Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека 

    Одаренные дети

    Проекты 

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов 

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
     
    (28 ноября 1880 — 7 августа 1921 г.)
     
     
    Александр Александрович Блок, один из лучших поэтов Серебряного века и единственный из символистов, признанный еще при жизни поэтом общенационального значения, родился в Петербурге. Отец поэта — профессор Варшавского университета, мать — переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова. Раннее детство прошло в доме деда, где царила интеллигентная дворянская атмосфера.

    После гимназии Александр учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета, который окончил в 1908 году. В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 г. — почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «Северные цветы».
     
    В 1904 г. вышла первая книга — «Стихи о Прекрасной Даме». Блоковская лирика этой поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, потусторонний мир.

    Особую роль для Блока сыграли события первой русской революции 1905 г., обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В эти неспокойные годы Блок становится активным участником литературного процесса, заведует отделом литературной критики в журнале «Золотое Руно», неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. Выходят новые поэтические сборники («Нечаянная радость», 1907; «Снежная маска», 1907; «Земля в снегу», 1908; «Ночные часы», 1911), а также пьесы «Балаганчик» и «Незнакомка», поставленные в театре В.Ф. Комиссаржевской. Публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908; «Стихия и культура», 1909).

    Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной — летом 1909 года. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство. Это настроение находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909—1920), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910). Подводя черту под историей развития символизма, Блок констатирует окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути.

    После выхода в 1911 г. сборника «Ночные часы» Блок переработал пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия, уникальный «роман в стихах». С осени 1914 г. Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. После Февральской революции 1917 г. поэт входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).

    Восторженное восприятие революции отразилось в стихотворении «Скифы» и поэме «Двенадцать» (1918), получившей всемирную известность. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью тоталитарного режима, переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис и депрессию. В поисках последнего духовного самоопределения от идеи растворения в стихии Блок пришел к концепции спасающего причастия к истинной культуре, что выразилось в его речи «О назначении поэта» на вечере памяти А.С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

    Весной 1921 г. появились признаки тяжелой болезни сердца, от которой Александр Блок скончался 7 августа 1921 г. в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 г. прах поэта перезахоронен на Волковском кладбище.
     
     
    Е.Н. Кубряк, старший научный сотрудник Отдела межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ, Российская государственная библиотека

    Медиатека и мир. – 2010. - № 4. - С. 11-16.




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование