Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Ж.Ю. КАРА
    к.псих.н., старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии ЮФУ, г. Ростов-на-Дону
     

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
     

    Проблематика одаренности продолжает находиться в центре научного и общественного интереса. Активность способного и одаренного ученика ориентирована на обращение к возможностям социальной и образовательной среды. В этих целях на передний план выходят задачи развития и сохранения творческого потенциала общества. Выявление и сопровождение одаренных детей, реализация нового программного содержания, качество общего образования, введение новых форм работы являются важной государственной задачей.

    Нас в большей степени интересует проблема детской художественной одаренности, а именно изобразительной. При изучении детской художественной одаренности большое место занимает компонентный подход. В основе данного подхода лежит существование набора специальных способностей, высокое развитие которых приводит к успешности в той или иной сфере искусства. Соответственно специальные способности к разным видам творчества изучаются независимо друг от друга. Компонентный подход наиболее активно изучался в музыкальной области, но существуют исследования и при изучении литературного и изобразительного творчества.

    В настоящее время преобладает мнение о целостности структуры художественной одаренности. Художественная одаренность имеет общечеловеческие и индивидуальные аспекты. На практике не всегда можно провести между ними четкую границу. Можно сказать, что в раннем возрасте все дети имеют высокий потенциал в любой сфере. Относительно художественной одаренности можно отметить, что юные художники выдают из-под своей руки художественные произведения и они уже обладают художественной ценностью. И что важно, в то же время работы остаются детскими, несут в себе узнаваемые черты своего возраста.
     
     
    Проблему развития изобразительных способностей рассматривали в своих исследованиях такие ученые, как Г. Айзенк, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, B.C. Кузин, А.Г. Ковалев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Е.П. Торренс, П.М. Якобсон и др. Но многие вопросы развития изобразительных способностей не нашли своего разрешения.

    Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Изобразительное творчество — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Созданный образ может выполнять разные функции, так как создается с разной целью.

    Относительно художественного творчества значимую роль играют психологические механизмы, такие, как возрастные особенности, эмоциональный настрой, потребности, мотивация, индивидуальные особенности, личностные особенности ребенка.

    Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
    Согласно анализу психолого-педагогической литературы, изобразительные способности детей школьного возраста рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Она характеризуется разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

    Направление, в котором мы работаем, связано с художественной деятельностью детей. Акцент, нами расставляемый, заключается в развитии и формировании специализированного вида деятельности (художественного профессионального направления развития). Направление художественно-эстетического цикла — художественная мастерская «Я рисую» ориентирована на выявление, поддержание, сопровождение и развитие одаренных детей. Целью направления художественно-эстетического цикла — художественная мастерская «Я рисую» является создание условий для сопровождения и развития художественно одаренных детей.

    Основные задачи, которые мы ставим перед собой, при реализации деятельности направления художественно-эстетического цикла — художественная мастерская «Я рисую» — это:
    • ознакомить детей с художественным творчеством;
    • помочь детям раскрыть свой потенциал, развитие способностей и индивидуального творческого потенциала учащегося;
    • создание комфортной среды общения;
    • стимулировать дальнейшее развитие художественных навыков у художественно одаренных детей;
    • социализация посредством полученных знаний;
    • самоопределение личности.
    В программе направления художественно-эстетического цикла — художественная мастерская «Рисуем музыку» используются такие методы работы, как групповая дискуссия, игровые методы, методы арттерапии, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы обучения изобразительной деятельности. Данная программа была апробирована на учащихся школ г. Ростова-на-Дону.

    Повысить уровень изобразительных способностей школьников в процессе изучения изобразительных техник можно, если использовать:
     
    • разнообразные изобразительные техники и материалы;
    • задания разного уровня сложности;
    • педагогические и психологические технологии школьников, направленные на развитие изобразительных способностей, образного мышления, творческого воображения, изобразительных навыков;
    • диагностику, направленную на изучение развития изобразительных способностей детей школьного возраста.
    Во время индивидуального и коллективного выполнения творческих работ участники имеют возможность проявить себя в контакте с другими участниками: высказать собственное мнение, выслушать коллегу, подсказать, помочь, согласиться или не согласиться с другой точкой зрения, поощрить товарища. Такие мероприятия помогают ребенку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Личность ребенка с приобретенными навыками культуры общения и художественного творчества становится более глубокой и значимой для общества. Учащиеся приобретают необходимый навык культуры общения как жизненно важного инструмента. Личность ребенка с проявившимися, высказанными навыками художественного творчества, культуры общения становится более глубокой и значимой для себя и для общества.

    Проведя краткий обзор анализа психолого-педагогической литературы, можем отметить, что изобразительные способности детей школьного возраста продолжают оставаться актуальной проблемой современности и характеризуются разнообразием взглядов и подходов к сущности и структуре понятия «изобразительные способности».

    Заявленное нами мероприятие, ориентированное на развитие, сопровождение художественно одаренных детей, предполагает занятие определенного направления, ниши в ориентации на Федеральную целевую программу «Одаренные дети».
     

    «Одаренный ребенок» . – 2011 . - № 6 . – С. 133-135.




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование