Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
     
    (28 ноября 1880 — 7 августа 1921 г.)
     
     
    Александр Александрович Блок, один из лучших поэтов Серебряного века и единственный из символистов, признанный еще при жизни поэтом общенационального значения, родился в Петербурге. Отец поэта — профессор Варшавского университета, мать — переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова. Раннее детство прошло в доме деда, где царила интеллигентная дворянская атмосфера.

    После гимназии Александр учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета, который окончил в 1908 году. В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 г. — почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «Северные цветы».
     
    В 1904 г. вышла первая книга — «Стихи о Прекрасной Даме». Блоковская лирика этой поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, потусторонний мир.

    Особую роль для Блока сыграли события первой русской революции 1905 г., обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В эти неспокойные годы Блок становится активным участником литературного процесса, заведует отделом литературной критики в журнале «Золотое Руно», неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. Выходят новые поэтические сборники («Нечаянная радость», 1907; «Снежная маска», 1907; «Земля в снегу», 1908; «Ночные часы», 1911), а также пьесы «Балаганчик» и «Незнакомка», поставленные в театре В.Ф. Комиссаржевской. Публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908; «Стихия и культура», 1909).

    Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной — летом 1909 года. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство. Это настроение находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909—1920), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910). Подводя черту под историей развития символизма, Блок констатирует окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути.

    После выхода в 1911 г. сборника «Ночные часы» Блок переработал пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия, уникальный «роман в стихах». С осени 1914 г. Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. После Февральской революции 1917 г. поэт входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).

    Восторженное восприятие революции отразилось в стихотворении «Скифы» и поэме «Двенадцать» (1918), получившей всемирную известность. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью тоталитарного режима, переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис и депрессию. В поисках последнего духовного самоопределения от идеи растворения в стихии Блок пришел к концепции спасающего причастия к истинной культуре, что выразилось в его речи «О назначении поэта» на вечере памяти А.С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

    Весной 1921 г. появились признаки тяжелой болезни сердца, от которой Александр Блок скончался 7 августа 1921 г. в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 г. прах поэта перезахоронен на Волковском кладбище.
     
     
    Е.Н. Кубряк, старший научный сотрудник Отдела межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ, Российская государственная библиотека

    Медиатека и мир. – 2010. - № 4. - С. 11-16.




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование