Давид Жак Луи

 
 
(30 августа 1748 — 29 декабря 1825)
 

Жак Луи Давид — один из наиболее известных французских живописцев конца XVIII — начала XIX века.
В своих исторических полотнах он отразил события различных этапов политической жизни Франции: эпохи Людовика XVI, Революции, Консульства, Империи, Реставрации. Они выполнены в строгом классическом стиле и передают (особенно портреты) острое видение художником натуры и следование античным идеалам.

Давид учился у живописца Ж.М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—1774). Ранние работы Давида, в которых заметно явное следование стилю рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны. В 1775— 1780 гг. Давид учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв ее как пример  гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, характерны для классицизма дореволюционной эпохи, крупнейшим представителем которого он являлся.

В портретах 1780—1790-х гг., в которых подчеркивается социальная сущность моделей, воплотились классические представления об энергичном и волевом человеке. Воодушевленный героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторических полотен на современные темы. Особенной в этом ряду является картина «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с ее трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Картина становится «памятником» героям революционной эпохи, совмещая особенности портретного жанра и исторической живописи.

Давид был активным деятелем Революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 г.).

После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Жак Луи Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии. В его искусстве усиливаются мотивы отвлеченности и рассудочной повествовательности.

С 1804 г. Давид становится «первым художником» Наполеона; в заказанных Наполеоном, пестрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной их характеристике. В 1790— 1810-х гг. Жак Луи Давид пишет многочисленные портреты — как парадные, так и бытовые.

В 1816 г. по указу Людовика XVIII Жак Луи Давид отправлен в Брюссель. В сфере его влияния оказались почти все ведущие мастера французской живописи первой половины XIX в.: Гро, Жерико, Энгр и др. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии.

Кисти Давида принадлежат многие блестящие по технике исполнения и точности характеристик портреты его современников: «Мадам Рекамье» (1800, Париж, Лувр), портреты четы Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др.
 
 
Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека