Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Н.В. СУХАРЕВА
     
    Современные подходы к проблеме одаренности
     
     
     
    Глобальные социально-экономические преобразования в России выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает работу в таких направлениях, как выявление детских талантов и талантливых детей, поддержка развития талантов, повышение квалификации педагогов в области работы с высокоспособными детьми. С сентября 2011 г. во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей обучающихся, разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. За одаренными детьми — будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России.

    Что же такое одаренность? Как ее разглядеть и ребенка? Как развить? Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности. По теории Дж. Рензулли одаренность есть взаимодействие трех групп человеческих качеств:

    • интеллектуальные способности превышают средний уровень;
    • высокая мотивация деятельности;
    • высокий уровень креативности (способности к творчеству).

    Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. Ребенок с высокими интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, но не всегда данные задатки могут быть реализованы. Развитие задатков зависит от окружающей среды — социума (семьи, класса, школы и др.). Не каждый учитель способен разглядеть одаренного ребенка и создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не к участию его природных задатков.

    Создание условий для определения и развития одаренных детей, а также просто способных детей является одним из главных направлений работы нашего лицея. Сегодня у нас реализуется программа «Одаренные дети», составленная на основе всех требований, предъявляемых в рамках федеральной программы «Дети России», национальной образовательной инициативы, а также ФГОС. Для совершенствования форм и методов работы с одаренными детьми действует творческая группа учителей начальных классов «Одаренность. Творчество. Поиск».

    Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Такая работа в лицее начинает проводиться педагогами еще до поступления ребенка в 1-й класс в период подготовительных занятий в «Школе для дошколят» на основе наблюдения, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, анкетирования родителей. При зачислении в лицей осуществляется мониторинг развития индивидуальных способностей обучающихся, определение сферы интересов каждого ребенка. Работа с одаренными детьми, развитие способностей становится одним из важнейших аспектов деятельности лицея.

    Основными принципами нашей работы с одаренными детьми являются:
     
    1. Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.
    2. Использование системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности.
    3. Психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся.
    4. Развитие обучающихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
    5. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей.
    6. Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности.
    7. Увеличение роли внеурочной деятельности.
    8. Индивидуализация обучения.
    9. Дифференциация обучения.
    10.Совместная разновозрастная работа обучающихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

    Система работы с одаренными детьми в лицее строится на:
    дифференцированности обучения, основанной на учебном стиле, заинтересованности, готовности учеников;
    индивидуализации обучения, создающей предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями вызывать у обучающихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе;  воспитывающей среде. 
    Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса лицея является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности;  развивающей среде.
    Развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности;
    сотрудничестве с родителями. Система работы лицея позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей;
    психолого-педагогическом сопровождении. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;
    подготовленных педагогических кадрах.
    Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать такими качествами, как:
    • высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;
    • способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
    • постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;
    • общая эрудированность;
    • владение современными педагогическими технологиями развития;
    • высокий уровень психологической подготовки.

    Формы работы с одаренными детьми в обучении выбраны такие:
    1. Разноуровневое обучение.   В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А — базовый, В — высокий, С — повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. У каждого учителя накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по предметам.
    2. Факультативные и элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение факультативных и элективных курсов предполагает знакомство обучающихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов и у ребенка формируется представление, что бы он хотел изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для
    обучающихся 5-7-х классов, факультативные курсы — для 9-11-х классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в формате мультипрофильной школы.
    3. Проектно-исследовательская деятельность, которая осуществляется как на уроке, так и во внеурочное время. По внеурочной деятельности действуют  кружки «Учусь создавать проект», «Эрудит»; создано и успешно осуществляет свою деятельность научно-исследовательское общество обучающихся начальных классов «Исследователь», научное общество лицеистов (НОЛ) «Вечный двигатель». Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.
    4. Обучение по индивидуальным программам в зоне его ближайшего развития. При составлении таких программ используется стратегия ускорения — обучение с опережением, с нарастающей скоростью. Альтернативная ей стратегия — обогащения. Различают «вертикальное» и «горизонтальное» обогащение. «Вертикальное» обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и его иногда называют ускорением. «Горизонтальное» обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний, при нем эффективно развивается мышление, креативность, умение работать самостоятельно.
    5. В лицее проводятся дополнительные занятия с обучающимися: кружки по интересам; спортивные секции; конкурсы; интеллектуальные марафоны; научно-практические конференции.
    6. Лицеисты активно участвуют в разнообразных конкурсах (городских, районных, республиканских, всероссийских).

    Методы работы с одаренными обучающимися, позволяющие педагогам лицея поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию:
    1. Метод переселения. Позволяет детям посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
    2. Метод вопросов. Ответы на такие вопросы: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? — и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
    3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных детей, а также их версии с культурно-историческими  аналогами, сформированными учеными, философами и др.
    4. Конструктивный метод. Способствует созданию коллективного творческого продукта — совместно сформулированного определения какого-либо понятия.
    5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
    6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность обучающихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
    7. Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
    8. Метод «Вот если бы...». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
    9. «Мозговой штурм».Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

     
    Правильность выбранной системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в нашем лицее победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (городских, районных, республиканских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ обучающихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городских, районных, республиканских, всероссийских).
     
    Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников лицея одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в высокотехнологичном конкурентном мире.
     

    Список литературы
     
    Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 2007.
    Грязева В.Г., Петровский. ВЛ. Одаренные дети: экология творчества. М.; Челябинск: ИПИ РАО: ЧГИИК, 2002.
    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.
    Педагогические системы «Одаренные дети»: Из опыта работы образовательных учреждений Москвы. М., 2008.
    Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1999.
    Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. Екатеринбург: У-Фактория,2004.
    Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: Пос. для учителя. М.: Владос, 2000.
    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.
     

    «Одаренный ребенок» . – 2013 . - № 1 . – С. 45-50.

     
     
     


    Сертификат специалиста медицинский узнать больше.


    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование