Мастера. Алексей Кондратьевич Саврасов

 
Алексей Кондратьевич СаврасовАлексей Кондратьевич Саврасов
 
(24 мая 1830 г. —  8 октября 1897 г.)
 
 
Алексей Кондратьевич Саврасов — живописец-пейзажист большого дарования и трагической судьбы. В историю живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного пронзительной грусти и любви к России.
 
Именно Саврасов первым передал поэтическую красоту и значительность обыденных сельских мотивов, показав, как прекрасен серый весенний день, мокрые поля и грязные русские дороги.
 
К сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался автором одной знаменитой картины, хотя помимо этого великого произведения художником было создано множество прекрасных работ.
 
В 1871 г. на Передвижной выставке был представлен небольшой пейзаж под названием «Грачи прилетели». Теперь эта картина — частица русской души наравне со стихами А.С. Пушкина и музыкой П.И. Чайковского.

А.К. Саврасов родился в Москве в семье купца третьей гильдии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.И. Рабуса. Картины его нравились и постепенно завоевали ему скромную известность и уважение коллег.
В возрасте 24 лет художник стал академиком Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, а три года спустя — преподавателем перспективной и ландшафтной живописи в родном училище.
 
Преподавал он не столько методично, сколько увлеченно, прививая ученикам любовь к природе. Совсем не случайно из его мастерской вышли И.И. Левитан, К.А. Коровин, СИ. Светославский, вспоминавшие учителя с восторгом и благодарностью.

Переломным в судьбе А.К. Саврасова оказался 1871 г., когда он представил на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из организаторов которого являлся, полотно «Грачи прилетели». Этот пейзаж, основанный на самом заурядном мотиве, с непривычной для своего времени эмоциональной силой поведал о переходной весенней поре, когда природа начинает пробуждаться от зимней спячки.
 
Картина «Грачи прилетели» открыла новую эпоху русского пейзажа и обессмертила имя художника. Но была у мастера и вторая вершина, не уступавшая первой, — картина «Проселок», исполненная два года спустя, но волей обстоятельств долго пребывавшая в неизвестности.
 
В числе лучших работ А.К. Саврасова: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854), «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), «Лосиный остров в Сокольниках» (1869), «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), «Сухарева башня» (1872), «Вид на Московский Кремль. Весна» (1873), «Радуга» (1875), «Домик в провинции» (1878) и др.

Последние годы жизни А.К. Саврасов провел в бедности, одиночестве и болезнях, едва перебиваясь продажей копий своих прежних работ, в том числе знаменитых «Грачей».
Всеми забытый художник умер в московской больнице в отделении для бедных 8 октября 1897 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В нашей жизни присутствует нечто глубокое, неизгладимое и почти бессознательное — память русской души об истинном и вечном. В некоторые моменты она вдруг опознает в жизненном пространстве искомое и выплескивает всю накопившуюся ностальгию. Такое маленькое чудо может произойти, если однажды вы зайдете в зал № 18 Третьяковской галереи, подойдете к полотну А.К. Саврасова и услышите мелодию — звон капели и журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез и грачиный гомон, скрип сверкающего наста и тихий благовест.
 
Волнующие чувства обязательно переполнят ваше сердце: грачи прилетели, все только начинается!
 
Е.Н. Кубряк, старший научный сотрудник отдела межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ, Российская государственная библиотека
 
Медиатека и мир. – 2010. - № 2. – С. 14-18