Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Интернет магазин посуды купить чайный сервиз, качественная посуда!

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Как написать и оформить реферат
     
     
    Среди многообразия школьных письменных работ, пожалуй, самый популярный вид (кроме сочинения, конечно) – это реферат. К сожалению, недостаточные знания правил написания реферата приводят к тому, что ученики берут книгу, садятся за компьютер и начинают переписывать абзацы с пятого на десятое до нужного объёма текста, потом пишут «План…» и «Введение». Это пример того, как не надо работать. Хороший реферат нельзя написать за два дня. Для самостоятельной творческой, исследовательской работы, результатом которой станет реферат, необходимо немало времени. Реферат, взятый в готовом виде из Интернета, это вещь с «чужого плеча», ничего общего с самостоятельной работой не имеющая. Такие работы, как правило, либо не отличаются высоким качеством, либо имеют другой уровень сложности (курсовая или дипломная) и нуждаются в большой переработке.

    Под словом «реферат» часто понимаются разные формы письменных работ в виде доклада или сообщения на основе составления «вторичного» текста: свёрнутой информации из первичных источников. Употребление этого слова в различных контекстах, и объяснение его в словарях допускают различия в его понимании. Обычно, школьный реферат это краткое изложение сущности какого-либо вопроса.

    Несколько советов помогут вам понять особенности написания этого вида письменной работы, а также научить, как правильно составлять реферат.

    Примерная структура учебного реферата
     
    Титульный лист
    В верхнем поле страницы титульного листа указывается полное наименование учебного заведения.
    В среднем поле - название реферата (без слова «тема» и без кавычек), а также указание вида работы и учебный предмет (реферат по…).
    Ниже, ближе к правому краю титульного листа - фамилия, имя, отчество исполнителя и класс.
    Ещё ниже - фамилия, имя и отчество руководителя работы, его должность.
    В нижнем поле по центру без слова «год» - год написания реферата.
     
     
    Оглавление или план. Последовательно излагаются названия глав и параграфов реферата с точным указанием страницы, с которой начинается каждая глава или параграф. Должны быть указаны : введение; главы (обычно две-три); в каждой главе – параграфы; заключение; список литературы; приложения (фото, схемы, таблицы).
     
     
    Введение. Занимает около 10 % от общего объёма работы. Во введении определяется актуальность темы, формулируется суть проблемы, указываются цель и задачи реферата. Возможно личностное эмоциональное вступление, отражающее отношение к данному предмету или теме, степень интереса, широту имеющихся сведений и т.п.
     
     
    Основная часть. Занимает около 70% от общего объёма. Каждая глава раскрывает отдельный вопрос и является логическим продолжением предыдущего. В основную часть включается: а) уточнение темы с обоснованием; б) современное состояние разработки вопроса или наиболее распространённое представление о каком-либо предмете, явлении, проблеме (с упоминанием имён, конкретных примеров); в) альтернативные точки зрения (также с упоминанием имён и, возможно, со своим отношением); г) результаты самостоятельного исследования, проведённых наблюдений, опытов.

    Заключение. Около 20% от общего объёма. Делается вывод по теме реферата, подводятся итоги работы. Кроме краткого резюме о проделанной по составлению реферата работе, нужно остановиться на прикладном значении рассматриваемого вопроса, практическом использовании.

    Список литературы. При разработке темы школьного реферата рекомендуется использовать не менее 3-7 источников (книги, периодические издания, Интернет-ресурсы).

    Приложения. Все фотографии, рисунки, таблицы, схемы и графики должны занимать не более 5 листов.

    Рекомендации по работе за компьютером при написании реферата
     
     
    Писать работу сначала на бумаге, а потом вводить текст в компьютер нерационально, но если вам так удобнее, то это не возбраняется. Компьютер позволит легко вносить в реферат различные правки, укажет на грамматические ошибки.

    Перед началом работы следует сразу установить необходимые настройки. Рекомендуется использовать следующие:
    • шрифт для основного текста – Times New Roman, обычный; размер 12 или14;
    • размер полей : левого -3 см, правого – 1 см; верхнего и нижнего – 2 см., либо все поля по 2 или 2,5 см;
    • выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру;
    • в основном тексте красная строка 1 см;
    • основной текст – с автоматическим переносом слов (иначе будут слишком большие пробелы);
    • номер страницы ставится либо вверху по центру страницы (на титульном листе – не ставят), либо в правом верхнем углу, либо в правом нижнем.
    Титульный лист, план с оглавлением, вступление, основную часть и её составляющие, заключение и список используемой литературы следует начинать с новой страницы.

    Заголовки следует выравнивать по центру и делать их более крупным шрифтом, полужирным или курсивом. Особо важные части текста полезно выделять, используя курсив и полужирный шрифт. Выделенных частей не должно быть много - их обилие затрудняет восприятие текста. Не стоит использовать более двух шрифтов или начертаний, и слишком увлекаться цветовой индикацией.

    Украшают реферат выполненные в одном из графических редакторов рисунки, предварительно отсканированные фотографии, таблицы, уместные графики и диаграммы. Однако следует помнить, что никакие «красивости» оформления не скроют убогости содержания, скорее, подчеркнут. Каждое приложение обозначьте и пронумеруйте (Приложение № 1; Приложение № 2 и т.д.). Не забудьте в основном тексте работы сделать ссылки на приложения (см. 1-е занятие Библиорепетитора).

    При работе с рефератом в школе нужно дать файлу реферата подходящее имя, из которого понятно, кто автор и что находится в файле. Файл следует сразу разместить в нужную папку, иначе его придётся долго искать. Не лишним будет сделать копию на съёмном носителе.

    После того как работа с текстом реферата окончательно завершена, его следует ещё раз проверить и распечатать. После распечатки следует ещё раз прочитать реферат полностью, чтобы убедиться, что всё получилось так, как вам хотелось.

    Советы учителю
     
     
    Совет первый. Обязательно помогите ученику определиться с выбором темы (особенно, если это его первая работа). Медлительному ученику вряд ли стоит рассматривать многоплановые темы с огромным объёмом материала, ему подойдёт конкретная тема с узким профилем. Подвижному и любознательному ученику лучше предложить тему с элементами исследовательской работы. Спокойному и уравновешенному учащемуся можно посоветовать темы более фундаментальные.
    Возможно коллективное обсуждение выбора темы реферата, постановка целей, формулировка задач. Когда каждый высказывается, как он видит ту или иную тему, возникает целый спектр взглядов, которые можно рассмотреть, отфильтровать, расширить.

    Совет второй. Вполне возможно одну и ту же тему изложить с разных позиций. Помогите ученику определиться с типом реферативной работы, выбрать близкую ему точку зрения.

    Совет третий. Обязательно проконтролируйте поставленную цель и выделенные задачи, корректно посоветуйте убрать лишние и добавить недостающие. Если задачи будут поставлены неверно, то реферат получится или «однобоким» или слишком объёмным и будет похож на пересказ всех вопросов и аспектов, связанных с темой.

    Совет четвёртый. В идеале введение нужно сделать до написания основной части реферата, но, как показывает практика, учащиеся полностью осознанно написать введение могут только после выполнения всей реферативной работы. Неважно, в какую очередь пишется введение. Главное, чтобы оно стояло в начале готового реферата.

    Совет пятый. Обязательно прочитайте все главы работы, чтобы в тексте не было недоразумений, старых, уже опровергнутых фактов, данных двадцатилетней давности, поданных как новые, и т.п. иногда, работая над основной частью, ученик «уходит от темы». Если это допустимо по смыслу, содержанию, то лучше откорректировать тему или видоизменить её.

    Совет шестой. Помогите ученику подобрать не только подходящие фотографии, но и составить график, таблицу или схему, пояснив, что они могут отражать.

    Совет седьмой. Время работы над рефератом может быть различным в зависимости от сложности темы от нескольких недель до нескольких месяцев. Учитывая общую загруженность современных учащихся нельзя ожидать качественной работы, давая задание «на послезавтра». В кабинете на стенде поместите требования к оформлению реферативной работы, примерные варианты тем, образцы титульного листа. Обратите внимание учеников на этот стенд, многие вопросы «отпадут» у учеников, после ознакомления с содержанием данного стенда.

    Совет восьмой. Проведите предварительную защиту реферата для учеников, чтобы они смогли оценить свои силы, увидеть свои сильные и слабые стороны, постараться ликвидировать какие-либо пробелы, лучше отработать умение публично выступать.
     

    Литература:
    1. Болгова, И. В. Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата // Биология . – 2010 . - № 6 . – С. 34-38.
    2. Бурлакова, И. И. Обучение старшеклассников реферированию // Иностранные языки в школе . – 2009 . - № 7 . – С. 84-88.
    3. Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников . – М.: РГДБ, 2004 . – 24 с.
      4. Калугина, Г. Спасибо за внимание! Презентация знаний, умений и навыков // Абитуриент . – 2010 . - № 12 . – С.29-31.
    4. Рейнгольд, Г. Б. Советы по написанию реферата // Практика административной работы в школе . – 2009 . - № 5 . – С. 52-56.
    5. Болгова, И. В. Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата // Биология . – 2010 . - № 6 . – С. 34-38. 
     
     
    Всем, кто решил испытать себя в таком нелёгком труде, как реферативная работа, терпения и настойчивости! Не бывает нереальных целей, не бывает невыполнимых задач, не бывает непроходимых путей, самое главное – желание познать новое, попробовать свои силы, испытать себя в неизведанном, и подняться на очередную ступень саморазвития и самопознания!
     
     
     
    Автор-составитель: И.В. Цой, главный библиограф Новосибирской областной детской библиотеки, информационно-библиографический отдел
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование