Попова И.В. Ново-Николаевск - Новосибирск (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся, 9 класс)


Цели мероприятия:
Образовательные: расширение образовательного пространства учащихся; знакомство с историей родного города.
Воспитательные:  развитие коммуникативных способностей учащихся.
 
 
Задачи:
  • организовать работу учащихся старших классов (выбор тем, сотрудничество со школьной библиотекой, библиотеками города, подбор источников);
  • определить темы для каждого учащегося, выработать цели и задачи исследовательской деятельности каждого;
  • отобрать материал, соответствующий знаниям учащихся девятого класса, подготовить выступления;
  • разработать вопросы анкеты, провести анкетирование учащихся, проанализировать полученные данные;
  • составить вопросы викторины.
 
Учитель (вводное слово). На уроках мы изучали экономическую географию Новосибирской области, обращая наше внимание на проблемы развития города Новосибирска. Сегодня мы познакомимся с инфраструктурными особенностями города, обсудим прошлое и настоящее, проблемы и перспективы его развития. По итогам нашей встречи вам будет предложена викторина. А для начала вспомним кратко историю Новосибирска.
 
1-й ученик. В конце 1903 г. поселок Новониколаевский стал безуездным городом. В январе 1904 г. были проведены выборы городского самоуправления и утвержден первый городской бюджет. Он очень любопытен. На содержание управления предусматривалось потратить 48 тыс. рублей, а на образование, медицину и благоустройство - 18 тыс. (для сравнения: на содержание полиции - 10 500, на народное образование - 2 000 рублей).
В 1905 г. в Ново-Николаевске была проведена первая перепись населения. Она зафиксировала 26 тыс. жителей и более 4 000 голов скота, в том числе 2 655 лошадей. Были пересчитаны все производственные здания, мастерские. Город обслуживали 229 извозчичьих экипажей, 377 ломовых лошадей.
К 1913 г. Ново-Николаевск (именно так писалось название нашего города) вырос в крупнейший торгово-транспортный узел и экономический центр Приобья, стал самым крупным в Западной Сибири центром торговли хлебом.
Первого января 1903 г. дала ток первая электростанция. Тогда же горожане подняли вопрос о строительстве в городе первой трамвайной линии, но осуществлению проекта помешала Первая мировая война, трамвай на улицах города появился лишь в 1934 г.
 
2-й ученик. Можно много говорить о том, как рос и развивался наш город, сколько было построено мастерских, фабрик, заводов, но ведь человек живет не только работой.
В десятых годах прошлого века в Ново-Николаевске отмечался не только взлет деловой активности, но и развитие культуры. Все приезжающие в наш город отмечали любовь новониколаевцев к паркам и садам. Названия садов говорят сами за себя: «Свобода», «Богемия», «Александровский», «Альгамбра».
Интересна история создания сада «Альгамбра». В 1906 г. горожане ждали гастролей знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. Срочно была построена летняя эстрада, закуплены скамьи и кресла для публики. Сегодня на месте этого сада находится площадь Кондратюка, а последние деревья были вырублены несколько лет назад, чтобы освободить место под точечную застройку.
С карты города исчез и Александровский сад, который располагался между железной дорогой и улицей Фабричной. Современные краеведы до сих пор не могут с уверенностью прочертить его границы.
В мае 1910 г. было принято «Постановление о древонасаждениях». Каждый домовладелец должен был за свой счет сделать посадки вокруг своего дома. В Ново-Николаевск привезли саженцы тополей из Кургана и Барнаула.

В 1925 г. инженер Загривко предложил новую планировку города: Новосибирск должен был стать городом-садом. К 1935 г. на каждого жителя приходилось 20 кв. м зеленых насаждений, более 2 000 деревьев были привезены из Кузбасса и высажены на улице имени Богдана Хмельницкого. Это были липы, ели, лиственницы, сирень и черемуха. В это же время в центре города на месте сенного рынка был разбит Первомайский сквер по проекту архитектора Владимира Тейтеля, построен первый фонтан, выходивший на Красный проспект. Этот сквер и сегодня -любимое место отдыха горожан.

3-й ученик. Еще в первые годы существования нашего города его жители были обеспокоены образованием своих детей. По проектам архитектора АД. Крячкова были построены 12 школ и реальное училище. Все каменные здания имели два этажа, большие коридоры, классные комнаты площадью по 50 - 60 кв. м. при отсутствии общегородского водопровода и канализации во всех школах имелся внутренний водопровод, система отопления, санитарные узлы.
Город рос, но медицинское обслуживание жителей резко отставало. В 1913 г. в Ново-Николаевске работали всего 12 врачей, а фельдшерские пункты и аптеки располагались в жилых домах. В то же время в городе работала типография Н. И. Литвинова, выходили местные газеты, появились первые библиотеки, кинотеатры, актеры-любители ставили спектакли, с гастролями приезжали столичные знаменитости.
В 1926 г. город получил новое имя - Новосибирск и стал центром Сибирского края. Вскоре появились первые вузы - медицинский и педагогический. Город развивался как крупнейший в Сибири торговый центр и транспортный узел.
 
4-й ученик. В первые месяцы Великой Отечественной войны в Новосибирск были эвакуированы из европейской части страны 120 крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций. Резко выросло население города. После окончания войны большинство эвакуированных заводов продолжили свою работу в Новосибирске.
В 50-е гг. в связи со строительством СОРАН, ОбьГЭС, созданием Академгородка, бурным развитием промышленности город стал испытывать недостаток хороших дорог, магазинов, мест отдыха. Развитие сферы услуг не соответствовало интересам горожан. Все театры, кинотеатры, крупные библиотеки, парки с аттракционами были сосредоточены в центральной части города. Наш город разрезан Обью на две части, и единственный коммунальный мост не мог обеспечить быстрый переезд из одной части Новосибирска в другую.
 
5-й ученик. В 70-е гг. было начато строительство первого за Уралом метро и почти одновременно - Димитровского моста через Обь. К 2000 г. плотность транспортных путей на 1кв. км составляла примерно 1,3 км при норме для городов-миллионеров - 3 км. Почти треть всего пассажиропотока приходилась на трамвай. Сегодня протяженность трамвайных путей сокращается, трамвайный парк № 1 исчез с лица города, а подвижной состав передан Октябрьскому трамвайному депо. С каждым годом растет число маршрутных такси, коммерческих автобусов. Но гораздо более быстрыми темпами идет рост числа легковых автомобилей. Перед Новосибирском встала проблема пробок на дорогах. Основная причина их появления заключается в том, что у главных городских магистралей нет дорог-дублеров, по которым можно было бы пустить поток машин в «часы пик». Городу не хватает скоростных магистралей, дорожных развязок, парковок, автостоянок.

1-й ученик. Сейчас мы обозначили одну из важнейших проблем нашего города - транспортную. Вам она знакома? Больше половины учащихся гимназии живут достаточно далеко, и каждый день пользуются городским транспортом. Мы провели опрос среди гимназистов. Один из них звучал так: «Как бы вы решили транспортную проблему в нашем городе?». Мы получили разные ответы, но чаще всего такие:
  • строить новые дороги;
  • расширить старые дороги;
  • создать вдоль тротуаров дорожки для велосипедистов;
  • построить новые мосты через Обь;
  • летом пустить через Обь паромную переправу.
Давайте подумаем вместе. Город уже имеет свое лицо, его основная часть полностью построена, новые дороги можно прокладывать только в районах новостроек. А за счет чего расширить старые дороги? За счет тротуаров? Или сноса трамвайных путей, как сделали I га проспекте Дзержинского?

3-й ученик. Сейчас в городе идет подготовка к возведению третьего моста через Обь, уже построены подъездные пут коуд щему м< к iy. летом нача ли возводить его опоры. А вот паромная переправа через Обь вряд ли кому-то сегодня придется по душе. Слишком медленно движется паром, да и количество мест для машин и пассажиров па нем ограничено.
Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе «Новосибирск - город для нас». Предлагайте свои проекты улучшения жизни в нашем городе.

2-й ученик. Я хочу вернуться к своему рассказу о зеленом наряде Новосибирска. В 50-е гг. вокруг Новосибирска было сформировано зеленое кольцо радиусом 30 км. Но город растет, расширяются его границы, а площади зон отдыха сокращаются. Сегодня в Новосибирске на каждого жителя приходится в среднем около 10 кв. м зеленых насаждений, а в Железнодорожном районе - всего 1 кв. м. К 2020 г. запланировано создание 27 зеленых зон на площади 120 га. А сколько у нас в городе парков: 5; 12; 10?
Давайте посчитаем вместе:

Березовая роща;
Центральный парк;
парк им. Кирова;
Бугринская роща;
Сосновый бор;
Заельцовский бор:
«У моря Обского»;
Первомайский сквер;
Нарымский сквер;
сад имени Дзержинского и тд.
 
Знаком ли вам старый парк на улице Кирова? Он объявлен археологическим памятником. Это самое высокое место города, и в 1598 г. здесь находилось городище чанских татар во главе с ханом Кучумом. Долгое время это место носило название «Чертово городище».

4-й ученик. А какие новые парки открыты в Новосибирске в последнее время?
К 110-летию Новосибирска открыт парк «Городское начало». Он располагается вдоль правого берега Оби. В Ленинском районе у Телецентра открыт парк им. Александра Покрышкина. На площади Маркса в 2010 г. разбит парк Победы.
Каждую весну улицы города украшаются яркими цветами. Меняется мода, меняется и ассортимент цветов. Когда-то на клумбах цвели пионы и флоксы, сегодня в моде сурфиния. Она красиво свисает из подвесных кашпо на Красном проспекте, площади Гарина-Михайловского. Ежегодно на клумбы высаживается более трех млн. цветов.

5-й ученик. Каковы перспективы развития Новосибирска?
В ближайшие годы планируется переселение более 13 тыс. жителей из ветхого жилья в новые дома, увеличение числа маршрутов городского транспорта, расширение торговых площадей и увеличение числа предприятий сферы услуг, продолжится строительство метро.
Сегодня идет изменение статуса нашего города. Только один пример: Центральный район из промышленно-культурного центра становится торговым. Об этом свидетельствует статистика: в 2009 г. более 50% собираемых налогов дали предприятия торговли.
Что ждет наш город? Чтобы мы хотели создать или изменить в нем? Участвуйте в конкурсе «Новосибирск - город для нас». Думайте, мечтайте, предлагайте.
 
 
Вопросы викторины
 
1. В каком году поселок Новониколаевский получил статус города?
2. Когда в Ново-Николаевске была проведена первая перепись?
3. С каким событием было связано появление первого городского парка?
4. Как в 1912 г. была решена проблема народного образования?
5. Почему в 1941 г. город перестал быть торгово-транспортным центром Сибири, а приобрел другой статус?
6. Как в Новосибирске решались транспортные проблемы в 50-е, 70-е годы?
7. Что изменилось в нашем городе со строительством Академгородка?
8. Какое место в городе называли «чертово городище»? Почему?
9. Какие новые парки созданы в Новосибирске в XX в.?
10. Как сегодня изменяется статус нашего города?
 
 
Литература
  1. Баландин СИ. Новосибирск. Т. 1,2,-Новосибирск, 1978,1986.
  2. Горюшкин ЛМ., Бочаиова ГА, Цыпляев ЛИ. Новосибирск в историческом прошлом. - Новосибирск, 1978.
  3. Горюшкин Л.М., Бочатюва ГА Так начинался Новосибирск - Новосибирск, 1983-
  4. Макарова Л. Н. Цикл лекций « Новосибирсковедение», 2010.
  5. Справочник по городу Ново-Николаевску 1912 г. - Новосибирск ВО «Наука», 1992.
  6. Новосибирск 100. Историко-геогра-фический атлас. - Новосибирск, 1993.
  7. Газ. «Вечерний Новосибирск», серия очерков «Сто лет. Сто страниц», 1983 - 1993-
  8. Цыплаков И.Ф. Имя на карте города. - Новосибирск, 2009-
  9. Цыплаков И.Ф. Корона сибирской столицы. Хроника исторического центра г. Новосибирска. - Новосибирск: ИздДом «Сибирская горница», 2003
  10. Журнал для семейного чтения «Горница». - Новосибирск, 2003 -2011.
 
 
И.В. Попова, учитель географии и биологии высшей категории,
МАОУ «Гимназия №15 "Содружество"», г. Новосибирск

"География и экология" . - 2012 . - № 9 . - С. 70-74.