Тихомирова И.И. Участие детских библиотек России в поиске и поддержке одаренных детей
Детская одаренность — важнейший интеллектуальный и творческий ресурс общества. Страна делает станку на одаренных детей, планируя коренную модернизацию экономической и культурной жизни России. Подпрограмма «Одаренные дети» — составная часть Федеральной целевой программы «Дети России». Цель подпрограммы — создание на государственном уровне условий для выявления одаренных детей в Российской Федерации, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Чаще всего выявление и развитие одаренных детей связывают с образовательной системой в стране, полагая, что именно учитель или воспитатель ДОУ способны выявить таких детей и обеспечить им индивидуальный путь развития. Изредка упоминают также роль семьи в этом деле. И совсем замалчивают возможности библиотек, работающих с детьми. А между тем библиотека имеет уникальные условия и разработанные эффективные методики поиска и сопровождения одаренных детей.
Одаренность в самом общем виде определяется как индивидуальный, познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий ребенку до достаточно высокого уровня развивать свои способности в соответствующих видах социальной активности, добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, общения и взаимодействия с людьми. Особенно выделяют одаренность сердца — чуткость к нравственным тонкостям взаимоотношений людей, способность к сочувствию, сопереживанию и эстетическим нюансам окружающего мира. Существует теория, что у каждого физически и психически здорового ребенка есть определенные задатки к развитию способностей, т.е. каждый здоровый ребенок потенциально одаренный.
Признаками одаренности психологи считают богатый словарный запас ребенка, высокую любознательность, развитое дивергентное мышление, т.е. умение рассуждать, строить гипотезы и делать выводы, дифференцировать и интегрировать информацию, способность усвоенные знания переносить на новый материал, чувствительность к противоречиям. Одаренный ребенок способен высказывать оригинальные идеи, изобретать или конструировать новое. Самый главный признак одаренности ребенка — богатое воображение. Оно и является стимулятором и энергией творчества. Воображение, как выявили ученые, активизирует все высшие психические функции человека. Если мысленно поставить воображение в центр модели деятельности сознания одаренного ребенка, то от центра идут стрелочки к аналогиям и ассоциациям, к восприятию, к памяти и мышлению, эмоциям и мотивам. Воображение выполняет интегрирующую функцию деятельности мозга. Под влиянием воображения сознание одаренного ребенка активизируется в целом и реализуется в акте творчества (Графическая модель интегрирующей роли воображения представлена научным сотрудником Центра непрерывного художественного образования М.Е. Велтистовым на страницах журнала «Одаренный ребенок» (2009. №5)).
Одаренность в филогенезе, как утверждают психологи, часто проявляется в раннем овладении речью, в быстром увеличении словарного запаса, повышенной любознательности и памяти, в умении делать что-то своими руками. Одаренного ребенка отличает упорство в достижении поставленной цели, повышенная концентрация внимания. Программы по развитию творческих способности детей предусматривают обычно выявление интеллектуальной инициативы детей, критического мышления, социального лидерства и адаптации.
Основными приоритетами в школах, нацеленных на работу с одаренными детьми и на обучение, опережающее научно-технический прогресс, являются следующие:
-
личностная мотивация школьника;
-
выбор ребенком собственных образовательных маршрутов;
-
ориентация на проектную и интеллектуально-игровую деятельность;
-
освоение моделей и технологий демократического диалога;
-
использование возможностей дополнительного образования и самообразования;
-
освоение разных видов работы с текстами, предполагающее высокое качество умения читать.
Что касается учителей, то применительно к ним программы предусматривают:
-
поддержку инициативы детей;
-
проведение конкурсов;
-
методики обучения в малых группах с учетом индивидуальных траекторий учащихся;
-
поддержку и развитие интереса детей к той или иной сфере знаний вместе с формированием их духовно-нравственной культуры и гражданского самосознания.
Если названные положения соотнести с возможностями и реальным опытом библиотечной работы с детьми, то они окажутся идентичными. Если школа лишь начинает разрабатывать названные положения, то библиотека следует им давно. Именно библиотека ставила и ставит во главу угла своей работы интересы ребенка, использует диалоговые формы общения с ним; поощряет самообразование и указывает путь к нему; оказывает учащимся помощь в проектной деятельности; учит работать с текстами; проводит интеллектуальные игры и конкурсы; помогает выявлять суть прочитанного материала; развивает способность делать самостоятельные выводы; организует кружки и студии с учетом интересов участников и их личностной мотивации.
Самое главное, что входит в обязанность библиотеки, — развитие читательских способностей детей. Это базовая способность для одаренного ребенка. Именно она активизирует воображение, обусловливающее развитие творческих задатков и мозговой деятельности в целом. Поддерживая чтение, помогая полноценному восприятию текста, библиотека поддерживает творческий потенциал читателя, развивает его личностные интеллектуальные способности. Вряд ли нужно доказывать, что в формировании читательской культуры, в стимулировании интереса к чтению, библиотеке принадлежит ведущая роль. Неслучайно в «Программе поддержки и развития чтения в России» (2006) библиотека как социальный институт поставлена по значимости на первое место.
Важно заметить, что вектор на личностно-ориентрованную педагогику в работе с одаренными детьми, какой намечен для школы, библиотеке присущ изначально. Индивидуальное руководство чтением — одна из составных частей библиотечной педагогики. Придя в библиотеку за книгой, ребенок один на один встречается с библиотекарем. Их общение носит естественный живой характер, связанный с книгой и чтением. Специфика живого общения — его импровизация, непредсказуемость. Общение, при котором воспроизводятся личности, всегда уникально. Это не тиражированное, не стандартное общение. Здесь есть возможность переспросить, возразить, получить разъяснения, поставить вопрос. Если в школе ребенок преимущественно включен в организованный уроком диалог и над ним тяготеет оценка, то в библиотеке для личностного общения — полная свобода.
Свободное общение наводит на неожиданные связи, аналогии и ассоциации, зарождает в читателе искру самостоятельной мысли, желания что-то узнать, в чем-то себя реализовать. Уникальный опыт в этом отношении накоплен у библиотекарей ЦБС г. Златоуста. Их проект называется «Читательская персона». Этот проект является основой их стратегии индивидуального обслуживания читателей. В него входят такие направления, как создание условий для творческого развития личности, для развития межличностных отношений библиотекарь — читатель (См.: Деревянных Т.В. Приоритет читательской персоне как стратегия развития интереса к чтению // Чтение на Евразийском перекрестке: Международный интеллектуальный форум. Челябинск, 2010. С.92-95.
См.: Судзуки С. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов. Минск: Попурри, 2005).
См.: Судзуки С. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов. Минск: Попурри, 2005).
В стимулировании чтения библиотека отталкивается от интересов ребенка. Первый вопрос, какой обычно задает библиотекарь пришедшему в библиотеку читателю: «Что тебя интересует?». А интерес — это главный стимул творчества. Без интереса нет созидания. «Если мир будет жить по законам, которые выдвигают на первый план интересы детей, то мои мечты о взращивании талантов не останутся просто мечтами», — говорил известный японский скрипач и педагог С. Судзуки, взрастивший сотни выдающихся музыкантов, известных во всем мире. Выдвигая на передний план именно интересы детей, предоставляя свободу для выбора книг и для выражения своих собственных мнений и впечатлений от прочитанного, библиотека создает условия для развития одаренности детей. Отталкиваясь именно от интереса ребенка, библиотека строит весь процесс взаимодействия с ним.
Многие специалисты, занимающиеся проблемой одаренных детей, говорят о благотворном влиянии игры на развитие ребенка. Особенно отмечают значение интеллектуальных и сюжетно-ролевых игр. Много развивающих игр проводят и библиотекари с детьми. Эта тенденция год от года возрастает. Говоря слова «развивающие игры», я имею в виду не викторины, так полюбившиеся библиотекарям. Природа викторин сходна с природой ЕГЭ. Она нацелена на воссоздание конкретики текста и не рассчитана на его осмысление. Критерий оценки здесь один, — «правильно» или «неправильно» ответил читатель. Игры, нацеленные на развитие талантов — это игры другого типа. Они ставят читателя в проблемную ситуацию, требуют поиска причинно-следственных связей, дивергентного, нестандартного мышления. Через постановку вопросов типа: «Что было бы, если..?», «Что произойдет, если изменить..?», «Придумайте другой вариант», «Выберите, что вам больше всего нравится», «Объясните причины» и др. библиотекари предлагают детям побыть в мире условностей, представить себя в иной роли, побудить действовать от имени другого лица. Иными словами, они развивают в детях фантазию, способность выдвигать гипотезы, действовать в предлагаемых обстоятельствах (См.: Сафонова Н.К. Игры в детской библиотеке: теории, методика, библиотечная практика. Челябинск, 2006).
Близка природе игр театрализация, предполагающая развитие способности ребенка к перевоплощению. Эта форма, выводящая книгу на сцену, полюбилась детям. Многие библиотеки используют ее. Особенно популярен среди детей кукольный театр, где дети пробуют себя в качестве актеров, режиссеров, изготовителей кукол, сценаристов, развивают свои творческие способности в разных направлениях, главное из которых — умение прочитывать литературное произведение, оживлять словесные образы, преобразовывать их в зримые. Интересным примером может служить кукольный театр «Живая сказка», созданный в одной из школьных библиотек Нижнего Новгорода, превращенной в центр креативности и реализующий прием РТВ — развитие творческого воображения (Сачкова МЛ. Школьная библиотека — центр креативности // Школьная библиотека. 2010. № 6-7. С. 115-118.).
Говоря о библиотечных ресурсах поддержки и развития одаренных детей, нельзя обойти вниманием проведение конкурсов, связанных с книгой и чтением. Они стали повседневностью библиотек. Одни библиотеки сами разрабатывают условия конкурсов и организуют их, другие включают детей в конкурсы, объявляемые в журналах. Конкурсы мобилизуют поиски участников, учат проявлять упорство, выдерживать длительное напряжение, стимулируют чтение. Победителями конкурсов часто оказываются самые смышленые, творчески одаренные, начитанные дети. Продукты их творчества демонстрируются на выставках, становятся предметом презентаций. Призеры конкурсов зачисляются в разряд лучших читателей библиотеки.
Большое значение для интеллектуального развития детей и выявления среди них одаренных имеют обсуждения, нацеленные на интерпретацию прочитанной книги. В основе этого метода лежит продуманная система проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории. Проблемные вопросы ориентированы на активизацию мыслительной деятельности участников обсуждения, на развитие их аналитических способностей. Они не имеют единственно правильного решения: любой ответ на вопрос можно рассматривать как гипотетический. Участники обсуждения истолковывают полученную из книги информацию, соотносят ее со своей системой ценностей, интегрируют с реальностью. В ходе обсуждения каждый участник либо вырабатывает свою позицию, либо разделяет позицию других. Чем шире диапазон мнений и идей, тем интереснее обсуждение.
Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные вопросы, может незаметно перейти в дискуссию и выйти за рамки программы. Как это происходит в реальности, можно пронаблюдать на примере дискуссий, проводимых М. Бродским, сотрудником РГДБ, в руководимом им клубе «Диалог». Одаренные дети обычно проявляют повышенную активность на обсуждении, они не только отвечают на поставленные вопросы, но и сами задают их, проявляя этим пытливость ума. Искусство спрашивания — это умение видеть проблему так, как не увидели ее другие. Сама постановка нестандартных вопросов «выдает» талантливых детей. Отдать авторство постановки вопросов самим детям — значит несравненно больше для их творческого развития, чем предлагать им готовые вопросы, сформулированные взрослыми.
Библиотекари, думающие о поддержке лучших читателей, а значит, и одаренных детей, обращают особое внимание на такой вид письменной читательской деятельности, как читательский отзыв. (В нынешних школах для одаренных детей этот вид работы с текстом чаще называют эссе.) Суть его сводится к субъективному взгляду читателя, его рефлексии, продиктованной личностным восприятием прочитанного текста. Доминанта отзыва — живое лицо его автора, его собственная мысль, его находки в тексте, свободное владение разными стилями речи. Рассказывая о своем впечатлении от книги, читатель так или иначе реализует свое видение проблем. Он дополняет текст воспоминаниями, догадками, представлениями, ассоциациями, т.е. реализует свои собственные творческие способности. Вот почему читательские отзывы, если они лишены стандарта, являются незаменимо ценным документом для всех, кто ищет таланты. Неслучайно в последние годы появились созданные библиотеками издания сборников читательских отзывов. Примерами могут служить «Книги как крылья: читатели Ленинградской области о детской книге, чтении и библиотеке» (СПб., 2006), «Три книги, которые...» (Екатеринбург,2008), «Книги нашего детства» (Челябинск, 2004) и др.
В младшем школьном возрасте читательский отзыв часто заменяется рисунком. Редкая библиотека не использует выставки детских рисунков по прочитанным книгам. Превращая свои зрительные образы в рисунок, осмысляя опыт читательских впечатлений, ребенок создает объект заново, каким видит и чувствует его сам. Неслучайно Л.С. Выготский назвал детский рисунок застывшей, изображенной речью. Одаренность проявляется в ярко выраженной устойчивой склонности ребенка к рисованию, в чувстве удовлетворения, какое он испытывает от этих занятий. Потенциал и вектор художественного развития в этом деле более значимы, чем уровень наличных достижений ребенка. При оценке рисунка библиотекарь обращает внимание, как ребенок преобразует читательские впечатления в рисунок, каков был замысел и как он решен.
Как было указано, лучшие условия для развития одаренности детей создаются в малых группах. Такими группами в библиотеках являются кружки, клубы, театральные и литературные студии, создаваемые с учетом интересов детей. В этих малых группах идет развитие талантов в разных областях знаний и художественного творчества. Особенно кружки стали множится в последнее время в школьных библиотеках, давая основание библиотекарю, руководителю кружка в случае разработанной им и утвержденной программы получить статус педагога дополнительного образования. В некоторых вновь созданных библиотеках организуется отдел «Мастер-класс», целиком ориентированный на развитие творческих способностей детей и подростков. Такую же ориентацию имеют специальные залы для творческой деятельности детей. Такой зал, например, есть в Мурманской ОЮДБ. Он называется «Мастерская Данилки и Марьюшки». В ней дети из разного природного материала делают рукописные самодельные книги, там же сочиняют истории, пишут стих и сказки, создают своими руками открытки, закладки, плакаты, обложки, рисуют и раскрашивают картинки, включаются в собеседование с героями любимых книг. Ставка на одаренных детей, какую сделала наша страна, в этой библиотеке осуществляется давно и успешно.
Не обходится без библиотек и проектная деятельность школьника. Именно библиотеки помогают учащимся в работе над проектами, разрабатывая специальные программы: «Как составить программу проекта», «Как найти нужную информацию», «Как провести исследование», «Как оформить список использованной литературы к проекту», «Как написать реферат» и др. Ценный материал в поддержку проектной деятельности школьников создали сотрудники Свердловской областной детско-юношеской библиотеки, выпустив книгу «Чтение и информация» (2009). Есть факты, когда библиотекари и сами становятся руководителями проектов подростков (Шпилевая Н.М. Проектная деятельность школьного библиотекаря // Школьная библиотека. 2010. № 6-7. С.109-114).
Как видим, ресурсов для поддержки одаренных детей у библиотеки много. Задача состоит в том, чтобы осознать их библиотечному сообществу и целенаправленно использовать, тем самым найти в общем русле движении России за таланты свое достойное место и признание.
"Одаренный ребенок" . - 2011 . - № 5 . - С. 63-70.