Барышникова С.М., Козлова Е.В. Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ

 
 
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления  речевых нарушений, где   музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. 
Логоритмика, по определению  Г.А.Волковой,  одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть  образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе.
 
 

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи:
1. Оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование правильного дыхания; формирование чувства равновесия и т.д.).
2. Образовательные (формирование двигательных умений и навыков, формирование пространственных представлений, формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.).
3. Воспитательные (воспитание способности ощущать  в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.).
4. Коррекционные (выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, просодических компонентов; развитие пространственного праксиса, гнозиса; систематическая работа по развитию психологической базы речи; развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Достижение наилучших  результатов, по нашему мнению,   возможно при соблюдении определённых условий. Так, логоритмическое занятие продолжительностью до 30 минут должно проводиться 1 раз в неделю после познавательного и логопедического, и составляется с опорой на лексические темы, причём  занятийный материал может  не выучиваться заранее, упражнения могут выполняться по подражанию.
 
Особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.       
Основной акцент ставим на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:
  • Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
  • Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
  • Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
  • Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
  • Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
  • Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
  • Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

С одной стороны,  логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.

В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя   разработаны и апробированы многие  формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала на логопедических занятиях;  взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д.), среди которых немаловажная роль отводится совместной  разработке  и проведению логоритмических занятий.

Логоритмическое занятие

Тема: «Осенний лес полон чудес» (Времена года)
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание, зрительную координацию;                              
2. Совершенствовать двигательные навыки, продолжать развивать умение правильно выполнять движения в соответствии с текстом; следовать музыкальному ритму.
3. Закрепить знание о данном времени года и о деревьях; активизировать словарь;  развивать связную речь;
4. Формировать умение слушать музыкальное произведение, определять его характер, настроение; воспитывать любовь к музыке;
5. Учить детей  регулировать собственное дыхание: плавный медленный выдох и вдох; развивать речевое дыхание, силу голоса
6. Развивать умение регулировать мышечный тонус.

Оборудование:  предметные картинки с изображением деревьев и  листьев (дуб, осина, берёза, рябина), бумажные листья дуба, осины, берёзы, клена, рябины; мячи среднего размера по количеству детей, красные косыночки («языки пламени»).

Ход занятия

Таким образом, во время логоритмических занятий решается несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.

Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
  • данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
  • психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
  • в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
  • обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.

 

Литература:
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.
2. Волкова Г.А . Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.
3. Воробьёва Т.А.,  Крупенчук О.И. Мяч и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.
4. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с.37-42.
5. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль. Академия развития,
      2006.
6. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.  – М.: Сфера, 2003.
7. Крупенчук  О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.
8. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997.
9. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
10. Правдина О. В. Логопедия, М.:Просвещение, 1973.
11. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
12. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.


 

Барышникова С.М., учитель-логопед первой квалификационной категории,
Козлова Е.В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №42 комбинированного вида», г. Новосибирск