. Агальцова). К 1990 году проектные работы были в основном осуществлены. В результате восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он теперь состоит, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской, и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, элементы парковой архитектуры (беседка, дерновая скамья и др.), Дубовая роща, пасека.
От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу проходит по плотине Барского пруда, обсаженной ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях сирени просматриваются строения: старый арсеньевский амбар и восстановленная конюшня. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом.
По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное, такого не встретишь в других дворянских усадьбах, — «траншеи» — место военных игр будущего поэта. Лермонтов в детстве особенно увлекался этой забавой по возвращении из Пятигорска, куда бабушка возила его для поправки здоровья и где он много слышал о войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из его сверстников.
«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну , в разбойников». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Еще одной любимой детской забавой мальчика были качели, которые устраивались на старом вязе. «Среди двора, - писал Лермонтов в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам», - красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака: мальчишки били в ладоши, когда пугливые девы начинали визжать, — и всем было очень весело». Вяз рос у юго-западного угла барского дома. Летом 1941 года буря переломила его ствол, и он рухнул. Каким могучим был вяз, можно судить по рисунку П.А. Висковатого да по остатку дерева, который помещен в доме ключника.
На южном склоне парка у пруда почти два столетия простоял дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. В 1995 году буря с корнем вырвала могучее дерево. Его остов сохранен, а рядом уже растет дубок, родившийся из желудя старого дерева.
Здесь же, в южной части парка, по склонам холма рассажен фруктовый Средний сад. Он спускается от старой сосновой аллеи до самой воды.
С холма, где расположилась вишневая часть Среднего сада, от места «разрушенной теплицы» открывается вид на холмистую долину речки Марарайки.
Экспозиция музея-усадьбы
Экспозиция барского дома воссоздает атмосферу дворянской культуры лермонтовского времени, раскрывает биографические, творческие связи поэта с Тарханами.
Хозяйка Тархан, бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, была дочерью богатого пензенского помещика Алексея Емельяновича Столыпина, губернского предводителя дворянства и владельца известного в конце XVIII-начале XIX века в Москве и провинции крепостного театра.
О ней вспоминали, что она была «женщина замечательная по уму и любезности», и в то же время «деспотичного непреклонного характера, привыкшая повелевать».
«Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньев, и память о ней тесно связана с именем поэта… По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Муж ее, отставной поручик Михаил Васильевич Арсеньев, дед М.Ю. Лермонтова, был страстным театралом. При жизни его в тарханском барском доме часто устраивались домашние любительские спектакли.
В классной комнате экспонируется экземпляр 3-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин», изданной в 1827 году, принадлежавший лично Лермонтову, привезенный им из Москвы весной 1828 года. Здесь же находится альбом Нарышкиных с двумя оригинальными юношескими рисунками Лермонтова, а также представлены в копиях несколько его детских акварельных работ. В шкафу и на полке много книг русских и зарубежных авторов из круга чтения Лермонтова-мальчика.
До наших дней сохранились некоторые вещи, окружавшие его: два глубоких четырехугольных кресла, обшитых желтым штофом, вытканным растительным орнаментом; туалетный стол-комод его матери; парадные носовые платки его матери и бабушки, обшитые французскими кружевами и искусно вышитые белым шелком; небольшое старое зеркало в скромной прямоугольной раме из красного дерева. Все эти мемории представлены в экспозиции барского дома. В комнате Лермонтова сейчас находится и икона Богоматерь «Споручница грешных», поступившая в музей недавно. По легенде она находилась в доме Е.А. Арсеньевой именно в мезонине.
Эффект «присутствия» поэта усиливают его личные вещи: дорожная шкатулка, портсигар, пеньковая трубка с янтарным мундштуком, фарфоровая чернильница в виде сидящей львицы с чашей у лап, печатка с выдвижным ножичком для разрезания бумаги (на основании печатки монограмма Лермонтова: «ML»), его рисунки в альбомах, оригинальная картина «Кавказский вид близ селения Сиони», подаренная бабушке после возвращения из первой кавказской ссылки. В шкафах собраны книги русских и иностранных авторов из круга чтения Лермонтова.
Альбом
В сафьяновом переплете светло-коричневого цвета с тисненым цветочным орнаментом. На верхней крышке украшение из золоченой бронзы в виде щита, на фоне акантовых листьев застежка также золоченой бронзы с узором выше букета цветов. В альбоме было 54 листа, из них 2—вырезаны, 42—чистые. Его размер 25,8x20,9x1,8 см.
Дорожная шкатулка
Сделана из орехового дерева, темно-коричневого цвета. Украшена скромно. На крышке остались две розетки, к которым крепилась бронзовая ручка. По бокам тоже имелись небольшие бронзовые ручки в виде львиных головок с кольцами в зубах (одна из них сохранилась). Прямоугольная, длина — 25, ширина — 17 и высота — 12 см. Внутри несколько отделений для хранения писем, документов, денег, а также потайной замок, который закрывался ключом.
«Евгений Онегин»
Книга представляет собой первое (отдельное) издание третьей главы романа (С.-Петербург, 1827 г.). Она в мягком переплете сероватого цвета. Размер 18х.11,5 см., в ней 51 страница.
Курительная трубка
Пенковая, в золотой оправе с мундштуком из янтаря. Футляр, в котором она помещается, картонный, обклеенный сверху тонкой золотисто-коричневой замшей, внутри — подкладка белого атласа. На внутренней стороне крышки фабричное клеймо: тисненное золотом изображение крылатых львов, поддерживающих медальон с двумя скрещивающимися трубками, герб и надпись по-английски: «Finest quality» (лучшее качество).
По заключению специалиста Останкинского музея А. Ф. Червякова, трубка изготовлена в 1820-1830 годах.
Печатка
Печатка изготовлена из бронзы, датируется первой третью XIX века. Сделана она весьма изобретательно: на конусообразном стержне длиной 6,8 см плоский круг с вырезанными латинскими буквами «ML», к стержню прикреплен Складной ножичек, который укладывается внутрь полости стержня, стержень вставляется в бронзовый же футляр.
Портсигар
Портсигар металлический, плоский, размером 18x12 см, на верхней крышке изображение (маслом) собаки — черно-белого сеттера. Внутри находятся три длинные — одиннадцатисантиметровые — папиросы.
На внутренней стороне крышки царапанная подпись по старой орфографии: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».
Ниже орешковыми чернилами: «Подарена Лермонтовым А. Г. Рема».
Четъи-Минеи
Книга в переплете (крышки деревянные, корешок утрачен) с металлическими застежками. Печатная. Москва, 1754 год. Четъи-Минеи на август месяц.
1. Лермонтовский заповедник "Тарханы": Док. и материалы, 1701-1924 /[Сост., подгот. текста и коммент. Фролова П.Ф.; Под ред. Полукаровой Л.В.]. - Пенза, 2001
2. Этот край ... моя отчизна!: Лермонт. музей-заповедник "Тарханы" /[Общ. ред. Полукарова Л. и др.]. - М.: Воскресенье, 2002
3. Мельникова Т.М. "И дышит непонятная святая прелесть в них...": Рассказы о реликвиях Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" /Т.М. Мельникова. - Пенза, 2002.
4. Сайт Государственного лермонтовского музея-заповедника