Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
     
    Т.В. Серова,
    преподаватель отечественной литературы
    Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий
     
     
    ТРАДИЦИИ СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
     
     
    Цели урока

    1. Образовательные:
    • познакомить с историей и особенностями жанра святочного рассказа, произведениями Ч. Диккенса «Рождественский обед», А. Куприна «Миллионер», В. Набокова «Рождество», А. Грина «Новогодний ужин отца и маленькой дочери», стихотворением Б. Пастернака «Рождество» и др.;
    • найти единую нравственную составляющую, связывающую разные эпохи.
    2. Воспитательные:
    • создать атмосферу предстоящего праздника, желание дарить и получать радость, выражающую внимание, любовь, заботу, бережное отношение к своим близким;
    • пересмотреть со студентами понятие «подарок».
    3. Психологические: развивать навыки анализа и критического мышления, формировать коммуникативные навыки - умение работать в паре (с соседом) и самостоятельно, слушать других, поддерживать диалог, аргументированно высказывать свою точку зрения в письменной и устной форме.
     
     
    Виды работы
    1. Самостоятельная работа:
    • анализ лирического произведения (стихотворение Б. Пастернака);
    • чтение и анализ указанного текста;
    • работа с модулем (чтение, анализ, пересказ, ответы на вопросы, написание эссе);
    2. Сообщение библиографа (библиографическая справка);
    3. Работа в паре (рассказчик и комментатор);
    4. Создание проблемной ситуации.
    Рекомендуемая литература
    1. Сборник «Чудо Рождественской ночи».
    2. Сборник «Святочные рассказы XIX века».
    3. Сборник «Святочные рассказы XXI века».
    4. И.С. Шмелев «Лето Господне» (главы «Рождество», «Святки»).
     
    Оборудование: книжная выставка «Чудо Рождественской ночи»  (совместно с библиотекарями); стенд с праздничными открытками, маленькая елочка, другие новогодние атрибуты.

    ХОД УРОКА
     
    Преподаватель. Предлагаю вам послушать стихотворение Бориса Пастернака. Попробуйте определить его название.
     
    Светало.
    Рассвело, как пылинки золы,
    Последние звезды сметал с небосвода.
    И только волхвов из несметного сброда
    Впустила Мария в отверстье скалы.
    Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
    Как месяца луч в углубленье дупла.
    Ему заменяли овчинную шубу
    Ослиные губы и ноздри вола.
    Стояли в тени, словно в сумерке, хлева,
    Шептались, едва подбирая слова.
    Вдруг кто-то в потемках немного налево
    От яслей рукой отодвинул волхва,
    И тот оглянулся: с порога на Деву,
    Как гостья, смотрела звезда Рождества.
     
    (Ответ: «Рождество».)
     
    Преподаватель. Вы правы, стихотворение называется «Рождество». В нем поэт ровной повествовательной интонацией поведал о том, что произошло две с лишним тысячи лет назад. Обратимся к модулю, у каждого из вас на парте - свой экземпляр. Попробуйте выполнить первое задание.
     
    Задание № 1 в модуле

    Преподаватель. Прочитайте стихотворение. Выпишите в левую часть листа слова, связанные с крестьянским укладом, а в правую -те, которые автор выделил с заглавной буквы. Несмотря на разницу в лексическом значении, они чем-то связаны. Чем? Напишите свое  мнение. (Студенты знакомятся с модулем, выполняют задание, зачитывают ответы. В левую часть студенты вписали: «ясли из дуба», «овчинная шуба», «ослиные губы», «ноздри вола», «хлев»; в правую - «Мария», «Дева», «Рождество».)
    Ответы студентов на вопросы задания № 1
     
    - Эти слова неразрывно связаны. Они свидетельствуют о зарождении праздника для всего человечества» (Феоктистова Юля).
    - Вера доступна каждому. Рождение Спасителя в хлеву, в яслях -свидетельство его пребывания с каждым, независимо от богатства и происхождения» (Буланова Вероника).
    - Домашние животные своим присутствием и дыханием спасли Младенца. Разве это не чудо? Это и есть рождение чуда!» (Иванова Маша).

    Преподаватель. Обиходные слова из крестьянского быта - «зола», «овчинная шуба», «ослиные губы», «хлев», «ноздри вола» не опрощают содержание произведения, а, напротив, говорят о значимости прихода Спасителя для нас, живущих на этой земле. Слова «Дева», «Мария», «Рождество» - о жертвенности во имя любви, близкого человека. В последние десятилетия россияне отмечают этот христианский праздник, Рождество, как государственный. Многие олицетворяют его с новогодними праздниками, с запахами ели, цитрусовых, предновогодними хлопотами...
     

    Задание № 2 в модуле. Поделиться своим восприятием новогоднего или рождественского праздника (задание творческое, студенты по желанию вслух читают написанное. Те, кто не успел прочитать, сдают свои ответы в конце лекции).
    Ответы студентов на вопросы задания № 2
     
    - Для меня это два разных праздника, они существенно отличаются. Новый год - это государственный праздник, переход к следующему году. Рождество - праздник Добра и Света, семейного тепла» (Коршунов Артем).
    - Для меня эти праздники ассоциируются с хрустом снега под окном и морозами, желанием дарить и получать подарки» (Наумова Ира).
    - В эти дни меня не покидает чувство непрекращающегося счастья (Волкова Женя).
    - Встреча с родственниками, приготовление любимого салата оливье, возможность отдохнуть на каникулах (Филиппов Петя).

    Преподаватель. Я думаю, что вы уже ознакомились с книжной выставкой, которую помогли мне создать наши библиотекари (выставка оформлена за неделю до открытого урока). Обращаю ваше внимание на два сборника с похожими названиями: «Святочные рассказы». На одном указан XIX век, а на другом XXI. Почему нет XX века? Ведь мы с вами родом оттуда. (Другая общественная формация - социализм; христианские праздники были под запретом, а Рождество стали отмечать только в 90-е годы прошлого века.) Сегодня этот праздник - Рождество вернулся в нашу действительность. На этом занятии мы погрузимся в атмосферу рождественских праздников, описанных русскими классиками Куприным, Набоковым, Грином в сборниках под названием «Святочные рассказы». Этот жанр возник в XIX веке, а родоначальником жанра святочных рассказов является английский писатель Чарльз Диккенс («Рождественский обед»). В задании № 3 вашего модуля представлены цитаты из рассказа английского писателя. Подчеркните ту фразу, которая вам близка (вслух не озвучиваем выбранную фразу).
     
    Задание № 3 в модуле

    Преподаватель. Вот как пишет о празднике Чарльз Диккенс в рассказе «Рождественский обед»:
    а) «Кто способен оставаться безучастным к излияниям добрых чувств и к искренним проявлениям нежной привязанности, которые так щедро расточаются в эти дни!»;
    б) «Рождественский семейный праздник! Нет на свете ничего упоительнее!»;
    в) «Уже в самом слове «Рождество» таится какое-то очарование. Забыты ничтожные несогласия и ссоры, дружеские чувства пробудились в давно остывших сердцах»;
    д) «...отец и сын, брат и сестра, уже много месяцев избегавшие встречи, теперь, в этот счастливый день раскрывают друг другу нежные объятия и предают забвению старые распри»;
    е) «...любящие сердца, чье взаимное влечение сдерживалось ложными понятиями о гордости, вновь соединяются, и повсюду царят доброта и благожелательность».
    Преподаватель. Выберите из авторского текста одно суждение, которое вам кажется близким и желанным, подчеркните его. (Из 14 студентов, присутствующих на лекции, большинство подчеркнули пункты б), в)-11 человек; е)-2 человека; д) - 1 человек.)
    Думаю, что вы согласитесь с тем, что слово «Рождество» можно заменить словом «чудо». В данном контексте эти слова синонимичны. Чудо ожидания.
     
    Заранее подготовленные студенты (Комментатор и Рассказчик) в устной форме передают содержание первого рассказа. Идет пересказ трех рассказов, вошедших в сборник «Святочные рассказы XIX века» (10-12 мин. на каждый). Применяется методика сжатого пересказа: комментарии с использованием авторского текста (цитат). Комментатор кратко пересказывает сюжетную линию, Рассказчик передает авторскую речь, используя выбранные цитаты.
     
    Задание № 4 в модуле
    Преподаватель. Сейчас ваши однокурсники передадут (устно) содержание рассказов из цикла «святочных». Подумайте и напишите: «Что подарил новогодний праздник героям таких разных рассказов?» (Желательно имена героев написать на доске, чтобы избежать ошибок и не терять время на уточнения.)

    А. Куприн «Миллионер» - ...
    В. Набоков «Рождество» - ...
    А. Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери» — ...
    Работа по рассказу А. Куприна «Миллионер»

    Комментатор. В рассказе перед нами предстает российская глубинка, маленький городок Красилов, в котором чиновники почтовой конторы всегда в складчину отмечают праздники - Рождество и Пасху. Единственный человеком, который избегал эти посиделки, был Аггей Фомич.
    Рассказчик. «Он был самым бедным чиновником во всей конторе, к тому же обязанным накормить и одеть жену, старуху тещу, пятерых детей, на содержание которых не хватало 20 рублей жалованья. Участие в посиделках производило в домашней экономии страшные бреши. Приходилось надолго отказываться всей семьей от мяса в борще, от утреннего чая, от лишнего полена дров».
    Комментатор. Тогда у нас возникает вопрос: зачем же чиновник все-таки принял участие в празднике на третий день Рождества? Ответ прост. Аггей Фомин, поборов свою робость, хотел занять денег у Ракитина. Жена Аггея Фомича должна была вот-вот родить, кроме того, у старшего сына отвалилась подошва на сапогах; и то и другое требовало денег. Денег ему Ракитин не одолжил.
    Рассказчик. «Возвращаясь домой, Аггей Фомич с ужасом думал о том, как сейчас придет в свою квартиру, низкую, холодную, с зелеными окнами, с вечным запахом нищеты. Что он скажет жене, когда она своим надорванным голосом спросит о деньгах? И по свойству своего мечтательного ума Аггей Фомич начал с наслаждением представлять себе, как он находит на улице толстый кожаный бумажник».
    Комментатор. И вдруг - это вовсе не было иллюзией в разгоряченном воображении - он ясно увидел на снегу черный предмет. В руках его оказался толстый кожаный бумажник...
    Рассказчик. «На его бешеный стук отворила испуганная жена со свечой в руках. Дети проснулись и с изумлением смотрели на отца из своих постелей.
    Аггей Фомич тяжело опустился в кресло, бледный, весь в поту, с блестящими блуждающими глазами...
    -Анечка! Дети! - прохрипел он, потрясая бумажником. Вот здесь... в бумажнике... деньги ... сто тысяч... Аня, шампанского! Урра!»
    В настоящее время Аггей Фомич так богат... Он необыкновенно щедр и каждому просителю охотно дарит деньги...».
    Выполнение письменного задания в модуле по рассказу А. Куприна «Миллионер»
     
    - Аггею Фомичу праздник подарил не просто кошелек с деньгами, а возможность прокормить семью и стать щедрым (Лапотникова Настя).
    - ...возможность измениться по отношению к другим (Иванова Маша).
    - Он всегда выступал в роли берущего, просящего. Случайная находка помогла ему стать дающим, выручающим других. Как хорошо, что он не забыл о своей бедности и делился с другими деньгами! (Свистовская Катя).
    - Мечты сбываются, в это надо верить всегда. Появилась возможность решить свои материальные проблемы (Шахфудинова Юля).
     
     
    Работа по рассказу В. Набокова «Рождество»
     
    Комментатор. Слепцов, герой рассказа, вернулся из села в свою мызу. Он приехал хоронить ребенка.
    Рассказчик. «Во всякой комнате, даже очень уютной и до смешного маленькой, есть нежилой угол. Именно в такой угол сел Слепцов. Он искал самый нежилой угол в своей комнате».
    Комментатор. По этому эпитету «нежилой угол» мы понимаем, что герой переживает свалившееся на него страшное горе - смерть сына. Вещи ребенка, которые недавно радовали, - сачок, от которого недавно пахло летом, травяным зноем, коробка из-под английских бисквитов с мертвой куколкой - бабочкой - вызвали поток отчаяния.

    Рассказчик, «...уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то мокрую щеку к холодному пыльному дереву, цепляясь руками за крайние углы». Приход слуги Ивана, который поставил на стол аршинную елку в глиняном горшке, смутил Слепцова.
    Он, заплаканный, с пятнами темной пыли, увидев елку на столе, спросил:
    - Зачем?
    - Праздничек завтра.
    - Не надо. Убери... - поморщился Слепцов и сам подумал: «Неужто завтра Сочельник? Как это я забыл?»
    Иван мягко настаивал:
    - Зеленая. Пускай постоит.
    - Пожалуйста, убери, - повторил Слепцов.

    Он открыл тетрадь сына и стал читать: «Ходил по болоту до Боровичей», «Сегодня шел дождь, играл в шашки с папой», «Чудный жаркий день, вечером ездил на велосипеде. Проезжал, нарочно два раза, мимо ее дачи, но ее не видел. В глаз попала мошка».

    Комментатор. Мы можем только представить, какую сердечную боль пришлось пережить отцу, прочитавшему строки детского дневника. Ведь в этих записях сын - живой...
    Рассказчик. «Тикали часы. На синем стекле окна теснились узоры мороза. Слепцов зажмурился, и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, обнажена земная жизнь - горестная до ужаса, унизительная, бесцельная, бесплодная, лишенная чудес...»

    Комментатор. Нам, читателям, кажется, что на этом рассказ должен завершиться. Но остался еще один абзац, и мы вместе со Слепцовым слышим...

    Рассказчик: «...щелкнуло что-то — тонкий звук - как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон. А по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморенное существо. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло.

    Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо... И крылья, еще слабые, еще влажные -все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела - и на стене уже была вместо комочка - громадная черная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея».

    Комментатор. В последнем абзаце Набоков соединяет несоединимое, чтобы объяснить нам свою детскую любовь к бабочкам, которую он пронес через всю жизнь, оставив в энтомологии 13 подвидов насекомых с названием NabokoF. Этот последний абзац - гимн жизни, красоте, Рождественской ночи. «И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья». - Странно, рассказ о непоправимом человеческом горе в сочельник заканчивается словом «счастье». Почему?
     
    Ответы студентов по рассказу В. Набокова
     
    - Слепцов отогрел бабочку, и ее красота отогрела мужчину.
    - Вот в этой фразе: «Оно стало крылатым» Набоков не случайно употребил местоимение «оно», говоря о тепле. Мы читаем «счастье». Это удачно закодированный ход шахматиста Набокова. «Счастье» и «тепло» - существительные среднего рода.
    - Как бабочка становится крылатой (в этом ее предназначение), так и человек прекрасен, преодолевая слезы и боль («прекрасное мужающее лицо»).
    Записи в модуле по рассказу В. Набокова «Рождество»
    - Вечер накануне сочельника подарил Слепцову избавление от тяжести горя. Бабочка, появившаяся из кокона, не только сняла эту тяжесть, но и своим рождением убедила героя, что жизнь продолжается, что его душа - тот же кокон, который должен отогреться. Счастье должно быть крылатым (Наумова Ира).
    - Новогодний праздник подарил Слепцову теплоту и надежду на счастье. Бабочка стала олицетворением новой жизни (Феоктистова Юля).
    - Дневник сына и ожившая бабочка смягчили безграничную боль души Слепцова. Иногда незначительная деталь становится спасением (Завидия Саша).
     
     
    Работа по рассказу А. Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
     
    Комментатор. В городе Коменвиле жил ученый Эгмонд Дрэп. Лет 15 назад, будучи еще студентом, он начал писать ученое исследование.
    Рассказчик. «Дрэп вел полунищенское существование, отказывая себе во многом. Постепенно дошел до того, что ничем не интересовался, кроме своего сочинения и своей дочери Тавинии Дреп. Она жила у родственников.
    Комментатор. «Год от году беспорядок в тесной квартире Дрэпа увеличивался, но после того, как жена швейцара бросила в корзину с грязным бельем его манжеты, на которых были записаны важные заметки, она была выставлена из квартиры. После этого Дрэп боролся с жизнью один».
    Рассказчик. «Дрэп обратил внимание на телеграмму: «Мой дорогой папа, - значилось там, - я буду сегодня в восемь. Целую и крепко прижимаюсь к тебе. Тави». Дрэп вспомнил, что ему надо бежать на вокзал. Он долго искал когда-то спрятанную в шкаф ассигнацию, это были последние деньги, на которые он рассчитывал взять извозчика и купить что-то съестное».

    Комментатор. Мы можем себе представить, как была сначала обижена Дрэп, которую отец не успел встретить. Швейцар впустил Дрэп, удивившись, как она выросла.
    « - Да, мне уже 14 лет, возраст почтенный.
    Она впервые приехала одна как большая и очень гордилась этим».
    Рассказчик. «Девушка вошла в кабинет.
    - Это конюшня, - сказала она, или невыметенный амбар. Как ты одинок, папа, великий труженик! А завтра ведь Новый год!
    Вся трепеща от любви и жалости, она сняла свое хорошенькое шелковое платье и засучила рукава. «Не будем подробно рассказывать, как Дрэп привела квартиру в порядок. Думаю, что она это сделала по-женски хорошо».
    Рассказчик. «Он вошел неслышно. Она почувствовала, что на ее лицо, закрыв сзади глаза, легли большие и осторожные руки».
    Комментатор. «После первых радостных минут Дрэп обратила внимание отца на преображенную комнату.
    Рассказчик. «Стол был опрятно накрыт чистой скатертью с расставленными на нем приборами; над кофейником вился пар; пол был выметен, мебель расставлена поуютнее. В камине пылало его случайное топливо».
    Комментатор. Хочу обратить ваше внимание на последнюю фразу: «В камине пылало ЕГО топливо». Продолжаем: «Дрэп был тронут. Удивился, как ей удалось растопить камин, ведь дров давно у него нет».
    Рассказчик. « - Я нашла немного угля на кухне и в корзине было столько бумаги!
    - В какой корзине? Под столом?
    Он стал понемногу седеть, и ему показалось, что наступил внезапный мрак. Если Дрэп в эти мгновения не помешался, то лишь благодаря счастливому голосу, рассекшему его состояние нежной чертой. Он посмотрел на Тави. Ее внутренний светлый мир был защищен любовью...
    Рассказчик. «Дрэп еще пыхтел, разбиваясь и корчась в муках неслышного стона. Он нашел в себе силу заговорить.
    - Да, - сказал он, отнимая от лица руки, - я больше не пролью слез. Это смешно, что есть движения сердца, за которые стоит, может быть, заплатить целой жизнью. Я только теперь понял это. Работая, а мне понадобятся еще пять лет, я буду вспоминать твое сердце и твои заботливые ручки».
     
    Записи в модуле по рассказу А. Грина
     
    - Эгмонд Грэп осознал, что смысл жизни не сводится к работе. В жизни есть нечто бесценнее многолетнего труда - это счастливый возглас дочери и ее любовь» (Лапотникова Настя).
    - Семейная идиллия, которой он был лишен, дороже научных исследований. Никакие исследования не доставляли Эгмонду столько  радости и душевного тепла за все эти годы, сколько смогла доставить дочь всего за один день (Килиянчук Настя).
    - Ради человека, которого ты любишь, можно пожертвовать всем, даже своей работой. Как хорошо, что отец сдержал свою обиду! (Ков-широва Алина).
    Преподаватель. Благодаря рассказам писателей, живших на рубеже Х1Х-ХХ веков, мы пережили три житейские истории, происшедшие в Рождественские дни. Чего ожидали от этого праздника наши соотечественники в XIX веке? Они такие разные. Аггей Фомич - житель южного городка, чиновник 14-го класса. Слепцов, о котором В. Набоков, ничего не рассказывает, но мы понимаем, что это утонченный петербургский аристократ, которому судьба послала страшное испытание. Чудак Дрэп, посвятивший себя научной работе и из-за своей рассеянности оставивший пятилетний труд в мусорной корзине. Рождественский праздник каждому герою принес чудо. Правда, оно, это чудо, разное.
     
    После этой работы ребята попросили прочитать свои ответы и послушать мнения других (работа в модуле предполагает взаимообмен мнениями).
     
    Библиограф. Перенесемся в современную действительность. 7 января весь православный мир отмечает величайший праздник - Рождество. И вместе с праздником вернулась к нам традиция святочных рассказов. У вас была возможность познакомиться с книжной выставкой. Обратите внимание на одну из книг. Союз российских писателей провел литературный конкурс «Святочный рассказ. XXI век», в котором участвовали как известные современные писатели - Марина Палей, Наталья Ключарева, Петр Алешковский, Нина Горланова, так и начинающие, совсем неизвестные. Двадцать лучших рождественских рассказов вошли в сборник «Святочные рассказы». Победителем конкурса стал рассказ Натальи Ключаревой «Юркино Рождество».

    Преподаватель. Традиция святочного рассказа не прервана. Сборник перед нами. (Далее идет работа над рассказом Н. Ключаревой.)
    Задание № 5 в модуле (вписать пропущенные слова в цитате Ч. Диккенса): «Ах, если бы Рождество длилось (...) круглый год!
     
    Ответы студентов на задание № 5

    - С чудесами (Иванова Маша).
    - ...как праздник в сердце (Коршунов Артем).
    - ...даря радость (Буланова Вероника).
    - ...забыв ссоры, несогласие, несчастья (Наумова Ира).
    - в отношениях между близкими (Свистовская Катя).
    - ...с добротой и вниманием друг к другу (Баранова Настя)
    - ...с нежностью (Феоктистова Юля).
    - ...с этими чудесами (Ковширова Алина).
    Зачитывается вариант английского писателя: «Ах, если бы Рождество длилось (так тому и должно быть) круглый год!»
     
    Преподаватель. Как видите, ваши мечты и мечты писателя, жившего в Англии в XIX веке, совпали. Вы конкретизировали главную (для вас) составляющую праздника. Чарльз Диккенс воспользовался утвердительной формой. В этом очарование Рождества - оно несет радость в человеческих отношениях. И эту радость должны создать мы сами. Я бы вписала сюда фразу из первого послания коринфянам апостола Павла: «Любовь никогда не перестает». Именно она делает человеческие отношения красивыми. Хотелось бы, чтобы не только в Рождественские праздники...
     
    «Открытый урок» . – 2012 . - № 11 . – С. 18-29
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование