Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети 

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    ПО ГОРАМ и ПУСТЫНЯМ
     
     
    Кандидат географических наук Ольга ЛАВРЕНОВА,
     
    Международный Центр-Музей Рерихов (Москва)
     
     
     

    В 1924-1928 гг. известный отечественный художник, мыслитель, археолог, инициатор движения в защиту памятников культуры Николай Константинович Рерих совершил путешествие в Центральную Азию, ставшее новым этапом изучения ее географии, археологии, лингвистики, этнографии. Разделили с ним нелегкую дорогу и труд исследователя жена Елена Ивановна и старший сын востоковед Юрий Николаевич.
     
    Маршрут первой половины экспедиции пролегал по местам, где уже побывали наши путешественники Николай Пржевальский (почётный член Петербургской АН с 1878 г.), Михаил Певцов, геолог и географ Владимир Обручев (академик АН СССР с 1929 г.) и другие: через область Кашмир на северо-западе полуострова Индостан, горы Каракорум, Куньлунь, реку Кашгар, китайский город Урумчи и пустыню Джунгария к озеру Зайсан, что на востоке Казахстана.
     
     
     
     
     
    Рерихи начали путь с Гималаев — высочайших гор нашей планеты, знакомство с которыми состоялось в небольшом княжестве Сикким на севере Индии. Николай Константинович тогда записал в путевом дневнике: «Сюда шли великие отшельники, ибо где же в два перехода можно подняться от тропической растительности до вечного снега. Все стадии напряжения сознания здесь». Сверху взирала гора Канченджанга (8585 м), у одной из пяти глав которой, по преданию, находится вход в священную Шамбалу (мифическая страна в Тибете или окрестных регионах, упоминаемая в нескольких древних здешних текстах). Художник запечатлел величественную вершину на восходе и закате солнца, в разных ракурсах и погодных условиях, а также создал «портреты» соседних - Кабру (7338 м), Пандим (6691 м) и Джомолунгмы (или Эверест; 8848 м).

    В Сиккиме Рерихи собрали этнографические коллекции и предметы тибетского искусства, в частности танки (по возвращении из экспедиции Юрий Николаевич издал фундаментальную монографию «Тибетская живопись», куда включил их описание) (Танка (тхангка) - изображение преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и клея (прим. ред.)), и в марте 1925 г. прибыли в историческую область Кашмир, издавна известную как перекресток торговых путей. Над ним возвышалась неприступная Нанга Парбат (8125 м) с почти отвесными склонами. Художник неоднократно писал мощный силуэт горы, видимый издалека, через все перевалы и отроги, озеро вблизи нее, овеянное легендами о нагах — полулюдях-полузмеях, хранителях мудрости.

    Затем через перевал Зоджила (3529 м) экспедиция двинулась в Ладакх — область между хребтом Куньлунь и Гималаями. В ее столице Ле путешественники гостили во дворце бывшего короля Ладакха, посетили близлежащие монастыри, записали сказания о странствиях Иисуса Христа. Николай Константинович запечатлел буддийские храмы, крепости, горы, долину реки Инд — так родилась серия картин «Святыни и твердыни»; Юрий Николаевич продолжил изучение искусства, в частности кашмиро-тибетской деревянной скульптуры.

    В конце сентября 1925 г. Рерихи направились дальше на север. Тяжелейший маршрут — пять высокогорных перевалов — прошли за 12 дней. Преодолев последний, Каракорум (5575 м), Николай Константинович записал в дневнике: «грустно спуститься с гор. Ведь не может дать пустыня того, что нашептали горы. На прощанье горы подарили нечто необыкновенное. На... самой последней скале, к которой мы еще могли прикоснуться..., в Китайском Туркестане, на глянцевито-коричневом массиве скалы... светлыми силуэтами... горные козлы с огромными крутыми рогами..., ритуальные танцы, хороводы и шествия верениц людей. Это именно предвестники переселения народов. И был какой-то особый смысл в том, что эти начертания были оставлены на границе в горное царство. Прощайте, горы!».

    В Хотане (Китай) караван, задержанный местными властями, простоял до конца января 1926 г. Дальше лежал трудный и опасный путь через западные провинции страны, горячую Такла-Макан — одну из крупнейших песчаных пустынь мира, затем вдоль южных предгорий Тянь-Шаня. В начале лета того же года Рерихи отправились в Москву, чтобы передать руководителям СССР послание Махатм (*Махатма — человек, достигший высокого духовного знания (прим. ред.)) Востока, предлагавших духовную помощь молодому государству. А в июле-августе — снова встреча с горами -изобильным Алтаем. Эта, вторая, часть экспедиции стала новой страницей в исследовании Центральной Азии: путешественники пересекли с севера на юг Тибетское нагорье, Гималаи и вышли к Индии, пройдя свыше 25 тыс. км через 2 пустыни, 35 высокогорных перевалов, многие из которых на тот момент отсутствовали на географической карте.

    На Алтае Рерихи остановились в селе Верхний Уймон, где опять услышали предания о заповедной стране духа, в которую уходили искать староверы, называвшие ее Беловодьем. В основе сведений о ней «лежит сообщение из буддийского мира. Тот же центр учения жизни перетолкован староверами», -писал впоследствии Николай Константинович, имея в виду вышеупомянутую тибетскую Шамбалу. Несколько раз на полотнах Рериха, в том числе и на картине «Победа», написанной почти через два десятилетия после прохождения этого маршрута, уже в годы Великой Отечественной войны, появляется алтайская священная гора Белуха, очаровывавшая чистотой нетронутых снегов. Но исследователей вновь манили далекие Гималаи.

    Экспедиция направилась в столицу Монголии Улан-Батор, где художник подарил правительству страны картину «Великий всадник» («Ригден Джапо -Владыка Шамбалы»). Здесь Рерихи провели зиму 1926-1927 г., готовясь в дальнюю дорогу. Их маршрут пролегал через монастырь Юм-Бэйсэ, хребет Аньси, урочище Шара-хулусун, и под впечатлением увиденного Юрий Николаевич констатировал: «островные оазисы..., расположенные в горных массивах монгольской Гоби, представляют большой интерес как центры расселения кочевого населения в гобийских районах и в древности играли значительную роль в жизни кочевых государственных образований».

    Николай Константинович, пройдя этот участок пути, сделал следующие выводы: «Район Монголии и Центральной Гоби ожидает исследователей и археологов... Область так обширна, что не одна и не две, а множество экспедиций с трудом покроют ее. По пути мы встретили прекрасные образцы оленьих камней, высоких менгирообразных (*Оленьи камни - памятники позднего каменного века - плиты и скалы, покрытые стилизованными изображениями оленей, человеческих и других фигур; менгир - грубо обработанный камень, вертикальные размеры которого заметно превышают горизонтальные (прим. ред.)) гранитных и песчаниковых глыб, иногда орнаментированных. Также мы встретили ряд нераскопанных курганов большой величины и очень заботливого устройства. Курганы были по основанию окружены систематичным рядом камней; на вершине также были камни. Около кургана, образуя как бы второй ряд, виднелись небольшие каменные возвышения. Особенно интересны были каменные бабы, совершенно того же характера, как каменные бабы южно-русских степей».

    Июнь и июль 1927 г. Рерихи провели на берегу реки Шарагол, проделав за это время несколько вылазок в песчано-солончаковую пустыню Цайдам и собрав лингвистический материал по монгольским наречиям. Затем мимо озера Дабасун-нур (Давасан-нур), по реке Нэйчжи-гол они вышли к пограничной реке Дричу, отделяющей Монголию от Тибета, и перебрались на противоположный берег. Следующим этапом стал переход через перевал Тангла (4993 м) — по легендам, местопребывание 33 богов и духов, впоследствии не раз запечатленный на картинах Николая Константиновича.

    В октябре 1927 г. на высокогорном плато Чантанг местные чиновники остановили караван и фактически обрекли его на гибель. Долгие пять зимних месяцев пришлось провести в невыносимых условиях на высоте свыше 4000 м, погибли несколько человек из сопровождения и едва ли не все животные. Но невежество бюрократов не могло затмить красоту высокогорий и сломить дух путешественников. Художник писал пейзажи, его сын собирал материал о кочевниках племени хорпа. В монастыре Шаруген, где прошла часть зимовки, они нашли собрание писаний тибетского добуддийского шаманизма. Кроме того, открыли интересные памятники: менгиры, кромлехи (несколько поставленных вертикально продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей), каменные могилы, курганы, где обнаружили предметы с орнаментом в «зверином» стиле, и др.
     
    Когда заточение закончилось, путешественникам предписали отправиться в Индию в обход столицы Тибета Лхасы. Караван двинулся через район Великих тибетских озер и Трансгималаи. Это был малоисследованный район с любопытными археологическими находками. Об одной из них, в урочище До-ринг, к югу от озера Панггонг, Николай Константинович писал: «Вы можете представить себе, как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Кар-нак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспоминали свою далекую родину... Во всяком случае, это открытие завершило наши искания следов движения народов».

    С перевала Сангмо-бэртик (7000 м) Рерихи увидели долгожданные Гималаи. А пройдя долиной Цанг-по (верховье священной реки Брахмапутры) в мае 1928 г. прибыли в Сикким, откуда и начиналось их путешествие. Завершилась реализация грандиозного проекта, все участники которого внесли вклад в мировую культуру и науку. Они провели исследования по истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии (Юрий Николаевич, в частности, не раз отмечал несоответствие имевшихся тогда карт региона реальным караванным путям и местонахождениям перевалов). Кроме того, был собран богатейший лингвистический материал, который лег в основу уникального тибетско-русско-английского словаря (М., 1983-1993), множество произведений тибетской живописи и скульптуры, несколько древних манускриптов и др. Но основное внимание члены экспедиции сконцентрировали на особенностях отдельных этносов в контексте Великого переселения народов.

    Итогом путешествия стали многочисленные труды его участников, в том числе книга Юрия Рериха «По тропам Срединной Азии» (США, Йель, 1931 г.), содержавшая подробное описание пройденного маршрута (характер местности, озера, перевалы с указанием высот, иногда варианты географических названий — местные и принятые на европейских картах и т. д.) и представлявшая несомненный практический интерес для отправлявшихся в этот регион.

    Как отметила писатель, востоковед, генеральный директор Музея им. Н. К. Рериха (Москва) Людмила Шапошникова, «пожалуй, ни одна из известных нам экспедиций не была снабжена таким количеством первоклассного художественного материала, как экспедиция Рериха... Кистью написавшего эти полотна водила рука не только художника, поддающегося свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и точная рука ученого. И тот, и другой словно слились в одном человеке. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией» (из кн.: «От Алтая до Гималаев». М., 1998).

    Наконец, исключительно важны для изучения Центральной Азии путевые литературные зарисовки Николая Константиновича (вошедшие в изданную в Нью-Йорке в 1929 г. книгу «Алтай-Гималаи») - тонкие этнографические и культурно-философские эссе. Автор поставил вопросы единства корней культур Востока и Запада, фокуса их духовного тяготения, имеющего, по его убеждению, свое место на карте, несмотря на столь различные названия — Шамбала, Царство Пресвитера Иоанна, Беловодье. Причем Рерих отметил: еще в 1900-1910-х гг. несколько научных журналов опубликовали статьи о том, что до сих пор бытуют возникшие в среде староверов в конце XVII в. (когда их начали преследовать) легенды о земном рае, где нет гонений. Много раз они пытались найти эту сказочную страну и в поисках ее доходили даже до Индии.

    Исследовав множество местных легенд, Николай Константинович пришел к выводу: «Относительность указаний и многие недоразумения о географическом положении Шамбалы имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных. Откроем, например, перевод, сделанный профессором Грюнведелем (*Альберт Грюнведель —немецкий востоковед первой четверти XX в. (прим. ред.)), известной книги «Путь в Шамбалу», написанной знаменитым Таши-Ламой Третьим. Вы будете поражены обилием географических указаний, затемненных и смешанных так, что только большое осведомление о древних буддийских местах и о местных терминах может помочь вам как-нибудь разобраться в этой сложной пряже».

    Материал, собранный во время Центрально-Азиатской экспедиции, был огромен и требовал глубокого осмысления. Для его обработки и определения перспектив новых изысканий в 1928 г. в долине Кулу Рерихи основали Институт гималайских исследований «Урусвати» — в переводе с санскрита «Свет утренней звезды», названный так в честь Елены Ивановны (так ее называли духовные учителя), вдохновительницы многих грандиозных планов своего мужа и сыновей. Концептуальной основой научного учреждения, намного опередившего свое время, ориентированного на комплексный исследовательский подход, была Живая Этика (*Живая Этика, или Агни Йога, - философское учение, указывающее на единую духовно-энергетическую основу мироздания и рассматривающее духовно-нравственные стороны бытия (прим. ред.)), созвучная идеям русских космистов (Космизм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и человеке как «гражданине мира», микрокосмосе, подобном макрокосмосу. В философии оно связано с учением древних греков о мире как упорядоченном целом, в религиозных системах — неотъемлемая часть теологии, в науке - основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной (прим. ред.)) начала XX в. — основоположника современной космонавтики Константина Циолковского, биофизика Александра Чижевского, естествоиспытателя академика (с 1912 г.) Владимира Вернадского, богослова, поэта Павла Флоренского и др.

    На основе Живой Этики Николай Константинович разработал концепцию, нашедшую воплощение прежде всего в документе, известном как Пакт Рериха, — первом международном договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Он устанавливал преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью и был подписан в Вашингтоне представителями 21 государства Западного полушария 15 апреля 1935 г.

    Новый институт сотрудничал с индийским поэтом и мыслителем Рабиндранатом Тагором, физиками — лауреатами Нобелевской премии американцами Альбертом Эйнштейном, Робертом Милликеном, французом Луи де Бройлем, шведским путешественником, географом, картографом, литератором, художником, этнографом и общественным деятелем Свеном Гедином, отечественным генетиком, ботаником, селекционером, географом, академиком (с 1929 г.) Николаем Вавиловым и многими другими.
    «Журнал Института гималайских исследований «Урусвати» публиковал наиболее интересные статьи сотрудников по таким дисциплинам, как археология, этнография, ботаника и т. д., а также отчеты экспедиций, являвшихся важным направлением его деятельности. Например, одна из них была организована в южный Ладакх в рамках всемирной программы изучения космических лучей 1931-1932 гг.: на различных широтах, долготе и высоте над уровнем моря регистрировали ионизацию воздуха и прочие физические параметры, доступные науке того времени. В первые же годы деятельности этого научного учреждения были собраны богатейшие коллекции: энтомологическая и гербарий для Мичиганского университета (США), семян и образцов растительного мира Гималаев для Ботанического сада в Нью-Йорке и Национального музея естественной истории в Париже, семян для Департамента земледелия США, зоологическая для Гарвардского университета (США).

    Но в конце 1930-х годов кризис, охвативший экономики многих стран, пресек возможность получения средств на работу этого научного учреждения. Некоторое время оно функционировало благодаря личным средствам Рерихов, получаемым от продажи картин, но столь малых сумм явно не хватало для реализации намеченной программы исследований. В итоге с началом Второй мировой войны институт пришлось законсервировать.

    В 1957 г. Юрий Рерих, к тому времени уже всемирно известный востоковед, в Географическом обществе СССР в Ленинграде и его филиале в Москве выступил с докладом о Центрально-Азиатской экспедиции (в 1959 г. частично опубликован в журнале «Вопросы географии»). Тем не менее ее «первооткрывателем» для отечественной науки следует считать Людмилу Шапошникову.
     
    В 1974 г. она стала членом Комиссии по изучению философско-художественного наследия Рерихов и приняла активное участие в организации празднования 100-летия со дня рождения Николая Константиновича, в 1974-1980 гг. побывала на Алтае, в Монголии, Индии, практически повторив пройденный им маршрут. По итогам этих поездок Людмила Васильевна подготовила фотоальбом «От Алтая до Гималаев» с большой вступительной статьей, позволивший многим понять значимость для науки сделанного художником в Центральной Азии, а в 1990-х годах написала посвященную той же теме трилогию «Великое путешествие».
    Благодаря именно ее усилиям возник Международный Центр-Музей Рерихов — крупнейший в сфере исследования и популяризации наследия знаменитой семьи.

     

    ЛАВРЕНОВА, О. По горам и пустыням // Наука в России . - 2011 . - № 5 . - С 73-81.
     
     


    продать авто после дтп


    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование