Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы 

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Н.А. ПАНЮКОВА
     
    Развитие художественной одаренности дошкольников через использование нетрадиционных техник (песочная живопись) 
     

    Одаренный ребенок — это личность, имеющая потенциал   интеллектуального и креативного развития. Поэтому любой ребенок есть одаренный, получивший от природы и родителей бесценный «дар», ресурсы для личностного развития. Французский просветитель сказал в свое время, что гении падают с неба. Иногда им повезет упасть к воротам дворца, но в большинстве случаев они пролетают мимо. Поэтому главная задача родителей и образовательного учреждения — вовремя увидеть в ребенке черты одаренности и помочь им развиться.

    Как помочь ребенку развить свои природные способности? Как помочь струнам его души зазвучать, как наполнить ее гармонией, неповторимой музыкой творчества, чтобы ребенок расправил крылья и познал радость вдохновения? Для развития одаренности особую важность представляет одно обязательное условие: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Если ребенок увлечен — задатки развиваются, нет радости от деятельности — способностей не будет. Специалист в области детской одаренности психолог B.C. Юркевич считает, что от длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет все что угодно — пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного — способностей.

    Опыт работы с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.

    Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и др.), демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке. На практике это выражается в следующем: дети часто испытывают неуверенность перед началом работы, не могут проявить самостоятельность в выборе сюжета, наблюдается шаблонность в изобразительной деятельности. Эстетически плохо исполненный рисунок в силу возрастных особенностей детей — это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности.

    Таким образом, возникает проблема, которая заключается в противоречии: с одной стороны, необходимость и важность включения изобразительной деятельности в педагогический процесс, с другой — не у всех детей есть способность к данному виду деятельности. Развивать способности необходимо у всех, но одному надо только чуть-чуть помочь, а кого-то приходится длительно обучать, используя целый ряд педагогических приемов. Может быть, правильнее будет знакомить детей с такими техниками, которые будут доступными для всех? Использование данных техник способствует созданию ситуации успеха у всех детей и развитию творческих способностей.

    В поисках новых методов и технологий в развитии художественной одаренности детей дошкольного возраста было обращено внимание на нетрадиционные способы рисования. Не умаляя роли классического обучения детей изобразительной грамоте, нетрадиционные техники рисования являются важным и существенным дополнением. Демонстрируя необычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения. Создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу. Именно поэтому необходимо познакомить ребенка с самыми разнообразными изобразительными техниками и предоставить больше шансов для самовыражения.

    Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию художественной одаренности детей через использование нетрадиционных техник рисования видится в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, а следовательно, вовлекается в собственное творчество.

    На современном этапе ведущими педагогами накоплен богатый опыт работы по использованию нетрадиционных техник с детьми дошкольного возраста. Знакомство с необычными и удивительными техниками — пальцевой живописью, граттажем, монотипией, техникой печать, коллажем, рисованием но мокрому листу, батиком, кляксографией и множеством других — дарит детям радость и восторг.
    Настоящим открытием для меня и ребят стала песочная живопись. Рисуя песком, ребенок смело творит, не боясь ошибиться. Философия песочной живописи — не менять ребенка, а дать ему возможность быть самим собой, что поможет ему в дальнейшем стать творческой личностью.

    Новизна опыта заключается в создании системы работы по использованию песочной живописи в сочетании с другими нетрадиционными техниками рисования, именно в условиях детского сада. Эта система включает в себя методику использования, способы окрашивания песка и этапы работы в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Все этапы обучения имеют свои возрастные особенности и задачи. Особое место в системе работы занимает песочная живопись. Работая с детьми с использованием данной техники изображения,  обратила внимание, каких весомых результатов удалось достичь. Песочная живопись способствует не только   художественно-эстетическому развитию детей, но и позволяет снимать зажимы, страхи ребенка. Ведь изображая песком, нельзя ошибиться, а если это случилось — рисунок легко можно поправить. Это дает ребенку чувство свободы и уверенности в своих силах. Кроме того, песок способствует развитию мелкой моторики пальцев и тактильной чувствительности.

    Исходя из этого, в МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 40» г. Томска была создана и адаптирована авторская методика по развитию детской одаренности детей дошкольного возраста с использованием такой нетрадиционной техники рисования, как песочная живопись.

    Для успешного решения поставленной задачи необходимо создать условия, которые заключаются в создании предметно-развивающей среды в ДОУ:
    • подобраны материалы для рисования на песке, белые пластиковые подносы заменили ребятам альбомный лист;
    • найдены способы окрашивания песка (в работе использовались пищевые красители), ведь цветным песком рисовать гораздо интереснее;
    • подобраны заменяющие песок материалы (например, вместо белого песка использовали манную крупу);
    • самостоятельно изготовлены световые столы, которые подарили детям особую творческую атмосферу.

    Техника песочной живописи имеет свои этапы.
    Работу с детьми с использованием песочной живописи начинаем с четырехлетнего возраста.
    На первом этапе дети знакомятся со свойствами песка, пробуют рисовать пальчиками, учатся простейшим навыкам работы на песке. Каждый этап не всегда соответствует определенному возрасту. Осваивая навыки рисования одного из этапов, мы переходим к следующему.

    Второй этап — предметное рисование песком. В зависимости от индивидуальных особенностей детей это может занять месяц, два, полгода. На этом этапе происходит также знакомство детей с цветным песком.

    Следующий, третий этап предполагает сюжетное рисование песком и знакомство со световым столом. На этом этапе особенно эффективен прием рисования рядом с детьми, что особенно актуально в современных условиях. Моя задача не только помочь каждому ребенку индивидуально, но и выполнить свою творческую работу рядом с детьми. Важно, чтобы дети почувствовали в педагоге равноправного партнера, увлеченного вместе с ним одним общим, интересным делом. На этом этапе дети учатся воплощать свой замысел, оречевляя его, знакомятся с правилами композиции. Работая группами или в паре, учатся договариваться, находить общее решение.

    Более сложный этап рисования песком — это динамическое рисование, своего рода песочная анимация. Такая работа ведется в основном индивидуально с одаренными детьми. Самое ценное в песочной живописи, что ребенок в процессе рисования открывает в себе нечто новое, являясь открытием для взрослых. Пример из подготовительной группы — ребенок с множеством проблем (речевых, поведенческих, личностных) проявил способности к художественному творчеству, особенно к сюжетному рисованию. Сегодня это помогает ему развиваться и быть успешным.
    Песочная живопись — это всегда импровизация! Созданная ребенком картина — не застывший продукт творчества! Она подвижная, будто живая... Невозможно предугадать ожидаемый результат. Но с уверенностью можно говорить о том, что процесс творческого роста очевиден.

    Главным результатом своей деятельности считаю творческие работы детей. Неповторимые, яркие, они выполнены в различных техниках. Подтверждением творческих успехов детей является их участие в конкурсах различного уровня.

    Песочная живопись, на мой взгляд, поможет воспитателям детских садов, педагогам-психологам, учителям-логопедам с целью коррекции социальных, эмоциональных, речевых нарушений, поведенческих проблем.

    Используя разнообразные художественные техники, складывая песчинки в песочные картины, ребенок учится видеть мир ярким, красивым, учится смело творить собственный прекрасный мир, не боясь ошибиться.
     
    Список литературы

    Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 1999.
    Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006.
    Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. М.: Педагогическое общество России, 2000.
    Полуянов ЮЛ. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига: Эксперимент, 2000.
    Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.
    Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.
    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч. 1, 2. М.: Скрипторий-2003, 2007.
    Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
    Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзия и реальность. М.: Просвещение, 2000.
     
    «Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 6 . – С. 103-107.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование