Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Л. ГУБАРЕВА
     
     
    ПАМЯТКИ
     
     
    Как провести сравнительный анализ общественных явлений, как подготовиться к написанию эссе, участию в различных ролевых играх, в дискуссии — предлагаемые памятки помогут тебе в работе на уроке и при подготовке домашнего задания.
     
     
    Условия правильного  использования приема сравнения 
      
    1. Сравниваются только однородные явления.
    2. В них выделяются сопоставимые существенные признаки.
    3. Признаки располагаются в определенной последовательности (план сравнения) и, если возможно, по степени важности и в зависимости от ведущего признака (ранжирование).
    4. Сравнение проводится на основе выделенных признаков, по каждому из них высказывается суждение.
    5. В заключение делаются краткие выводы об общем и особенном в сравниваемых явлениях.
     
     
    Проведение сравнительного анализа
     
    1. Составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
    а) выделите сопоставимые признаки;
    б) отбросьте несущественные признаки;
    в) установите порядок сравнения (на первом месте — самый важный признак, далее те, которые от него зависят).
    2. Сравните по намеченному плану оба события, явления.
    3. После сравнения каждого сопоставимого признака сделайте вывод.
    4. Свяжите выводы с целями сравнения и сделайте общее заключение.

    Памятка  для анализа альтернативы в историческом процессе
     
    1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.
    2. Выявите историческую обусловленность каждого из них.
    3. Определите свое отношение к ним.
    4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.
    5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.
     
     
    Альтернатива (фр. alternative, от лат. alter — один из двух) — необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможностями.
     
    Памятка для анализа альтернативы в оценках событий и личностей
     
    1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности).
    2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.
    3. Определите возможность сопоставления оценок.
    4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих суждений, их объективность.
    5. Проанализируйте их аргументацию.
    6. Сделайте собственный выбор.
    7. Предложите свою оценку.
    8. Аргументируйте свою позицию.
     
     
    Памятка для решения познавательных задач
     
    1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните значение непонятных терминов.
    2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
    а) определите, что дает условие для решения задачи;
    б) подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;
    в) подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
    3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
    4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.
    5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
    а) соответствует ли ответ существу вопроса (предписания);
    б) если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
    в) нет ли противоречий между вашими аргументами;
    г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
    д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
    е) не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы (помимо тех, которые намечены вами) и доказательства (факты, примеры, аргументы).
    6. Объясните, каким путем получен ответ.
     
     
    Памятка для написания эссе
     
    Структура эссе
    1. Начало (актуализация заявленной темы эссе). (20% от общего объема работы.)
    2. Тезис.
    Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход.
    Переформулировка тезиса. (60%.)
    3. Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение). (20%.)
     
    Требования, предъявляемые к эссе
     
    1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
    2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, следует включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
    3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
    4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
    5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
    6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию позиции, заявленной по проблеме.
     
     
    Как написать домашнее эссе

    1. Прежде чем приступить к написанию эссе:
    • изучите заданный на дом теоретический материал;
    • уясните особенности заявленной темы эссе;
    • продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
    • выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
    • определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
    • составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
    2. При написании эссе:
    • напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
    • проанализируйте содержание написанного;
    • проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
    • внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
     
    Памятка для составления тезисов ответа или сообщения
     
    1. Прочитайте текст источника, следя за развитием главной мысли.
    2. Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного.
    3. Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающих его факты.
    4. Проверьте правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.
    5. На основе привлекаемых источников составьте к указанной теме таблицы (текстовые, сравнительно-обобщающие, конкретизирующие) и схемы (логические, текстовые).
    6. На примере любого урока темы (с учетом включаемых текстов) составьте логическую цепочку, отражающую причинно-следственные связи общественного явления.
    7. Определите возможность включения материалов периодической печати (если есть необходимость).

    Памятки для проведения дискуссии
     
    Правила ведения дискуссии

    1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения.
    2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия.
    3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
    4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
    5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
    6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
    7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
    8. Следует подводить промежуточные и конечные выводы.
    Советы участнику дискуссии
     
    1. Прежде чем выступать, четко определите свою позицию.
    2. Проверьте, правильно ли вы понимаете проблему.
    3. Внимательно слушайте оппонента, затем излагайте свою точку зрения.
    4. Помните, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
    5. Не забывайте о четкой аргументации и логике.
    6. Спорьте честно и искренне, не искажайте мыслей и слов оппонента.
    7. Говорите ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке» .
    8. Имейте мужество признать правоту оппонента, если вы не правы.
    9. Никогда не «навешивайте ярлыков», не допускайте грубости и насмешек.
    10. Заканчивая выступление, подведите итоги и сформулируйте выводы.

    Памятка участнику ролевой игры
     
    1. Определите, в чем состоит задача игровой ситуации.
    2. Выберите роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.
    3. Постарайтесь вжиться в свою роль, поверить в происходящее.
    4. Тщательно подготовьтесь к игре, продумайте свое выступление.
    5. Подчиняйтесь правилам игры.
    6. Внимательно прислушивайтесь к выступлениям своих партнеров по игре, реагируйте на них, но не перебивайте.
    7. Во время подведения итогов постарайтесь сами поставить себе оценку, сравните ее с оценкой посторонних.
     
     
    Памятка участнику исторической игры

    1. Внимательно изучите рекомендованную учителем литературу, проанализируйте ее и выберите необходимый материал.
    2. Оцените игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.
    3. Рассмотрите иллюстрации в учебнике и других источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.
    4. Представьте себе внешний облик человека, чью роль вам предстоит исполнять, мысленно составьте его биографию, наделите чертами характера.
    5. Зная о принадлежности данного человека к определенной общественной группе, о его роде занятий, времени, когда он жил, попытайтесь понять, что его могло волновать, какие чувства он мог испытывать.
    6. Сопоставив внешний облик и внутренний мир своего героя, составьте небольшой рассказ от его имени.
    7. Чтобы придать убедительность рассказу, включите в него общеупотребительные слова и выражения того времени, героем которого был данный человек.
    8. Предположите, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к вашему герою, попытайтесь подготовить ответы.
     

     
    История и обществознание для школьников. – 2012 . № 2 . – С. 17-20.




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование