Химия. Видеофрагменты. 8-11 классы. Методика преподавания химии в школе. Практические занятия. 8-10 классы

 
 
Автор пособия:  Качалова Галина Семёновна,   к.п.н., профессор кафедры химии Новосибирского государственного педагогического университета
 
e-mail:    kachalova_gs_met@list.ru

 

Основным отличием электронного пособия является то, что в нём подробно описываются технология подготовки реактивов и лабораторного оборудования и техника проведения химических опытов. Учитывая слабое материально-техническое обеспечение учебного процесса по химии в школах, пособие поможет учителям частично восполнить отсутствие реального химического эксперимента на уроках химии.
 
Важнейшим компонентом пособия является описание химических опытов, предусмотренных большинством авторских программ по химии. Каждый химический опыт имеет текстовое описание и видеозапись.

Текст занятий сопровождается фотографиями, на которых изображены оборудование, реактивы, предназначенные для проведения опытов, модели, а также образцы минералов и горных пород.
 
В пособии имеются образцы дидактических материалов и заданий для студентов и учащихся, перечни рекомендованной литературы.
Дидактические материалы достаточно разнообразны: в них включены образцы карточек с описанием химических элементов и фрагментами биографий ученых, а также занимательным материалом, опорные конспекты и описания моделей, наборы экспериментальных задач по курсу химии (автор Г.С. Качалова), алгоритмы решения типовых расчетных задач, справочник химических терминов.
 
Студенты, обучающиеся на химических специальностях педагогических вузов, а также учителя химии могут использовать электронное пособие для следующих целей:
  • подготовка к методическому анализу учебных тем школьного курса химии (проводится на занятиях по методике преподавания химии);
  • тематическое планирование с учетом демонстрационных и лабораторных опытов в общей системе уроков (по видеозаписям можно определить количество, характер и объем эксперимента);
  • планирование конкретных уроков химии (по видеозаписям можно достаточно точно определить время, затрачиваемое на проведение каждого опыта, его место на уроке, продумать организацию познавательной деятельности учащихся на основе эксперимента, отработать технику эксперимента);
  • разработка проблемных заданий для учащихся, а также заданий для контроля и учета знаний учащихся на основе фото- и видеофрагментов (образцы заданий имеются в разделе «Дидактика»);
  • разработка уроков с компьютерной поддержкой (при отсутствии возможностей для проведения реального эксперимента и при наличии мультимедийного проектора или компьютера).
 
Пособие поможет студентам педагогических вузов подготовиться к зачетам и экзамену по методике преподавания химии в школе.
 
Возможные режимы обучения с помощью электронного пособия:
  • индивидуально во внеаудиторное время параллельно с аудиторными занятиями по методике преподавания химии;
  • включение фрагментов пособия (видеозаписей) в лабораторно-практические занятия по курсу методики преподавания химии;
  • самостоятельная работа (в случае пропуска аудиторных занятий по болезни или другим уважительным причинам, при условии выполнения всех заданий, предусмотренных по каждой теме и собеседования с преподавателем);
  • дистанционное обучение (при условии организации ДСО в учебном заведении).
Все, кто заинтересовался учебно-методическим пособием «Методика преподавания химии в школе. Практические занятия. 8-10 классы»,  обращайтесь к автору:     kachalova_gs_met@list.ru
 

 
Примеры  видеозаписей химических опытов
 
Электролитическая диссоциация

 
 
Подгруппа кислорода

 
 
Подгруппа азота
 
 
 
 
Подгруппа углерода
 
 
 
 
Металлы