Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Плюсы и минусы лазерной коррекции зрения excimerclinic.od.ua.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Д.Б. Богоявленская
    Ещё раз о понятии «одаренность»
     

    Традиционно все работы в области психологии одаренности начинаются с утверждения об отсутствии единого общепринятого понятия одаренности. Вместе с тем, на протяжении последних семи лет вышло два издания «Рабочей концепции одаренности», разработанной коллективом ведущих в этой области специалистов, в целях обеспечения практиков теоретически обоснованном подходом в работе с одаренными детьми. Естественно, что основное внимание в Концепции было обращено на разработку понятия одаренности.

    Напомню его: "Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики (здесь также есть проблема: психики или личности?), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми". Однако практика внедрения Концепции показала, что в новые словосочетания вкладывается старое содержание.
    В Концепции говорится, что данное в ней определение понятия одаренности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества.

    Следует помнить, что понятие "система" не синоним понятия "комплекс" как суммы компонентов. Система подразумевает процесс интеграции, т.е. целое обладает новым свойством по сравнению со свойствами ее компонентов. Однако единогласия по этому определению нет: «одаренность» проявляется в достижениях или является лишь их возможностью? Ряд авторов, соглашаясь, что одаренность это системное качество, считает, что определение одаренности нельзя связывать с достижениями личности, в силу того, что ярко проявленная одаренность не всегда обеспечивает высокие достижения в профессиональной деятельности человека. Однако судят об одаренности ребенка по проявлениям, т.е. опять же по достижениям. Вместе с тем, аргументы в пользу альтернативного определения заключаются в том, что для достижений, т.е. реализации своих высоких способностей человеку нужны, по мнению критиков, еще определенная мотивация, сформированная саморегуляция и воля. Но такая позиция по существу отрицает понятие одаренности как системного качества, так как мотивация, уровень саморегуляции и направленность личности подразумеваются в структуре одаренности.

    Конечно, никто не отрицает значения ряда жизненных обстоятельств, которые могут препятствовать реализации творческого потенциала личности. Однако в теоретическом плане необходимо различать внешние и внутренние для самой природы одаренности факторы. В этом, пожалуй, заключается ошибка Танненбаума, выделившего в структуре одаренности фактор случая, определяющего судьбу ее реализации. Подчеркну, понятие одаренности может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода. Такой недекларированный подход по существу присутствовал уже в исследованиях Б.М. Теплова и требует ныне своего дальнейшего развития. В связи с этим, напомню мысль Б.М.Теплова: "В этой характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество".

    Согласно Теплову нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества. Б.М. Теплов подчеркивает, что «личность крупного музыканта не исчерпывается «музыкальными» в собственном смысле слова свойствами». Разбирая приемы творчества гениальных музыкантов, Б.М. Теплов указывает на ряд особенностей их личности, которые выходят за пределы музыкальности. Так, говоря о Римском-Корсакове, Теплов выделяет присущую ему силу, богатство и инициативность выражения, неудержимую потребность сочинять, изобретать, строить, комбинировать, силу зрительного воображения, развитое чувство природы. Значительным музыкантом, как подчеркивает Б.М. Теплов, может быть только человек с большим духовным-интеллектуальным и эмоциональным содержанием.

    Концепция гласит, что особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, и что особенно важно, в данном случае, интенсивности интеграционных процессов "внутри" субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

    Интенсивность или их неполнота и остановка определяют динамику индивидуального развития одаренности. Регресс этих процессов объясняют исчезновение одаренности. Но если высокие способности сохраняются, а достижений нет, то в чем причина? Возможно, что тип развития без опережения в большей степени соответствует становлению творческой личности, так как маленький ребенок, в соответствии с ожиданиями окружающих взрослых, стремится сохранить свой статус любыми путями и средствами, что приводит в дальнейшем к деформации его личности.

    Также неправомерным мне представляется рассматривать наличие феномена «страха перед творчеством» эмоционально-личностной характеристикой одаренных детей. Автор главы, в которой есть такое утверждение, сама признает, что «Этот страх, который проявляется как у детей, так и у взрослых, не только тормозит развитие творческих способностей, но и их реализацию, блокируя тем самым творческую активность одаренных людей. Поэтому многие люди, обладающие выдающимися способностями, так и не реализуют их в конкретных творческих свершениях». Нетрудно увидеть, что автор сводит одаренность лишь к высоким способностям, забывая и об одаренности как системном качестве, и что одаренность в том понимании, в каком она прописывается в «Рабочей концепции одаренности» подразумевает такой строй личности, при котором поглощенность деятельностью доминирует над всеми возможными слабостями человека.

    «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – и есть только любовь к делу, процессу работы… Мне кажется, что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно оно является уже в процессе успешной работы, как следствие её… Талант – это любовь к своей работе» (М.Горький).

    Таким образом, если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять свой престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт». Т.е. в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В указанном выше случае он обрывается, как только решена задача. Если же само познание есть цель - он развивается. Здесь мы наблюдаем феномен самодвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, что и позволяет увидеть "непредвиденное", что и определяет ее творческий статус.
    При таком понимании понятие "одаренность" и "творческая одаренность" выступают как синонимы.

    И еще одно пояснение. Утверждение, что одаренность является свойством психики, развивающимся на протяжении всей жизни человека, оправдывает введение в классификацию видов одаренности - «потенциальную одаренность». Кроме того, выделение потенциальной (а заодно и скрытой) одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности, неясности природы этих форм, доминирующим является стремление не "упустить" ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
     
     
    Психологический институт РАО, Москва
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование