Яхно Ю.Б. Представление педагогического опыта ОУ в форме работы автономного стенда образовательной выставки УЧСИБ

 
 
10 – 12 марта 2010 года в рамках Сибирской ярмарки начнет работу Восемнадцатая международная образовательная выставка учебных средств, оборудования, материалов; технологий и методик обучения; инновационных идей и опыта УЧСИБ.
 
Решение о том, участвовать или нет в ее работе, школа принимает сегодня самостоятельно. Но прежде чем принять решение, необходимо подумать о том, много ли в нашем регионе столь представительных и проводящихся в системе форумов, позволяющих педагогическому коллективу обозначить собственную уникальность в образовательном пространстве города, продемонстрировать педагогической общественности достижения школы.
 
Одной из форм трансляции передового опыта педагогов Центрального района является участие в образовательной выставке УЧСИБ. Существуют три основных способа участия: либо это работа на стенде ФГЦРО, либо посещение ярмарки педагогами и обучающимися в свободном режиме, либо организация работы автономного стенда школы.
 
Как и другие школы Центрального района, МБОУ СОШ № 29 ежегодно, в соответствии с планом методической службы района, представляет материалы школы на стенде ФГЦРО. Ряд школ презентует опыт самостоятельно. Школе № 29, насчитывающей чуть более 400 человек школьников и 30 человек педагогов, нереально было бы соперничать в масштабах выставки с такими образовательными титанами Центрального района, как гимназия № 1 или экономический лицей. Однако ряд успешных проектов, реализованных педагогами школы в 2006 – 2008 г.г., определил необходимость участия в выставке в автономном режиме. Пользуясь предоставленной возможностью, позвольте поделиться тем, как видятся проблемы и перспективы такого участия педагогами и администрацией небольшой школы Центрального района.
 
Очевидно, что одного желания участвовать в форуме самостоятельно, недостаточно. Масштабное представление опыта работы предполагает подготовку материалов для выставки, где нецелесообразно презентовать документы, возраст которых превышает два года. Представляемые материалы должны быть эстетично и единообразно оформлены, они призваны быть значимыми, интересными и понятными потенциальным посетителям стенда.
 
Оформление стенда отражает специфику ОУ, его неповторимость уникальность. Достижению этой цели служат баннеры, которые необходимо изготовить; мультимедийные презентации, содержание которых следует переосмыслить. Привлечению гостей способствуют такие приемы массмедиа, как вручение рекламных листовок, программ, календарей, содержание и оформление которых также должно быть привлекательным и профессионально интригующим.
 
Образовательное учреждение – организация некоммерческая, Сибирская ярмарка, напротив, создана как коммерческое предприятие, ориентированное исключительно на получение дохода. Соприкосновение двух столь непохожих по своей сути учреждений порождает проблему, которую корректно можно сформулировать так: противоречие между необходимостью панорамного, многоаспектного представления опыта работы школы и значительность затрат на организацию работы автономного стенда.
 
 
 
 
Действительно, для того, чтобы взять на четыре дня в аренду стенд, площадь которого составляет 12 м.кв., необходимо заплатить сумму порядка 40 тысяч, что для небольшого ОУ непосильно. Два дня из четырех – первый и последний можно не считать, поскольку в первый день идет оформление стендов, в последний – награждение и демонтаж оборудования. Очевидно также, что аренда включает в себя лишь три голые стены, поэтому плазменные панели, витрины, микрофоны и пр. необходимо арендовать на месте.
 
Вам представлен фрагмент сметы расходов МБОУ СОШ № 29 на содержание стенда.
 
Аренда стенда (4 рабочих дня, 12 м.кв.) 36 тыс. руб.
Изготовление рекламной продукции (буклетов, календарей, программ) 4 тыс. руб.
Изготовление баннеров 8 тыс. руб.
Транспортные расходы (4 рабочих дня) 8 тыс.руб.
Питание детей (2 рабочих дня) 3 тыс.руб.
Оформление выставочных материалов (буклетов, дисков, методических материалов и пр.) 5 тыс. руб.

Итого:    64 тыс.руб
 
Смета расходов на организацию работы автономного стенда неумолимо выявляет основную проблему – аренда значительно превышает другие представительские расходы. Очевидно, что если ОУ имеет собственную типографию, то доля аренды в общих расходах лишь возрастет, поскольку сократятся расходы на подготовку печатной продукции.
 
Поэтому подготовка сметы сопровождается разработкой еще одного документа, призванного преодолеть значимую проблему: между стремлением педагогического коллектива участвовать в работе образовательной выставки и нежеланием попечителей расходовать средства на данные цели. Проблема носит гипотетический характер, она может и не возникнуть. Но, в любом случае, второй документ - это обоснование необходимости предполагаемых затрат. Документ будет представлен директором и школьной научно - методической службой спонсорам, попечителям для принятия решения об изыскании и выделении необходимых сумм. Следует помнить тот факт, что планировать участие в ярмарке в автономном режиме желательно не в преддверии выставки, а в период формирования бюджета фонда поддержки и развития ОУ, чтобы требуемая сумма имела изначально целевой характер.
 
Когда все предварительные проблемы решены, администрация школы приступает к непосредственной подготовке к участию в выставке. В работу автономного стенда будут вовлечены все участники образовательного процесса: школьники, профессиональные объединения педагогов, отдельные педагоги, администрация школы, представители органов государственно – общественного соуправления, родители.
На период работы выставки составляется особое расписание, которое предусматривает отсутствие части педагогов на рабочих местах. На стенде организуется дежурство администрации, работает диспетчер, который координирует текущие процессы.
 
Оптимальным временем проведения мероприятия на стенде, как показывает опыт, являются тридцать минут. Таким образом, за один рабочий день школа может показать 10 – 12 разнообразных форм работы. Очевидно, что лицо, ответственное за работу стенда, представляет директору и организационному комитету пилотный вариант программы участия в форуме, которую, после внесения корректив, целесообразно опубликовать в общей программе выставки УЧСИБ. После этого готовятся приказы, определяющие порядок действий участников работы стенда и ответственность педагогов за жизнь и здоровье детей.
 
 
 
 
Работа на стенде также сопряжена с рядом трудностей, главными из которых являются постоянный шум, теснота, скопление людей, необходимость постоянно отвечать на вопросы на фоне того, что выполняется расписание работы стенда и с периодичностью 30 минут прибывают и убывают школьники и коллеги.
 
Дополнительные трудности создает транспортировка детей, участвующих в мероприятиях, а также обеспечение их безопасности во время пребывания на выставке. Особенно это касается младших школьников, количество которых, как правило, значительно, а опыт участия в такого рода мероприятиях отсутствует.
 
Конечно, наибольшее напряжение испытывает ответственное лицо, поскольку помимо выполнения обязанностей коодинатора, педагог осуществляет связи с администрацией ярмарки, закрывает и открывает стенд (то есть приходит раньше, а уходит позже других). Такой график работы порождает проблему между фиксированной оплатой труда педагога, его определенным функционалом и ненормированным рабочим днем, расширением пределов компетенции педагога. Разрешить это противоречие вполне под силу руководителю школы путем предоставления отгулов, выделения премий из стимулирующего фонда оплаты труда.
 
Таким образом, решение об участии в работе выставки в автономном режиме влечет за собой разрешение проблем и противоречий. Однако, затраты несовместимы с теми перспективами, которые дает участие в таком значимом форуме. На самом деле, значительными средствами и нарушением привычного уклада школьной жизни можно пожертвовать ради того, чтобы показать себя и посмотреть на работу других, установить связи и контакты, познакомиться с инновациями в области оборудования и оснащения образовательного процесса.
 
На самом деле, автономный режим позволяет измерить рейтинг ОУ в педагогическом сообществе (не секрет, что есть стенды, где сидит одинокий представитель, и куда никто не заглядывает, а есть стенды, возле которых постоянно собираются коллеги, читают выставленные пособия, задают вопросы, записывают координаты). Наконец, на выставке можно сравнить свое видение современной выставочной культуры и видение других, оценить востребованность авторских разработок, а также уровень организованности педагогов и обучающихся.

Автономный режим позволяет руководителю увидеть педагогический коллектив другими глазами: для директора - это возможность оценить уровень сплоченности коллектива при решении нестандартных задач, способ оценить организаторские и коммуникативные способности заместителей директора в условиях внешкольной профессиональной деятельности, выявить резерв потенциальных руководящих кадров.
 
Для педагогического коллектива в целом Сибирская ярмарка предоставляет случай для сплочения коллектива в условиях неформального общения, для формирования корпоративного единства, «чувства локтя». Работа в тесном контакте дает возможность педагогам проявить профессиональные и узкоспециальные способности, установить связи с коллегами из других ОУ города и региона, расширить профессиональный кругозор.
 
Школьники, особенно старшеклассники, приобретают ценный социальный опыт участия во внешкольных образовательных мероприятиях. Они получают возможность неформального общения с одноклассниками, с ровесниками – обучающимися других ОУ. Посещение стендов не в рядах организованной группы, а в режиме неформального общения, может помочь в деле сложного выбора дальнейшей профессиональной траектории и формы досуговой деятельности.
 
Участие педагогического коллектива МБОУ СОШ № 29 в работе УЧСИБ - 2008 в автономном режиме позволило достичь значимых результатов, а именно: завоевать Золотую медаль Сибирской ярмарки, сплотить коллектив, выявить скрытый потенциал детей и взрослых, привести в идеальное состояние школьный банк методических материалов, увидеть скрытые таланты, креативные способности и профессиональные перспективы отдельных педагогов, принять ряд управленческих решений, получить предложения о сотрудничестве с региональными и российскими печатными изданиями, сформировать творческие группы, укрепить «чувство улья» – дух корпоративного единства.
 
Завершить свое выступление я хотела бы двумя афоризмами, которые как нельзя лучше отражают суть двух подходов школы к решению о форме участия в работе образовательной выставки: «Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига». Стефан Цвейг.
«В жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть подальше от этого места». Михаил Жванецкий.

Итак, каким путем пойти, совершить подвиг или нет, решит коллектив образовательного учреждения.
 
Юлия Борисовна Яхно, заместитель директора МБОУ СОШ № 29, г. Новосибирск