Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Строительные материалы оптом и в розницу

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Алексей Кондратьевич СаврасовАлексей Кондратьевич Саврасов
     
    (24 мая 1830 г. —  8 октября 1897 г.)
     
     
    Алексей Кондратьевич Саврасов — живописец-пейзажист большого дарования и трагической судьбы. В историю живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного пронзительной грусти и любви к России.
     
    Именно Саврасов первым передал поэтическую красоту и значительность обыденных сельских мотивов, показав, как прекрасен серый весенний день, мокрые поля и грязные русские дороги.
     
    К сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался автором одной знаменитой картины, хотя помимо этого великого произведения художником было создано множество прекрасных работ.
     
    В 1871 г. на Передвижной выставке был представлен небольшой пейзаж под названием «Грачи прилетели». Теперь эта картина — частица русской души наравне со стихами А.С. Пушкина и музыкой П.И. Чайковского.

    А.К. Саврасов родился в Москве в семье купца третьей гильдии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.И. Рабуса. Картины его нравились и постепенно завоевали ему скромную известность и уважение коллег.
    В возрасте 24 лет художник стал академиком Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, а три года спустя — преподавателем перспективной и ландшафтной живописи в родном училище.
     
    Преподавал он не столько методично, сколько увлеченно, прививая ученикам любовь к природе. Совсем не случайно из его мастерской вышли И.И. Левитан, К.А. Коровин, СИ. Светославский, вспоминавшие учителя с восторгом и благодарностью.

    Переломным в судьбе А.К. Саврасова оказался 1871 г., когда он представил на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из организаторов которого являлся, полотно «Грачи прилетели». Этот пейзаж, основанный на самом заурядном мотиве, с непривычной для своего времени эмоциональной силой поведал о переходной весенней поре, когда природа начинает пробуждаться от зимней спячки.
     
    Картина «Грачи прилетели» открыла новую эпоху русского пейзажа и обессмертила имя художника. Но была у мастера и вторая вершина, не уступавшая первой, — картина «Проселок», исполненная два года спустя, но волей обстоятельств долго пребывавшая в неизвестности.
     
    В числе лучших работ А.К. Саврасова: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854), «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), «Лосиный остров в Сокольниках» (1869), «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), «Сухарева башня» (1872), «Вид на Московский Кремль. Весна» (1873), «Радуга» (1875), «Домик в провинции» (1878) и др.

    Последние годы жизни А.К. Саврасов провел в бедности, одиночестве и болезнях, едва перебиваясь продажей копий своих прежних работ, в том числе знаменитых «Грачей».
    Всеми забытый художник умер в московской больнице в отделении для бедных 8 октября 1897 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

    В нашей жизни присутствует нечто глубокое, неизгладимое и почти бессознательное — память русской души об истинном и вечном. В некоторые моменты она вдруг опознает в жизненном пространстве искомое и выплескивает всю накопившуюся ностальгию. Такое маленькое чудо может произойти, если однажды вы зайдете в зал № 18 Третьяковской галереи, подойдете к полотну А.К. Саврасова и услышите мелодию — звон капели и журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез и грачиный гомон, скрип сверкающего наста и тихий благовест.
     
    Волнующие чувства обязательно переполнят ваше сердце: грачи прилетели, все только начинается!
     
    Е.Н. Кубряк, старший научный сотрудник отдела межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ, Российская государственная библиотека
     
    Медиатека и мир. – 2010. - № 2. – С. 14-18
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование