Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека 

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Букеты из игрушек в омске http://florida55.ru/buket/.

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
     
    ГЕОГРАФИЯ как важнейшая наука об окружающей среде

    В.М. Котляков,  академик РАН, директор Института географии РАН


    Из доклада на Всероссийском съезде учителей 28 октября 2011 г.
     
     
     
    Человечество всегда стремилось познать мир, понять его истинную сущность и никогда не могло этого сделать до конца. Потому что любое познание, любое открытие вызывало и вызывает новые вопросы, требующие дальнейших исследований. Познание беспредельно — в этом одна из целесообразностей мира, краеугольный камень, лежащий в основе мироздания.

    Сотни лет усилия науки были направлены на изучение устройства мира, но и сейчас мы вынуждены признать, что масштабы, динамика и механизмы многих природных явлений остаются непознанными, непредсказуемыми и разрушительными. Если в прошлом строение и свойства окружающей нас природы можно было достаточно удовлетворительно объяснить физическими и биологическими законами, то начиная с конца XIX века, когда все большую роль стало играть воздействие человечества, приобретшего, по меткому выражению В.И. Вернадского, характер «геологической силы», возникли новые проблемы.
     
    География, наряду с математикой, историей, философией, — древнейшая наука. Человек всегда был  связан с окружающим пространством. Магия пространства вызывала интерес и желание увидеть, познать, заселить и освоить не изведанные еще места. Не случайно поэтому на протяжении веков главным содержанием географии было открытие и описание «новых» земель и океанских просторов. Великие географические открытия дали название одному из важнейших этапов становления науки и культуры, яркому периоду всемирной истории.
     
     
     

    География, точнее, система географических наук, представляет собой совокупность отраслей знания, изучающих поверхность нашей планеты и окружающие ее природные сферы. Географическая наука, всегда привязанная к территории или акватории, подразделяется на две главные части — общую географию, или, иначе говоря, землеведение, и региональную географию, или страноведение. Обе ветви географии едины, так как описывают и объясняют взаимосвязи и взаимодействия отдельных компонентов географической оболочки — как природных, так и общественных. Исследуя социальную и природную сферы, география не противопоставляет их, а изучает их непростые взаимоотношения.

    Географию по праву считают колыбелью многих наук. В античное время она создавала широкое представление об окружающем человека мире. Основной, описательный, способ подачи этой информации сохранился до нашего столетия, претерпев, в сущности, совсем небольшие изменения. Дело в том, что общество всегда предъявляло спрос на географические описания, карты, справочники, и эти формы информационного обслуживания географии будут нужны постоянно, при любом уровне развития общества. Научно-технический прогресс уже к концу XX века привел к компьютеризации всех видов информационной деятельности, и есть реальные предпосылки, что геоинформационные системы всех типов — интегральные, отраслевые, проблемные — станут ведущим звеном и в географии.

    По мере своего развития география постепенно утрачивала функцию объединителя наук: от нее отпочковывались геология, биология и другие науки, приобретавшие самостоятельное значение. Соответственно сфера интересов географии сужалась, и постепенно выкристаллизовывался хорошо знакомый набор ее компонентов.

    Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. Громадное влияние на развитие географии оказала деятельность М.В. Ломоносова и возглавлявшегося им Географического департамента Петербургской академии наук. Ломоносов внес существенный вклад в эволюционную теорию и представления о строении Земли. Он первый высказал идею о роли фактора времени в развитии природы. В последующем обобщение результатов, полученных в экспедициях, привело А. Гумбольдта к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности. Он первый представил яркие образцы применения сравнительного и количественного подходов к изучению природы Земли, стал провозвестником комплексного подхода в географии.

    Необходимость познания величественных и грозных сил природы служила мощным стимулом для изучения рельефа, рыхлых отложений, почв, природных вод, климата и т. п. Именно во второй половине XIX — начале XX века были заложены основы таких дисциплин, как геоморфология, гидрология, климатология, гляциология, география почв и др. Одновременно был достигнут прогресс в изучении размещения населения и отраслей хозяйства. Распространено мнение, что именно с этого времени началось развитие научной географии.

    Видный французский географ-страновед, участник Парижской Коммуны Элизе Реклю считал, что природу необходимо понимать как результат естественного и антропогенного воздействий; он довольно определенно указывал, что география является социальной наукой, которая стремится установить гармонию природы и человека.

    Впоследствии роль антропогенного фактора получила блестящее воплощение в творчестве В.И. Вернадского, который, в частности, отмечал, что с человеком, несомненно, появилась новая огромная сила на поверхности нашей планеты. Эта сила изменяет биогеохимические процессы и в конечном итоге перестраивает естественные циклы миграции вещества. Преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности, по В.И. Вернадскому, приведет к становлению ноосферы.
     
     
    Концептуальная схема единства вод Земли (по Л.С. Абрамову)
     

    Кризис географического детерминизма совпал с бурным развитием районного направления, складывавшегося под влиянием запросов общественной практики. Миф о неисчерпаемости среды был развенчан, география должна была обеспечить основу для оптимального размещения производства, что требовало обстоятельных данных по территориальной дифференциации. В нашей стране основы районного направления были созданы В.В. Докучаевым, Д.Н. Анучиным, В.П. Семеновым-Тян-Шанским, Л.С. Бергом, Н.Н. Баранским и многими другими.
     
    В некоторых странах, например в США, география официально была причислена к категории социальных наук. В середине XX века положение географии в мире казалось вполне благополучным. Между тем в мире произошли большие экономические и социальные изменения. Трансформированные человеком ландшафты обрели фоновое распространение. В этих условиях сам термин природа стал все чаще вытесняться термином окружающая среда, усилилось внимание ученых к взаимодействию природы и человека.

    В географии произошла «количественная революция». Она была подготовлена научно-техническим прогрессом: широким распространением электронно-вычислительной техники, развитием математических и статистических методов в социальных науках. Открылась возможность проводить оперативную обработку больших массивов количественной информации и моделировать сложные системы. Это существенно обогатило методический арсенал, но мало изменило суть географии как науки, ее методологические основы.

    В 1960—1970 гг. региональная концепция тоже оказалась небезупречной, была поставлена под сомнение сама возможность существования однородных, четко ограниченных территориальных выделов. Любое районирование неизбежно носит отпечаток субъективности — недаром схемы, предложенные разными исследователями для одной территории, сильно различаются и по таксономическим построениям, и по конфигурации границ. Еще в 1940-х годах ставился вопрос о возможности организовать единую систему районирования для всей Земли, построенную на основе единых, строго выдержанных принципов, однако эта задача до сих пор не решена. Даже в Физико-географическом атласе мира (1964) подходы к районированию материков и океанов различны.

    В эти годы выяснилось, что и сам предмет географии не был четко определен. Длительное время предполагалось, что география изучает все, что находится вокруг нас: землю, воду, климат, растения, животных, людей и т. д. На самом деле географическая наука как раньше, так и теперь не занимается изучением самих элементов окружающей среды. В центре внимания географов, по существу, всегда оказывались соотношения этих элементов в пространстве, их связи, взаимодействия. Показательна в этом отношении точка зрения Владимира Петровича Семенова-Тян-Шанского (1928): «География — наука, изучающая законы пространственных взаимоотношений жизни Земли в общем смысле этого слова, начиная от жизни горных пород и кончая жизнью человека. Задача географа — обобщение материала отраслевых наук на пространственной основе».

    Еще А. Гумбольдт пришел к представлению о поверхности Земли как объекте взаимодействия четырех сфер, включая сферу жизни. А.А. Григорьев (Григорьев Андрей Александрович (1883—1968) — российский географ, крупнейший теоретик географии, создатель и руководитель Института географии Академии наук СССР) возродил гумбольдтовские представления и разработал учение о географической оболочке, в пределах которой местные особенности служат закономерным следствием дифференциации целого в ходе географических процессов. Он призывал к количественному учету прихода и расхода вещества и энергии в разных географических зонах и районах.

    В последней трети XX века для семьи географических наук характерны их глобализация, гуманизация и экологизация — процессы, отражающие ход развития человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой на протяжении всего прошедшего столетия. Хотя тенденция к гуманизации и экологизации географии имеет довольно давние корни, в современных условиях она стимулируется насущной необходимостью поставить географические исследования на службу человеку. Этой цели вполне удовлетворяют конкретные задачи рационального природопользования, охраны природы, повышения качества и оптимизации среды жизни и другие проблемы, рассматриваемые конструктивной географией.

    Первым шагом в этом направлении служила разработка генеральных схем комплексного территориального планирования, особенно для зон экологического бедствия (например, для Приаралья). Признавая важнейшую роль социального начала в географических исследованиях и очевидную необходимость повышения уровня общественной географии, невозможно согласиться с довольно широко распространенным на Западе отождествлением этой ветви со всей географией или с отнесением географии к категории социальных наук. По своим историческим традициям, научной ориентации, структуре и междисциплинарным связям география была и остается в системе наук о Земле с двумя крупными ветвями — природной и общественной.

    Большую роль в обработке данных и представлении результатов географических исследований призваны играть методы математики, статистики, информатики. Вместе с тем важная роль остается за картой, служащей языком географии. Карта обеспечивает наиболее полное описание и понимание любых пространственных проблем. В настоящее время карта из застывшего отражения лика Земли превращается в его подвижную модель в рамках геоинформационных систем разных масштабов. К этому стоит добавить огромную роль космических методов и дистанционного зондирования Земли.

    События XX века свидетельствуют, с одной стороны, об устойчивом поступательном развитии науки, а с другой — о неравномерности этого процесса. В числе главных факторов развития географической науки следует назвать расширение предмета географии и изменение ее роли в системе наук, цикличность развития человеческого общества, войны как генератор неравномерности развития, научные кризисы и «революции» в географии, национальные школы и смена лидеров.

    Современная российская география в значительной мере отражает ситуацию, типичную для стран с переходной экономикой — завершающей фазы индустриально-аграрного этапа, и отстающей в своем технолого-экономическом развитии от стран, вступивших в постиндустриальный период. В силу этого в нашей географии сохраняются резкая асимметрия структуры науки (с гипертрофией природоведческой географии), эмпиризм. По-прежнему доминируют исследования, направленные на освоение природы, в то время как на Западе формируется ориентация на адаптацию хозяйства к окружающей среде. Сложность, однако, заключается в том, что следующий этап развития науки пришелся на экономический кризис внутри страны, распад единой идеологической основы, изменение геополитической обстановки после выхода из «холодной войны» в полосу вооруженных региональных конфликтов.

    Постепенное исчезновение идеологического пресса в России позволило активно развиваться не только физической, но и социальной и политической географии, в частности, таким направлениям, как электоральная география, географии этнической и социальной сегрегации, географии преступности и других антисоциальных явлений, география вынужденной миграции населения.

    Несколько слов о землеведении — наиболее общей отрасли географии, изучающей закономерности структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки на разных территориальных уровнях: глобальном, континентальном, зональном, региональном, локальном. Идеи землеведения, дошедшие до наших дней, принадлежат А. Гумбольдту, который в середине XIX века осознал единство земной поверхности и представил ее как объект взаимодействия разных сфер нашей планеты. Работы А. Гумбольдта и В.В. Докучаева, подкрепленные в начале XX века результатами исследований в ряде географических дисциплин — климатологии, геоморфологии, геоботанике и др., привели к формированию концепции географической оболочки как объекта взаимодействия абиотических и биотических процессов, сформулированной А.А. Григорьевым. В составленной им схеме показано, как основные составляющие земных сфер — вода, воздух, земля — под действием космических и планетарных факторов трансформируются в составные части географической оболочки — почвы, растительность, животный мир, а затем и в человеческое хозяйство.

    Исходя из концепции единого комплекса географических процессов, связанных с разными формами обмена вещества и энергии, можно количественно объяснить главные черты этих процессов на основании общих законов точных наук. Лишь половина приходящей солнечной радиации достигает земной поверхности, где происходят ее сложные преобразования. Результирующей величиной служит радиационный баланс поверхности, энергия которого расходуется на многообразные земные процессы: нагревание воды и воздуха, испарение и таяние, перемещение воздуха в атмосфере и водных масс в океане, фотосинтез, выветривание, эрозию и многое другое.

    Огромное значение имеет круговорот воды в природе. Схема Л.С. Абрамова наглядно демонстрирует одновременные и суммарные запасы воды в разных геосферах и их компонентах, а также время полного возобновления этих запасов. Важнейшая роль в объединении всех водных резервуаров принадлежит атмосфере; влага в ней на протяжении года сменяется примерно 45 раз. Испаряющаяся с поверхности океана влага частично переносится на сушу, где выпадает в виде атмосферных осадков. Одна часть попавшей на материк влаги формирует сток, другая испаряется и вновь вовлекается в атмосферный влагооборот.

    Особую роль в климатической и гидрологической системах играют ледники. Они представляют собой звено замедленного влагооборота. Место же их в климатической системе в стационарных условиях определяется отражением тепла в космос, изъятием тепла и массы из атмосферы, передачей массы и запасов холода в гидросферу (реки и океан), а в нестационарных условиях еще и накоплением или расходом массы и энергии, что подчеркивает роль ледников как инерционных членов, сглаживающих или усиливающих колебания климатической системы.

    Процессы создания и разрушения органического вещества биоты, а также физическое и химическое выветривание и отложение вещества создают разнонаправленные потоки углерода, азота, кислорода, водорода, серы, кальция, железа, фосфора и других химических элементов, что приводит к биогеохимическим циклам в географической оболочке. Однако именно человеческое общество, обладающее особой, социальной организацией и обширным спектром адаптационных механизмов, стало неотъемлемой частью географической оболочки, а с приходом промышленной, а ныне постиндустриальной эпохи оказывает на нее все большее и большее воздействие. Все это ведет к усложнению объектов, процессов и явлений природной среды и требует принципиально нового подхода к землеведению, где мы сейчас имеем дело не только и не столько с природно-обусловленными ландшафтами, сколько с природно-техногенными и антропогенными их компонентами.

    Ключевым в построении модели географической оболочки, в отличие от моделирования климата, оледенения, океанов, биоты, становится включение в модель человеческой деятельности, как в ее саморазвитии (коэффициенты воспроизводства населения, рост валового продукта, скорость изменения структуры производства и пр.), так и в ее зависимости от изменений природной среды. В физической модели все это может быть совмещено во времени, определены скорости и характерные времена процессов.

    XX век войдет в историю как век величайших завоеваний человеческой мысли и горьких ее заблуждений, больших достижений науки и разрушений уже созданного, начала освоения космоса и усиления деградации природы Земли, быстрого прогресса науки и техники и величайших кризисов. Кризисы вынуждают государство ограничивать круг фундаментальных исследований и расширять удельный вес затрат на поиски путей кратчайшего выхода из сложившейся ситуации, стимулируют проекты, дающие быстрый эффект. Эта ситуация побуждает географов искать новые места приложения своего труда, резко расширять прикладные работы локального и регионального масштабов. Именно такая ситуация сложилась в нашей науке после распада Советского Союза.

    В это время на смену устоявшимся направлениям изучения географии в рамках единой страны пришли сложные и многоплановые проблемы территориальной организации жизни общества, такие как пространственные конфликты в экономике и землепользовании, этнические противоречия, экологический риск. Концепция равномерности развития, под которую долго, но безуспешно старались подогнать реальные процессы, очевидно, не работает. Приходится возвращаться к идее контрастного и многополярного мира со всеми его плюсами и минусами и на этой основе строить географический прогноз.

    Между прочим, более 120 лет назад, отбывая срок в тюрьме Клерво во Франции, П.А. Кропоткин в статье «Чем должна быть география» написал пророческие слова: «География должна выполнять и другую важную задачу. Она должна воспитывать с самых ранних лет, что мы все братья, к какой бы нации ни принадлежали. В наше время войн, национального самомнения, самоутверждения и шовинизма, которые умело подогреваются людьми, преследующими собственные эгоистические или классовые цели, география должна стать средством опровержения подобных предрассудков и создания иных представлений, больше отвечающих человечности. Она должна показать, что каждая нация закладывает в фундамент общего благосостояния свой собственный камень и что только очень малая часть каждой нации заинтересована в поддержании чувства национальной ненависти и шовинизма».

    Любопытно, что в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих опасность и шанс. Древняя культура Китая на жизненном опыте постигла, что кризисное состояние есть шанс к возможному успеху в поступательном развитии общества. Именно этот этап и переживает наша страна, и роль науки в этом процессе чрезвычайно важна. Очевидно, в ближайшие годы усилия отечественной географии будут сконцентрированы на выявлении пространственных черт политических, экономических, социальных, экологических, этнокультурных особенностей и конфликтов в России и СНГ как генераторов территориальной нестабильности; на исследовании изменений условий мирового развития и поиске предпосылок сохранения стабильности и безопасности России и ее окружения.

    Теперь назову несколько центральных задач современной географии, направленных на решение глобальных проблем человечества. Вот они:
    1. Строение географической оболочки и ее составляющих, внутренние и внешние взаимодействия природных и общественных структур.
    2. Территориальная организация жизни общества и ее динамика.
    3. Природные и социально-экономические причины и механизмы возникновения глобальных и региональных геоэкологических проблем.
    4. Развитие географических основ теории природопользования и принципов регулирования природно-антропогенных геосистем.

    Во властных структурах нашей страны сейчас, к сожалению, нет понимания решающей роли фундаментальных наук в будущем развитии страны, а модернизация понимается очень узко. Но несмотря на это нам нужно эффективно работать и доносить географические идеи до широких масс населения и прежде всего в школьной географии.

    География по-прежнему остается важнейшей в системе фундаментальных наук. Наше стремление заключается в том, чтобы она как можно больше была востребована управленческими структурами. Но география является одним из школьных предметов, который во время модернизации и перестройки подпадает под чудовищный пресс так называемых новых идей и стремлений любой ценой изменить сложившуюся десятилетиями систему образования в России.

    Насущная задача фундаментальной и педагогической науки в России заключается в сохранении важной роли географии в школьном образовании и придании школьной географии новых начал. Я позволю себе в заключение перечислить несколько важных позиций в модернизации школьной географии, высказанных не так давно уважаемым всеми нами академиком Владимиром Павловичем Максаковским.

    Нужно усилить мировоззренческие аспекты преподавания географии, так как именно этот школьный предмет обладает воспитательным потенциалом и несет в себе многие атрибуты гражданского общества. Надо также усилить практическую направленность школьной географии, ее связь с жизнью. Следует уточнить стратегические направления в содержании школьной географии, которая служит важной частью образования для устойчивого развития. Требуются тщательный отбор и генерализация учебного материала для неполной средней школы, потому что мы готовим в этой школе не узкого специалиста, а просто широко образованного человека. Но в старшую школу следует внедрить «серьезную» географию, потому что здесь школьники готовятся к поступлению в вузы. Надо повысить методический уровень преподавания географии в школе и обязательно использовать в учебном процессе карты и геоинформационные системы, но при этом сохранить яркое изложение географического материала и романтику географических открытий и познания мира. И наконец, продолжить кропотливую работу по созданию современных учебников по географии — умных, ярких, доступных, но отражающих все основные достижения современной географической науки.
     
    "Экология и жизнь" . - 2012 . - № 1 . - С. 36-42.
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование