Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    РЫЦАРИ «ТРИНАДЦАТОЙ МУЗЫ»
     
     

    «Тринадцатая муза» – так называется литературный альманах, издающийся в гимназии № 13. Он ежегодно представляет читателю лучших поэтов школы, а мы сегодня, в свою очередь, представляем его читателям «Утра», выбрав лучших из лучших авторов «Тринадцатой музы» – с нашей, разумеется, точки зрения.

    А стихи в тринадцатой гимназии ребята пишут и впрямь неплохие, даже хорошие, иной раз просто очень хорошие. Впрочем, это и немудрено, ведь для того, чтобы попасть в альманах, им, стихам, приходится пройти жесткий отбор в стенах поэтического клуба, руководимого самим Владимиром Светлосановым – одним из самых талантливых, самых ярких поэтов нашего, увы, в целом-то совсем непоэтического сегодня.

    Вот как руководитель Клуба характеризует некоторых из своих подопечных: «Стихотворные тексты многих наших авторов (Илья Кудинов, Ольга Рехлова, Катя Козич, Егор Чурсин, Лиза Вежновец, Елена Пчелка, Миша Артемов) отличаются лица необщим выраженьем. В них уже сегодня ощутимо присутствует то уникальное целое, которое и составляет существенное отличие стиха от прозы, а именно взаимопереплетение мысли и звука, когда рифма подсказывает ассоциацию, созвучие подстраивает к себе и чувство, и ритм, а соседство слов в стихе вдруг неожиданно выделяет в них какие–то подспудные смыслы. То, что дает стиху его звуковая материя, – а это отнюдь не сводится к одной музыке, в этой музыке еще и очень много смысла.
     
    Вот, например, МИША АРТЕМОВ. Главная его особенность – живость восприятия, открытость, желание импровизировать, творить сходу, слету, выдавать продукцию с пылу, с жару. И в этом он не имеет себе равных!
     
    ЛЕНОЧКА ПЧЕЛКА. Ее отличает высокая культура речи, культура поэтического переживания, умение композиционно изложить стиховой материал и, наконец, редкая среди ее сверстниц, ответственность за свое Слово.
     
    ИЛЬЯ КУДИНОВ. В настоящее время Илья сделал серьезный прорыв в плане стихотворной версификации. Он выделяется среди остальных желанием научиться писать стихи, чувствовать и жить стихами. Он открыт и для самоиронии, и для высоких поэтических настроений.
     
    ДАРЬЯ ГВОЗДЕНКО. С каждым годом ее монолог становится стройнее, сдержаннее и строже. Ее отличает высокая требовательность к себе и к тем, кто ее окружает. Ведь предмет ее лирики – это непосредственное переживание, проживание конкретной ситуации.
     
    НАТАЛЬЯ ХОЛОДКОВА. Эту девочку отличает от остальных умение создавать психологическое напряжение в стихотворном тексте, с помощью ломкого, прихотливого ритма строк передать тревогу, необъяснимо взволновать душу.
     
    ИВАН ГОЛУБОВСКИЙ. Если бы он был более прилежен и настойчив в писании стихов, многого мог бы добиться. У Ивана свой взгляд, своя словесная пластика. У него есть все необходимое для стихотворца.
    ЕГОР ЧУРСИН. Строки Егора напоминают сны, подчас очень странные, но всегда – свои (не чужие!). Главное, чтоб эти сны продолжали Егору сниться, чтобы было желание их рассказывать, доверять их бумаге.
     
    ЛИЗА ВЕЖНОВЕЦ. Ее маленькая комета (см. одноименное стихотворение) притягивает наш взгляд и заставляет о многом задуматься».
     
    Говорят, у них в Клубе полная демократия. Говорят, они читают стихи по кругу, затаив дыхание вслушиваются в поэтическую речь. Говорят даже, что они способны радоваться успехам и удачам другого и каждого, без страха и сомнения анализируют тексты друг друга и всем кругом, всем «столом» редактируют их, прежде чем отдать в альманах. Но и отстаивают в дискуссиях свою точку зрения, и при этом доброжелательны в критике. Словом, рыцари, турниры, кодекс вежества, огнь в очах и Прекрасная Дама в сердце. И старшие позволяют младшим поучать себя, коли поучения тех справедливы. Говорят…
    Говорят, короче, что в Клубе все равны, как Артуровы рыцари, восседают там за Круглым столом, естественно, когда не разъезжаются по миру в поисках Грааля. Что ж, позавидуем им белой завистью и попробуем определить для себя, кто среди них истинный Ланселот, кто Гавейн, а кто и сам Персиваль…
     

    Иван БОБРОВ (5 класс)

           ЗИМУШКА–ЗИМА
     
    Приходит – мы  рады,
    Уходит – мы  рады.
    Встречаем – чиста,
    Провожаем – грязна.
    Легко и беспечно
    Меняет наряды,
    Снегами прекрасна,
    Морозом страшна.
     
                        ***
    Один лягушонок в Боливии
    Любил за обедом есть киви, и
    Он ел их с пеленок,
    Но где ж  лягушонок
    Нашел эти киви в Боливии?
     

    Михаил АРТЕМОВ (6 класс)
     
            ДЕРЕВНЯ
     
    На скамейке дед  сидит
    И горланит под  гармошку,
    Рядом с дедушкой стоит
    Семилетний  внук Антошка.
    В огород везут навоз,
    Глухо цокают подковы.
    На подворье  сена воз
    Для Буренки, для  коровы.
    Рвется Шарик на цепи,
    На ворону грозно лает.
    Кто–то воротом
    скрипит,
    Воду в вёдра набирает.
    На скамейке дед
    сидит.
    Обнял старую
    гармошку.
    Рядом внук его стоит
    И поглаживает кошку.
     
                       
           ***
    Настроение – желтые листья в тиши,
    Беспокойные желтые листья.
    Эй, художник небесный, постой, не спеши,
    Не меняй весь наш мир своей кистью.
    Шепчет друг мой, вперед отправляя меня,
    Шепчет тихо, но все же отчетливо.
    Он, как я, одинок. Вместе день ото дня
    Я и он. Но никто не поймет его.
    Я и он вместе каждый год, каждый день.
    Я и он  –  это два одиночества.
    Только друг мой всего–то лишь на всего тень.
    Только я и он  –  это пророчество.
     

    Иван ГОЛУБОВСКИЙ (6 класс)
     
           ***
    Я в лес зашел.
    В лесу стоял туман.
    Я ощутил сырой знакомый запах
    И пенье птиц услышал. Вдруг меня
    Как будто озарило вдохновенье,
    И стая птиц прошла по небу клином.
    Осенний лес остался в сердце у меня!
     
     
    В МИРЕ СТРОК
     
    Есть проза, есть стихи,
    Мир лирики волшебный!
    И вы плывете в океане строк,
    Вы ищете конец или начало…
    Вся жизнь – игра! А, может, это стих?
    Не посещает Муза? Что же делать?!
    Но если Муза все же существует,
    То вот оно, перо! Я предлагаю вам
    Отобразить всё на бумаге белой,
    Будь то рисунок, проза или стих.
     

    Илья СВИРИДОВ (6 класс)
     
           ИГРУШКА
       
    Купили игрушку!
    Весело ребенку!
    Проходят годы.
    Игрушка треплется.
    С ней уже не играют.
    Решили её постирать.
    Порвалась она.
    Выбросили и забыли.
     
          
            ХОККУ
     
    Льётся вода водопада.
    Всё льётся и льётся она.
    Сколько её утекло?
     

    Семен СЕМЕЛЕВ (6 класс)
     
           ***
    Я встретил тебя,
    И с первого раза
    Я понял: ты любишь другого.
    Почувствовал сразу
    (Какая зараза!):
    Ты любишь другого.
    Клёво!
    Ты любишь другого!
        
         ***
    От любви
    Коньки отброшу.
    Будь со мной!
    Ведь я хороший…
     
     
    Елизавета ВЕЖНОВЕЦ
    (8 класс)
     
         ***
    Идет, бредет заблудшая душа
    По темной глубине Вселенной.
    Лишь на мгновенье тень карандаша
    Коснется рифмы неизменной.
     
          ***
    Непогода, непогода.
    Слева хмурая вода,
    Справа сорная трава
    И лесов притихших ода –
    Звук листвы, удар дождя,
    Чуть подернуты туманом
    Недалёкие луга,
    И холмы отдельным кланом
    Прячут шапки в облака.
    Где–то, где–то недалече
    Ветер скачет по кустам,
    Звери собрались на вече
    По низинам, по дуплам.
     
          ***
    Дорога, дорога – и стук колес,
    Отблеск зари на краю небосклона;
    Тихих полей шелестящий овес,
    Блики огней ночного перрона;
    Горы, холмы, глади равнин,
    Дождь и удары капель по стеклам;
    Шпалы, поющие тяжести гимн,
    Надпись «вокзал» на здании блеклом;
    Люди далеких ночных городов,
    Нити речушек где–то под нами;
    Звезд серебристых щедрый улов,
    Собранный кем–то между делами.
       
          ***
    Темно–синее небо над головой,
    Изумрудная трава под ногами.
    Как бы хотелось вернуться домой
    Страннику, который с годами
    Забывает былое веселье,
    Позабыв уже свое имя;
    Помня сад, где качает качели
    Непоседливый ветер ныне.
    Блеснула слеза луной голубой –
    Так было и будет годами –
    Изумрудное небо над головой,
    Темно–синяя трава под ногами.
    Вот и он возвратился домой,
    И отразилось в траве под ногами
    Изумрудное небо над головой,
    Темно–синяя трава под ногами.
     

    Наталья  ХОЛОДКОВА  (8 класс)
     
                           ***
    Зверь застонал. Он умирал.
    Так глупо и так просто.
    О чем мечтал? Куда попал?
    Капкан. И лес. И звезды.
    «Свободу! Свободу!
    Не жить без неё! –
    Звенели настойчиво мысли, –
    Не сдаться, стараться,
    На волю прорваться!»…
    Но все же сомнения грызли:
    «А, может быть, сдаться,
    На волю не рваться,
    Поддаться теченью
    судьбы?»
    Пусть люди бывают слабы,
    В такие событья мы верим –
    не верим…
    Жестоко судьба
    поступила со зверем!
     

    Елена ПЧЕЛКА (8 класс)
     
         ***
    Полночь мягкая в окно стучится,
    Бледный свет под потолком лучится…
    Непонятно, почему
    Можно снегу одному
    Облетать всю землю за мгновенье?
    Я смогла бы так, но только
    Не спугните вдохновенье! 

         ***
    Надломленная ива над водою,
    На ветках бледной руты цвет.
    Безумие тяжелой пеленою
    Тянуло в омут прошлых лет.
    И дух безумной девы в белом
    Парит над озером лесным.
    Офелия, погибнув телом,
    Душой жива  –  и видит сны.
     
         ***
    Месяц. Звезды. Небеса.
    Шепот: «Веришь в чудеса?»
    – Нет, не верю.
    – Почему?
    – Неизвестно никому.
    – Расскажи о чудесах!
    – Светит месяц в небесах.
    – Разве это чудо?
    – Да.
    – Ты уходишь?
    – Навсегда.
    – Ну, не плачь.
    А слезы льются.
    Звезды в руки не даются.
     

    Дарья ГВОЗДЕНКО (10 класс)
     
             ДВА СКИТАЛЬЦА
     
    Убежав за тобой диким волком,
    Попросила одно: «Не спеши».
    Мы с тобою теперь два скитальца
    В жесточайшей нежной глуши.
    Мы годами думали: «Счастливы»,
    Каждый день встречая рассвет.
    Но однажды, сидя под деревом,
    Ты спросил: «А сколько нам лет?»
    Я ответила тихим шёпотом,
    Что не знаю, что очень давно
    Потеряли мы счёты времени,
    И что мне до сих пор всё равно.
    Молча, выслушав все упрёки,
    Я промолвила только: «Прости,  
    Для тебя исчезает дорога,
    По которой нам нужно брести.
    Для тебя жизнь закончена. Жалуйся,
    Что обратный путь так далёк,
    Развернись и уйди. Я останусь.
    Ветер тоже в степи одинок».
    Это место надолго запомнило
    Твой простой, милый мне силуэт,
    Мои рыжие гладкие локоны,
    Что спадали на плечи как свет…
    Развернувшись в разные стороны,
    Мы продолжили – каждый – свой путь.
    Ты, конечно же, не оглянёшься.
    Обернувшись, нельзя всё вернуть.
     

    Илья КУДИНОВ (10 класс)
     
         ТЕБЕ
     
    Я смотрел на солнечные пятна,
    Что ходили по траве.
    ТЫ мне было так приятно,
    ТЫ летало на орле,
    ТЫ в саду цвело клубникой
    И бежало муравьем,
    Ночью было луноликой,
    Солнцеликим было днем.
    Я хотел тебя увидеть,
    Я искал тебя везде.
    Чтобы лето не обидеть,
    Ты скажи мне, где ты, где?
     
         ***
    На кухне тикают часы,
    Дымится чай в любимой кружке.
    Ищу кусочек колбасы,
    Кусая теплую ватрушку.
    Прижался лбом к стеклу. Темно
    И тихо, только кран негромко
    Ворчит. А мне не все равно!
    Упала на пол вилка звонко.
     
         * * *
    Мы губим сами то, что ищем.
    И зачастую, дружбы не найдя,
    Ты выглядишь как будто нищим.
    О детство, блудное дитя!
     
     
    Ольга РЕХЛОВА (11 класс)
     
         ***
    Обычный сон. Какой в нем интерес?
    Ведь есть на свете сны поинтересней.
    Он был составлен из одних лишь действий, –
    Везде глагол, физический процесс.
    Расправить, распрямить, раскрыть окно,
    Раздвинуть в стороны его стеклянный створник
    И, вместе с ветром сев на подоконник,
    Кричать: «Мне наконец–то все равно!»
    К огромной радости попасть под дождь,
    Топтать дождем разбросанные лужи;
    Шнурки кроссовок затянув потуже,
    Ходить за солнцем, будто солнце – вождь.
    Смотреть глазами вглубь и далеко,
    Впускать в себя сквозь них чужие лица;
    В ненужной беготне остановиться
    Внезапно, нагло, смело и легко.
    Но снов таких не снится мне давно.
    Пустая комната – больничная палата.
    Но что-то в ней мне стало душновато. –
    Открою-ка пошире я окно.
     
         ***
    С небес на голову летит крахмал.
    Его ловил мой город – и поймал.
    Приветствую тебя, мой белый друг,
    Сошедший с неба так внезапно вдруг!
    Раздался серебристый монолог,
    Но голос очень тих и одинок.
    О чём же рассуждает снёг, о чём?
    О чём–то очень личном, о своём.
    О времени, о содержанье снов, –
    Там очень много самых разных слов.
    Не знаю, может быть, я не права,
    Что вслушиваюсь в эти сны–слова?
    Не так уж сложно снегу, как и мне,
    Свободно сыпать мысли в тишине.
    Но всё-таки, чему-то вопреки,
    Он тает от тепла моей руки.

    Виктория ШЕНБЕРГЕР
     
         ***                            
    Тополь. Снег. Луна. Овраг.
    Он. Она. Влюбленность. Мрак.
    Любишь. Знаешь. Хочешь. Видишь.
    Но не смеешь. Не обидишь.
    Лед. Толчок. Струна. Тупик.
    Крик. Рыданье. Грохот. Миг.
    Просит. Знает. Ждет. Кричит.
    Любит. Видит. Вновь молчит.
    Стон. Забвенье. Крах. Туман.
    Пониманье. Не обман.
    Небо. Свет. Дыханье. Тьма.
    Трудно. Горько. Ты одна.

    Наталья ЛЕГОСТАЕВА
     
         ***
    Вот, смотри, звезда летит.
    Может, ангел воплоти?!
    Потерял свои он крылья,
    И ему набраться сил
    Нужно, чтобы не упасть, –
    Подавлять былую страсть.
    Он, рискуя, рвется к солнцу,
    Словно бабочка к огню.
    Но его жестоко, молча
    Истребляют на корню.


    Юлия КОРКИНА

         ***
    Вокруг тебя сирены вьются,
    Кричат и манят в глубину.
    А я как будто якорь тяжкий,
    Тебя всю жизнь на пирсе жду.
     
         ***
    Твои глаза
    Как двери в пустоту –
    Войти нельзя
    И выйти тоже.
     
     
    Екатерина ВЕРШИНИНА
     
         ***  
    Смотрю в окно и понимаю,
    Что жизнь идет, а я всё сплю.
    Хочу проснуться, и не знаю,
    Что дальше будет? – я умру?
    Ведь в этом мире всё так сложно
    Для тех, кто здесь никто, ничто.
    А я одна из них, возможно, –
    Мне всё даётся нелегко.
     
    Егор ЧУРСИН
     
         ***
    Ты, как снежинка,
    Легка, изящна,
    Обворожительна,
    Вокруг своей оси
    Кружишься.
     
         ***
    Осенняя пришла пора,
    И листья желтым веером
    С берез летят.
    Лишь сосны–великаны
    Стоят, как стражи,
    С выправкой армейской.
     
         ***
    На двух ладонях целый мир.
    И жизнь твоя на двух ладонях.
    Что ты свершишь,
    Весь путь твой долгий,
    Все, все на этих
    Двух ладонях.
     
         ***   
    дух стелется в низине
    скачет на лошади
    без памяти
    ураганным ветром
    по студеной родниковой воде
    чувства устали
    землю осязая
    родной дух земли
    холод дохнул
    промерзает дорога
    в белом инее
    ручей бежит
    юный монах
    на приступках церкви
    скорит звон колокола
    погибель его
     
         ***
    душа в зеркальном отраженье
    любви и ненависти
    жизнь опять, словно белый лист
    ни ты, ни я – никто не в силах остановить
    движение планет
    и ветра звон, несущий души
    родиться, чтобы умереть
    и умереть, чтоб жить
     
    Антон ЛОПАНИН
         ***
    Проплывают облака
    По просторам неба.
    Я свободен на века
    От вражды и гнева.
    Словно буйная река,
    Справа или слева,
    Оставляю берега
    Мне дорога – в небо!
     
     
    Эмилия ШВЕДОВА
    (7 класс)
     
         ***  
    Во взгляде есть мечта,
    В мечте есть воздух, ветер.
    Тот ветер есть душа.
    Душа – свобода эта.
    И в темноте лесов,
    И в светлости лугов,
    И между всех стволов
    Я отыщу любовь.
     
         ***
    Тебе посвящать этот стих
    Я не буду.
    Шептать и кричать о любви
    Я не стану.
    Делиться желаньем своим? –
    Это глупо.
    Но чувствами жить
    Никогда не устану.
     
         ***  
    Чувство ритма,
    Чувство такта
    Потеряла в тишине.
    Солнце Мира,
    Солнце Рая
    Видеть можно лишь во сне.
    Сон чудесный,
    Сон осенний
    Что–то шепчет мне сейчас.
    Ночь без ветра,
    Ночь без звука –
    Не для посторонних глаз.
     
         ***
    Я так боюсь за тех,
    Кто о любви забыл,
    За тех, кто без помех
    Сердца других разбил.
    Кто о любви и не мечтал,
    Не представлял и не узнал
    Секретов счастья и мечты.
    Я так боюсь, что это Ты.
     
      
    МОЙ ГОРОД
     
    Мой добрый, славный, милый город,
    Мне улиц свет твой очень дорог!
    Смотрю, когда кругом зима,
    На фонари и на дома,
    Кафе, киоски, рестораны,
    Аптеки, оптики, рекламы,
    На модниц, памятники, сосны,
    На снег искрящийся, на звезды,
    Качели, горки и трамваи,
    На рынки и на тротуары,
    Сады и школы, и больницы,
    На незнакомые мне лица…
    Все это я люблю! Живу
    И вижу это наяву.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование