Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Т.В. Разумовская
    к.п.н., заведующая кафедрой педагогического менеджмента ВИПКРО, г. Владимир
     

    РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ
    с ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
     
     
    Широко известно, что есть прекрасные, грамотные учителя, имеющие большое количество хорошистов и отличников, но не имеющие среди них победителей олимпиад или проявляющих высокие способности и оригинальность мышления в предметной деятельности. Такой учитель обладает той составляющей профессионального мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Но в деятельности такого учителя и его собственном мышлении ремесленное превалирует над творческим. Поэтому он не может ни «заразить» ученика потребностью и интересом к творческой деятельности, ни помочь ему развить нестандартное мышление, ни сопровождать развитие одаренного ребенка.

    Такой учитель относится с осторожностью к нестандартным ответам, чаще всего не поощряет их, воспринимает как ошибку, если они серьезны, или как проявления шутовства. По мнению А.И. Савенкова, такой учитель может обладать широкой предметной эрудицией, психолого-педагогическими знаниями, отработанной педагогической техникой работы со средним учеником в условиях фронтальной работы с классом или индивидуальной работы как репетитор, но не уметь работать с одаренным учеником.

    Качественное своеобразие и характер развития детской одаренности определяются сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, исследовательской). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных детей.

    Среди типичных причин отсутствия условий для реализации одаренности — «неадекватное» социокультурное окружение, недостаток материальных и финансовых ресурсов семьи или местного сообщества; некоторые психологические особенности детей, требующие особой подготовки специалистов; невозможность выстраивания нестандартной индивидуальной траектории (недостаточная квалификация учителей).

    Сегодня стоит задача подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся:

    Учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
    Учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения.
    Учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
    Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
    Учитель одаренных детей должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одаренности, занимать определенную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.

    В нашем поиске путей развития профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми вызвала интерес простота и конкретность предложения Г.М. Коджаспировой рассматривать профессиональную компетентность педагога в виде групп умений, которыми должен владеть учитель. Она выделяет десять групп умений, которые, на наш взгляд, являются актуальными требованиями к учителю для работы с одаренными детьми:

    1. умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при этом ориентироваться на ученика как на активного участника (т.е. субъекта) учебно-воспитательного процесса;
    2. в работе с содержанием учебного материала: проявлять способность к формированию у школьников учебных и социальных умений и навыков (компетенций), осуществлению межпредметных связей и выработке универсальных учебных умений, использовать интеграцию форм обучения и воспитания;
    3. умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
    4. умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению;
    5. умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
    6. умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие собственных педагогических способностей;
    7. осознание перспектив собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных;
    8. умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию;
    9. оценивание учителем воспитанности школьников; умение распознавать согласованность нравственных норм и убеждений школьников; умение создавать условия для стимулирования слаборазвитых черт личности;
    10. интегральная способность учителя оценить свой труд в целом.
    Наличие таких умений учителя определяет его педагогическую направленность на ребенка, нацеливает на выработку у ученика мотивации учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Эта позиция учителя предполагает заботу о ребенке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

    Существование такой специфической направленности учителя, по мнению A.M. Матюшкина и Е.Л. Яковлевой, предполагает наличие, во-первых, особенного гуманистического мировоззрения в организации и управлении жизнедеятельностью учащихся.

    Во-вторых, важным становится наличие профессионально-личностной позиции педагога, позволяющей успешно реализовывать не только традиционный тип обучения одаренных детей, но и также успешно активизировать и развивать детскую одаренность.
    В-третьих, учитель для одаренных должен обладать такими профессионально значимыми личностными качествами, как высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
    Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми видится нам как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.

    Подготовка учителя для одаренных, по мнению С.А. Марковой, требует обязательного учета разного рода факторов. В качестве основных в этой подготовке она считает:
    1) профессионально-личностную позицию педагогов;
    2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
    3) создание системы консультирования и тренингов для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
    4) создание психолого-педагогических условий (системы изучения передового педагогического опыта, обмена опытом в различных формах для развития профессионального мастерства и др.);
    5) создание творческой и свободной атмосферы учения образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования , педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.).

    Наличие разнообразных подходов и характеристик учителя для одаренных школьников для нас позволяет составить описательный портрет:
    • учитель для одаренных — прежде всего, прекрасный, успешный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет;
    • в дополнение к этому он обладает такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником и основаны на глубоком понимании природы одаренности и ее специфики в различном возрасте;
    • такому учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом его личной одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
    Неизбежно возникает вопрос: существует ли такой учитель в природе и можно ли такие качества, умения развить? Если существует, то очень повезло школе и детям, поскольку такой учитель в состоянии эффективно осуществлять педагогическую деятельность по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей. Всем остальным учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества. Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич указывают по меньшей мере на три пути формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
    • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
    • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
    • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
    Для подготовки учителя к деятельности по выявлению и раскрытию одаренности обучающихся Г.В. Тарасова предлагает специально создать организационно-педагогические условия. Среди них:

    а) осуществлять реализацию личностно-ориентированного подхода при соблюдении принципа преемственности и активном взаимодействии четырех субъектов образовательного процесса — ребенка, педагогического коллектива, семьи и школьного окружения ребенка в лице его сверстников;
    б) система подготовки учителей, работающих с одаренным ребенком, должна быть многоступенчатой и сочетать теоретическую и практическую подготовку с преобладанием последней;
    в) в процессе подготовки к работе с одаренными детьми учителю необходимы конкретные рекомендации, которые он сможет использовать как инструментарий в педагогической деятельности. На наш взгляд, для эффективной подготовки необходимо также выявить такие характеристики учителя, как способность успешно работать с одаренными детьми. К сожалению, не каждому учителю можно доверить работу с одаренными. Важно также определить содержание его работы и детализировать всю систему подготовки учителя для взаимодействия с одаренными детьми и их родителями.
    Таким образом, если мы хотим получить учителя для одаренных, то должны обеспечить развитие его профессиональной компетентности и содействие становлению профессионально-личностных качеств. Такая помощь будет эффективной при соблюдении ряда конкретных условий и детальной разработке путей подготовки.
     
     
    Список литературы

    Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: AcademiA, 1996.
    Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990.
    Матюшкин A.M., Яковлева ЕЛ. Учитель для одаренных. М., 1991.
    Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пос. / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 2004.
    Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1998.
    Ягловская Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе // Вопросы психологии. № 3. 1998.
    Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учеб. пос. М., 2010.
    Тарасова Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.
     
    "Одаренный ребенок" .  - 2012 . - № 2 . - С.59-64.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование