Богоявленская Д.Б. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образовании


Сегодня, при перестройке общественной жизни по капиталистическим принципам, лозунг о необходимости выращивания интеллектуальной элиты все больше сменяется призывом к воспитанию конкурентно способных людей, что стимулирует стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода соревнованиях.

Необходимо четко развести понятия цели и средств. Конкурентоспособная личность — это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. Какими средствами решается данная проблема? Сегодня это находит отражение в снижении возрастной планки мероприятий, носящих явно выраженный соревновательный характер. «Щелкунчик» для маленьких музыкантов, конкурс исследователей и изобретателей для дошкольников с пяти лет. Основной аргумент инициаторов этих мероприятий заключается в ссылке на то, что мы живем в конкурентном обществе и дети с малолетства должны быть в него включены.

Следует признать, что конкурсы и олимпиады необходимы и имеют ряд положительных сторон: учат мобилизовывать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение. В целом конкурсные мероприятия — это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей.

Вместе с тем данные мероприятия нельзя, хотя делается такая попытка, рассматривать как средства и пути развития одаренности. В этом случае происходит, по словам А.Н. Леонтьева, «сдвиг мотива», но, напротив, с цели на средства. Победа в конкурсе становится самоцелью и задействует механизмы, совсем не связанные с развитием ребенка.

Как правило, всякого рода победы рассматривают как самоактуализацию, видя в ней главную задачу развития одаренного ребенка. По выражению Н.Б. Березанской, «...хороший механизм самоактуализации, заимствованный из гуманистической психологии, попал в плохую социальную среду и преобразился до неузнаваемости». Для анализа адекватности воплощения понятия самоактуализации она рекомендует рассмотреть подробнее три мотивационные реальности: самоактуацизацию, мотив достижения и познавательную мотивацию. Их четкое разведение необходимо, чтобы понять, что же реально движет одаренным ребенком и куда направляется развитие его мотивационной сферы. В этой связи необходимо отнестись к тому, что в качестве научного метода развития творческих способностей и одаренности B.C. Юркевич предлагается метод «развивающего дискомфорта», заключающийся в представлении детям заданий выше оптимальной трудности. При этом обговаривается, что в таких ситуациях рядом с ребенком должен находиться опытный психолог и врач. Теоретически это необходимо, практически нереально.

А реально предлагаемым методом и видами специально организованных занятий развивается у детей мотив достижения, т.е. стремление к высоким результатам, одобряемым взрослыми, соответственно отличным оценкам, местам на олимпиаде, призам и т. д. Причем психолог активно развивает на деле мотивационную сферу ребенка по модели сильного преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач. А такая мотивационная структура и есть самый опасный источник срывов при отсутствии социально фиксируемых (внешних) успехов! Если ребенок проявляет свою креативность для взрослого, для получения его одобрения, то это ни в коем случае не механизм самоактуализации.

Стремление к достижениям как основной самоцели деформирует личность. Нам могут возразить: пусть одаренный человек эгоистичен, тщеславен, даже жесток. Но если он умен, умеет побеждать, то общество выиграет от плодов его таланта. Полезно ли для человека и для общества доминирование мотивации достижения с большим опозданием осознали американские коллеги — теперь США вынуждены «импортировать мозги». Мы, к сожалению, повторяем этот тупиковый путь. Ведь многие формы дисгармоний в структуре личности одаренного ребенка связаны с представлениями об успешной жизни, которые бытуют в нашем обществе и транслируются ребенку родителями и СМИ.

Поэтому так актуальна задача теоретического обоснования понятия одаренности. В «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение одаренности: «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Таким образом, такое определение позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества, включающего мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции и др. Такой недек-ларированный подход, по существу, присутствовал уже в исследованиях Б.М. Теплова, который писал: «В этой характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество». Согласно Теплову, нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом способностей. Разбирая приемы творчества гениальных музыкантов, Теплов указывает на ряд особенностей их личности. Значительным музыкантом, как подчеркивает он, может быть только человек с большим духовным содержанием.

Хочется, чтобы было осознанно, что первый шаг к гибели одаренности — демонстрация достижений ребенка. Ребенок-феномен становится экспонатом. Известно, что и для взрослого человека испытание властью и славой является одним из самых трудных. Прошедшие огонь и воду ломаются на медных трубах. Что же говорить о детях. Следует понимать, что действительно «конкурентной» может быть только состоявшаяся личность.

Л.Н. Толстой считал, что звезды, вспыхнувшие в атмосфере отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут. Известный физик академик М.А. Мигдал с сожалением отмечал, сколько талантов погибло для науки из-за безудержного стремления к самоутверждению и погони за эффектными результатами.

Давно укоренившееся умозрительное суждение о побуждении к творчеству мотивами престижа, тщеславия восходит к факту действительной полимотивированности человеческой деятельности. На наш взгляд, из фактов стимулирующего воздействия поощрения, успеха и т. д. делаются неправомерно обобщенные выводы об однозначной положительной роли такого рода «стимулов» творчества. В действительности престижная мотивация может стимулировать успешное решение уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности. Действие познавательных мотивов может подкрепляться «внешней» мотивацией, которая включает все иные, кроме чисто познавательных и гражданских мотивов. Но престижная мотивация становится серьезным препятствием на пути к творчеству, понимаемому как выход за рамки требований заданной ситуации, как постановка новых проблем.

Поэтому в соревновательных процедурах мы не растим исследователей и музыкантов. Дошкольник и младший школьник еще не готов к осуществлению исследовательской деятельности. Она выполняется или взрослым, или в лучшем случае вместе со взрослым. В связи с этим возникает вопрос: всякое ли исследование — исследовательская деятельность? Следует отметить, что очень часто исследовательская деятельность в настоящее время определяется редуцированно, за счет объективации цели (определения границ области проблем) и ее предметиза-ции (постановки конкретной проблемы). И все же, почему исследовательская деятельность считается путем развития творческих способностей и одаренности?

Исследовательская деятельность является в широком смысле познавательной. Это значит, что она не имеет четко определенных границ. Движение познания развивается свободно. Есть только объект, и нет четких границ, его познание ограничивающих. По существу, ответ на этот вопрос дан уже век назад. У СЛ. Рубинштейна мы читаем, что «субъект не стоит «за» своими деяниями, не выражается и проявляется в них, а в них порождается». Что может порождаться, если за тебя делает другой или ты не понимаешь, что делается. Пятилетняя девочка говорит: «...на основе прочитанной литературы...». Мне могут возразить: маленькие дети учатся наблюдать и т. д. Прекрасно! Но зачем эту еще не ставшую деятельность подвергать оценке, ломать детские души, присуждая им места и часто «по соображениям».
Талант не безразличен к личности его носителя. Одаренному должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант — это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — есть только любовь к делу, процессу работы...».
Лишь в этом случае мы действительно имеем конкурентоспособную личность.
 
 
Богоявленская Д.Б., д.псих.н., профессор, академик РАЕН (1999), Академии менеджмента в образовании и культуре (1996) и Международных академий творчества (1989), психологических наук (1999). Член научных советов РАО и МГПУ. Председатель Московского общества психологов (1990). Председатель Московского регионального отделения Российского психологического общества (1994). Зам. председателя Координационного совета президентской программы «Одаренные дети» (1997). Руководитель работы коллектива по разработке отечественной концепции одаренности. Член редколлегии журналов: «Alter – ego» (1990–1994), «Психологическое обозрение» (1995–2002), «Одаренный ребенок» (2002).