Торрес Лабрада Е.В. Образы природы и фантазия. Как мы рисуем бумажными салфетками

 
 
ТОРРЕС ЛАБРАДА Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности МБДОУД/С комбинированного вида № 94 «Полянка», г. Волжский Волгоградской области
torresJe@mail.ru
 
 
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ И ФАНТАЗИИ
 
как мы «рисуем» бумажными салфетками
 
 
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир, позволяет ему «очеловечивать все сущее». Природа выступает в роли Художницы, которая творит видимый мир по законам красоты.

Важным условием успешного развития детского художественного творческого является разнообразие и вариативность работы с детьми. Что значит нетрадиционная техника? Это техника индивидуальная, неординарная, неповторимая, нестандартная, самостоятельная, своеобразная.

Нетрадиционная техника дает возможность:

• создавать доступными средствами интересные по содержанию образы,
• развивать изобразительные умения и навыки,
• обеспечивать условия для формирования творческой активности, способности к альтернативным решениям.

Эта увлекательная и завораживающая техника удивляет и восхищает детей. Такие чувства помогают «познавать и творить». Использование нетрадиционных техник развивает у детей творческое мышление и воображение, позволяет пережить незабываемые эмоции. А эмоции, как известно, — это процесс и результат практической деятельности. Поэтому я и разработала цикл занятий по работе с бумагой разной фактуры. Содержание сформировано на основе авторской программы ТА. Концевой «Природа и художник», а художественная техника апробирована по разработкам С. Погодиной.
 
Тематический блок занятий «Мир природы»
 
Цель: учить создавать образы природы, обращая внимания на выразительные признаки.

Задачи:
• Формирование знаний в области изобразительного искусства: расширять представления в области натюрморта и пейзажа.
• Формирование изобразительных умений и навыков: освоение приемов работы с акварелью.
• Формирование творческой активности, развитие интереса к поиску оригинального образа и его воплощению.
• Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.

Для создания фактурной поверхности мы используем бумажные салфетки. Дети с огромным удовольствием разрывают, рвут и комкают бумагу, создавая лепестки для цветов, горы, море, деревья.
 
«ВЕСЁЛЫЕ ЦВЕТЫ». ОБРАЗ ЦВЕТОВ
 
Материал: бумага, гуашь, акварельные краски, салфетки, ножницы, репродукции произведений художников: И. Грабарь «Хризантемы», М. Сарьян «Цветы».
 
Содержание художественной деятельности

Вводная часть. Дети вместе с педагогом рассматривают натюрморты. Педагог обращает внимание на то, что цветовая палитра помогает художнику выразить свое душевное состояние: состояние покоя — цвета разбеленные, нежные; состояние веселья — цвета контрастные, светлые и темные, теплые и холодные.

Объяснение материала. Дети вместе с педагогом рассматривают рисунки, сделанные в предыдущие годы. Педагог объясняет, как создать фактурные цветы и как осторожно наносить на салфетки краску.

Практическая работа. Дети с педагогом нарезают или нарывают лепестки для будущих цветов из салфеток. Затем создают цветовые подмалевки в технике по сырому. На «сырой» поверхности создается композиция из цветов (лепестки сами приклеиваются на сыром фоне) и «примакивающими» движениями гуашь накладывается на лепестки.

Итог занятия. Выставка детских работ.
 
«ГОРЫ» - ОБРАЗ ЗЕМЛИ
 
Материал: бумага, гуашь, акварельные краски, салфетки, ножницы, репродукции произведений Н. Рериха, рисунки детей.

Содержание художественной деятельности
Вводная часть. Дети вместе с педагогом рассматривают произведения Н. Рериха и свои рисунки предыдущих лет с изображением разнообразных профилей гор на закате или в ночное время, освещенных лунным светом или сверкающих на солнце заснеженных вершин.

Объяснение материала. Дети вместе с педагогом рассматривают свои рисунки. Педагог напоминает или объясняет, как получились фактурные горы.

Практическая работа.   Дети с педагогом нарезают или нарывают из бумажных салфеток горы треугольный формы. Затем создают цветовые подмалевки в технике по сырому. Поверх «сырого» фона создается композиция из гор и «примакивающими» движениями накладывается гуашь.

Итог занятия. Выставка детских работ.
 
«КОВЁР ИЗ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ». ОБРАЗ ЗЕМЛИ
 
Материал: бумага, гуашь, репродукции произведений художников: И. Левитана, И. Грабаря.

Содержание художественной деятельности
Вводная часть. Дети вместе с педагогом рассматривают пейзажи. Необходимо обратить внимание на то, как меняются краски земли за осенние месяца: от насыщенных желто — красных, золотых до блекло - коричневых.

Объяснение материала. Дети имеете с педагогом рассматривают рисунки прошлых лет. Педагог показывает, как выполняется «мазок» кистью.

Практическая работа. Дети изображают цветовые подмалевки - ковер из осенних листьев. Ковер
«Золотая осень» получается на основе смешения красной и желтой красок, желтой и синей. Ковер «Унылая пора» — в результате смешения основных цветов с черной и серой красками. Смешение красок производиться на всей поверхности листа, кисть оставляет след «мазок» — листочек.
Итог занятия. Выставка детских работ.
 
 
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ». ОБРАЗЫ ДЕРЕВЬЕВ

Материал: гуашь, туалетная бумага, фон с прошлого занятия, клеи, ножницы, рисунки детей прошлых лет, репродукции произведений художников: И. Левитана, И. Грабаря, И. Шишкина

Содержание художественной деятельности

Вводная часть.
 
Педагог читает детям отрывок из  стихотворения:
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синении
То там, то здесь
В листве сквозной
Просветы в небо, что оконца...
(И. Бунин)
 
Педагог вместе с детьми, подбирают репродукции и детские рисунки прошлых лет к этому стихотворению.

Объяснение материала. Дети рассматривают свои пейзажные рисунки. Педагог показывает, как нужно делать разрезы на прямоугольнике (на верхней части 4, а на нижней 2), и как нужно свернуть жгутики — ветки и корни, ствол дерева (бумага скатывается, ладонями и пальцами).

Практическая работа. Дети самостоятельно скатывают бумагу, формируя ветки, ствол и корни дерева. На фон приклеивают деревья с помощью клея ПВА и раскрашивают «примакивающими» движениями.

Итог занятия. Выставка детских работ.

Взаимодействие педагога с семьей. Педагог советует родителям помочь детям сочинить описательные рассказы или подобрать стихотворения к своим рисункам.
 
 
"Цветной мир" . - 2012 . - № 5 . - С. 36-38.