Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    И.П. Фомичева 
     
    Особенности УМК по русскому языку, литературе и риторике ОС  «Школа 2100»
     
     
    Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире,  изменять этот мир, вносить в него что-то новое,  кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

    «Выращивание» именно такой личности ставит перед собой цель ОС «Школа 2100»  (авторы А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев и др). Данная образовательная система располагает теоретической концепцией, которая базируется на принципах комфортности, формирования целостного образа мира, обучения деятельности минимакса, обеспечена комплектом учебников и пособий, обеспечивающих реализацию непрерывного и преемственного образования на всех ступенях обучения, единое методическое и психологическое пространство.

    Для учителя современной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:
    1. Каковы концептуальные положения комплекта?
    2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?
    3. Каковы особенности методики преподавания?
    4. Какова роль УМК в формировании у обучающихся умения учиться?
    Так в чем же особенность УМК по русскому языку, литературе и риторике ОС "Школа 2100"?
    Учебники и учебные пособия на всех ступенях образования: дошкольное образование – начальная – средняя – основная школа создавались единым творческим коллективом на основании общей концепции, содержательных линий развития, единого подхода к построению образовательного процесса.

    На собственном опыте я убедилась, что это учебники и учебные издания нового поколения, которые дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач. Они помогают учителю открывать перед детьми удивительный мир, чувствовать красоту и силу слова.  
    Разработанный единый методический аппарат для всех учебников обеспечивает реализацию проблемно-диалогической технологии с учётом специфики возраста и предмета. Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии способствует пониманию содержания предмета изучения. Максимально учитываются психологические особенности определенного школьного возраста и личностные особенности каждого ученика.

    В основу учебников ОС «Школа 2100» заложен принцип «минимакса», что позволяет реализовать свою индивидуальность каждому учителю, легко скорректировать работу в зависимости от своеобразия класса. Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт все, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и «максимумом» в соответствии со своим индивидуальными возможностями и способностями. При этом создаётся мотивация учебной деятельности, то есть ученик знает, что за учебный материал он будет изучать, каковы конкретные задачи и ожидаемый результат обучения.

    Данные учебники построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых. Это создает возможность ученику выбрать свой образовательный маршрут.
    Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий помогают ребятам самим выделить важную информацию.  В учебниках большое количество творческих заданий, которые учат применять полученные знания в жизни.  Задания к иллюстрациям развивают наблюдательность, умение «вычитывать» информацию из иллюстрации.

    В конце каждой темы, как в учебниках по литературе, так и по русскому языку, представлены проверочные работы и тренинговые задания, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.

    Качественное дидактическое и методическое обеспечение к каждому курсу позволяет учителю проектировать урок, не привлекая дополнительный материал.
     
    Рабочие тетради с печатной основой как по русскому языку, так и по литературе, позволяют организовать дифференцированную работу, помогают в отработке навыков и умений по изучаемому материалу, позволяют отследить успешность ученика, выявить трудности в освоении материала, организовать работу по повторению и обобщению материала, контролю знаний, умений и навыков, привлекают ребят к творчеству.

    Большое внимание уделяется общеучебным умениям, которые формируются благодаря заданиям, разработанным авторами учебников.

    Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать средствами самого языка. Поэтому в учебниках авторы непрерывного курса, с одной стороны, регулярно обеспечивают исследовательскую работу учащихся: так организуют учебный материал, чтобы они сами, наблюдая, анализируя, сравнивая, открывали законы языка, те или иные свойства языковых единиц, выводили закономерности и формулировали правила письма. С другой стороны, в качестве дидактического материала предлагаются специально подобранные тексты, позволяющие не только изучить или закрепить материал по конкретной теме, но и почерпнуть полезную научную информацию, увидеть красоту художественного текста, провести комплексный анализ текста, увидеть, как «живут» в нем, например, разные части речи или как работают законы языка.

    УМК открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм, делая обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок.

    Но каким бы отличным не был УМК, успешность работы может быть обеспечена лишь при освоении учителем новых технологий. Нельзя работать по новым учебникам старыми методами. Поэтому каждому учителю необходимо освоить  технологии ОС «Школа 2100»: технологию  проблемно-диалогического обучения, развивающую идеи И.А. Ильницкой, В.Т. Кудрявцева и др., технологию формирования типа правильной  читательской деятельности, развивающую идеи Н.Н. Светловской, Г.Г. Граник, технологию  оценивания учебных достижений и проектную технологию.
    Конечно, проблемный диалог - не новая технология. Но именно образовательная система «Школа 2100» впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю.

    Первая проблема, встающая перед учителем, перешедшим на УМК «Школа 2100», - это нехватка времени. Как уместить  в 40-45 минут урочного времени материал, который дан не только в самом учебнике, но и в рабочей тетради, тетради для самостоятельных и контрольных работ? А ведь еще практически на каждом уроке творческие диктанты, тематические тесты, небольшие зарисовки, работа со словарем и ещё, и ещё… А проблемно-диалогический метод? Попробуй подвести к постановке проблемы! А гипотезы?.. Ведь их нужно не только выслушать, но и еще найти аргументы или  выдвинуть контраргументы… А закрепление? Тоже время!

    Конечно же, необходима тщательная подготовка учителя к каждому уроку, постепенное овладение новыми технологиями, очень важен обмен опытом с коллегами, и самое главное, желание творить. Проработав по УМК ОС «Школа 2100» всего два года, я  заметила, что изучение русского языка стало для учащихся не скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом. Материал, помещенный в учебниках, позволяет нам вместе с ребятами наблюдать, исследовать, сравнивать, "открывать" законы языка, выводить общие закономерности. Процесс обучения стал у нас творческим.

    Как учитель хочу отметить в учебниках русского языка линию развития речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные "плоды" совместного труда - учебника (его авторов), учителя и ученика! А кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика. Раз в учебнике, значит я смогу, я знаю, я учусь!!!

    Очень важно, что в УМК по русскому языку разработаны учебники и для 10-11 классов, где теоретический материал представлен не в виде традиционных правил и определений, а в форме текстов. Каждое занятие завершается итоговыми заданиями исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Совершенствование коммуникативных умений осуществляется на речевых практикумах, причем с обязательной опорой на курс риторики, простроенный до 11 класса. Учебники 10-11 классов привлекательны для учителя ещё и тем, что обеспечивают выполнение стандарта общего образования 2004 года как на базовом, так и на профильном уровнях, направлены на развитие предметных и общеучебных умений.

    Замечательный подход  авторов УМК «Школа 2100» к изучению литературы: от интереса - к знаниям.   Цель литературного образования авторы справедливо определяют как воспитание грамотного, компетентного читателя, имеющего потребность в чтении, читателя, обладающего высокой языковой культурой, культурой чувств и мышления.

    Программа по литературе Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и включает базовый компонент литературного образования, обеспечивая выполнение государственных стандартов. Одно из несомненных преимуществ данной программы – идея преемственности преподавания литературы от начальной школы к средней и старшей.

    На мой взгляд, очень важно, что сегодня, когда интерес к чтению книг у молодого поколения снижен, авторы учебников при подборе текстов учитывают не только национальную педагогическую традицию обращения к данному тексту, но и действительный круг чтения учащихся, а также психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
    Авторы выделяют произведения для текстуального изучения, которые рассматриваются в содержательном, литературоведческом, культурологическом аспектах , и для обзорного изучения, которые читаются и обсуждаются прежде всего в плане их содержания в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

    Тексты русских писателей соседствуют с текстами писателей зарубежных, что позволяет расширить читательский кругозор учащихся, помогает выявить общие закономерности развития мирового литературного процесса, понять место русской литературы в нем.
    Все учебные пособия имеют свои названия (произведения подобраны в соответствии с названиями). Выделяются базовые теоретико-литературные понятия.

    В учебниках 5–8-го классов произведения объединены в смысловые блоки. Это позволяет показать разные взгляды писателей на одно и то же явление, событие, помогает ученику осознать многообразие жизненных позиций, выработать свою точку зрения, умение полемизировать. Сопоставление произведений выявляет особенности языка и стиля, учит постижению художественной индивидуальности писателя.

    Лирические произведения в блоках изучаются как произведения, тематически и эмоционально оттеняющие прозу. Подобный подход помогает развитию чувств, – того, что связано с внутренним миром подростка. При этом авторы не обходят вниманием и художественный анализ лирических стихотворений. Удачен и иллюстративный материал, который также предназначен для установления ассоциативных связей с текстом входящих в учебник литературных произведений. Кроме того, значительная часть иллюстраций помогает воссоздать эпоху. Задачам и целям проблемного обучения служат авторские тексты и введенные в учебники 5–8-го классов сквозные персонажи, вызывающие чувство симпатии своей внутренней интеллигентностью, любознательностью и страстью к чтению.

    Учебник 9-го класса посвящен развитию русской литературы. По замыслу авторов программы, в 9_м классе завершается литературное образование по концентрической системе.
    Несмотря на то, что авторами разработаны учебники по литературе для 10–11-й классов, к сожалению, они ещё не изданы. Это создаёт определенные сложности как для учителя, так и для учащихся. В 10-11 кл. авторы предполагают разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс) и функциональном (элективные курсы) аспектах.
     
     
    Курс риторики
    Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и её составляющие (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Именно риторика непосредственно учит общению.  Курс риторики в ОС «Школа 2100» простроен до 11 класса. В комплект входит завершенная линия учебников под редакцией Т.А.Ладыженской: «Школьная риторика» 5-9 кл., «Риторика» - 10,11 кл., методические рекомендации для учителя и электронные пособия с музыкальным сопровождением.

    Еще раз хочется подчеркнуть:  все учебники соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. В процессе обучения по УМК - «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.  Уже точно можно отметить, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.
     
     
     
    И.П. Фомичева,  учитель русского языка и литературы  первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 156, г. Новосибирск
     
     


    Сухая Лучшая чистка ковров Астана.


    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование