Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика


      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    О.А. ПАНФЕРОВА
     
    Коучинг как инструмент поддержки педагога при работе с одаренными детьми
     

    Современная образовательная ситуация требует от учителя, работающего с одаренными детьми, быть многопрофессиональным, грамотным специалистом: он должен владеть методикой, быть педагогом-исследователем, способным выстраивать отношения с социальными партнерами, быть наставником одаренному ребенку, владеть новейшими технологиями, включая информационные, уметь приспосабливать различные среды на благо развития личности ребенка.

    Модель наставника талантливых школьников предложили П. Торренс (США), П. Дебари-Ритзен (Франция). Специфическими качествами такого учителя ими названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику, прогнозировать его успех, увлеченность. Кроме этого, обязательно наличие гибкого профессионального мышления, открытость для общения, способность пробудить интерес к предмету, умение защитить своего ученика [1].

    Как следствие приобретает особое значение важность общей профессиональной педагогической подготовки по развитию одаренности детей (предметной, психолого-педагогической, методических знаний, умений и навыков), основных профессионально значимых личностных качеств педагогов. Актуальным представляется и постоянное самообразование педагога.

    В этой связи особенно востребованной становится разработка и внедрение программы коучинга для молодых и малоопытных специалистов, которым нужно помочь овладеть навыками работы с одаренными детьми. В 2009 г. кандидатами педагогических наук И.Н. Тоболкиной и Е.В. Пановой была разработана «Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования» [2].
    Коучинг (от англ. coaching — тренерство) — это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей [3].

    Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек — уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве.
    Особенности коучинга заключаются в том, что взаимодействие «коуча» и «клиента» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного работника, а следовательно, и имеют большой эффект. Коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений педагогических задач, раскрывая творческий потенциал «клиента», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов, которые изменят статус «клиента» в личностной карьере.

    Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный  способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

    Коуч — это специалист, помогающий «клиенту» реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения, осуществляющий профессиональную адаптацию «клиента» к корпоративной культуре учреждения, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению специалиста за учебным заведением.

    Клиент — личность, нуждающаяся в наставничестве, тьюторстве по ускоренной передаче социального и профессионального опыта; особенностей культуры конкретного учебного заведения с целью формирования необходимых компетентностей.

    Универсальность коуч-программы заключается в том, что она относится к программе повышения квалификации учителей нового поколения, удовлетворяющей запросы поставленных задач КПМО, ориентированные на широкие вариативные возможности, в том числе и индивидуальный коучинг, направленный на подготовку педагога для работы с одаренными детьми.

    Цель программы коучинга состоит в профессиональном содействии субъекту образования в определении и достижении его личностных и профессиональных целей за минимальное время и с минимальными усилиями; в развитии уникального творческого поля деятельности специалиста через приобретенные новые профессиональные навыки и умения; в сохранении устойчивого контингента профессиональных педагогов в лицее, в понимании задач КПМО и создании условий их реализации на региональном уровне.
     
    Задачи:
    • разрешение проблемных ситуаций клиента при помощи специально организованных инструментов: эффективных вопросов, внимательного слушания клиента, наблюдения коуча, обучение и совместное нахождение профессиональных путей преодоления барьеров;
    • стимулирование клиента к самообучению;
    • полное раскрытие потенциала клиента;
    • повышение мотивации педагогической деятельности клиента;
    • получение позитивного результата деятельности через внешнюю профессиональную экспертизу.
    В целях создания системы поддержки молодых и малоопытных педагогов и системы непрерывного образования и самообразования в сентябре — октябре 2009 г. была создана творческая группа «Корпоративная культура ОУ — новые люди», в которую попарно вошли коучеры и клиенты (молодые специалисты и малоопытные учителя).

    Группа помогает решать педагогам задачи, возникающие при работе с одаренными детьми, и работает по программе индивидуального коучинга.
    Цель деятельности проблемной группы: осуществление профессиональной адаптации молодых и малоопытных педагогов к учебно-воспитательной среде в условиях инновационного учебного заведения.
    Задачи:
    1. Освоить процедуры и операции вхождения в реализацию педагогом основных положений КПМО.
    2. Выстроить план индивидуальной коуч-программы (коуч — клиент).
    3. Разработать индивидуальный план учителя по организации личной предметной деятельности в рамках подходов к пониманию стандартов второго поколения на необходимой ступени обучения.
    4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный позитивный витагенный опыт.
    5. Научить выстраивать личную карьерограмму (личные жизненные результаты, метапредметные результаты и умения, предметные результаты, позитивные изменения своего «ЭГО»).
    6. Владеть организацией, аналитикой, мониторингом собственных образовательных результатов.
    7. Усвоить корпоративные нормы учреждения.
    8. Научиться использовать технологии деятельностного подхода как в учебных, так и во внеучебных видах работы с одаренными детьми.

    За три года участниками этой программы стали 19 клиентов и 14 коучей. Исходя из запроса клиента, в начале учебного года составляется план индивидуального коучинга на год.
    Он включает вопросы теоретического и практического характера.
    Например, к теоретическим вопросам можно отнести:
    • обучение и воспитание как подсистемы целостного процесса образования; современные требования к образованию; определение профессионального «Я»; определение понятия деятельностной педагогики, функций субъектов образования в новой образовательной парадигме;
    • ноу-хау лицея: устав, правила внутреннего распорядка, традиции и корпоративная культура, концепция и нормативная база, программа развития и базовая образовательная программа;
    • требование к оформлению классного журнала, журналам по ПДОУ; факультативов и кружков (сходство и различие); требования к учебным предметным программам; оформление календарных планов, планов по самообразованию;
    • современный урок: структура и конструирование «Анализ урока. Виды анализа»;
    • классификация современных образовательных технологий. Выбор оптимальных технологий в образовательную практику учителя. Возможности ИТ в преподавании;
    • современные методы и средства обучения и воспитания. Методика работы с родителями;
    • деятельностный метод обучения в системе современных технологий;
    • формы презентации опыта молодых учителей. Индивидуальные проекты, программы; персональные выставки достижений.
    Большое внимание уделяется и вопросам практики:
    • составление портфолио учителя как самоанализа педагогической деятельности. Организация профильных проб, практик, стажировок во внеучебной и учебной деятельности;
    • оформление социальных листов обучающихся (предложений учителя по «пробам» в предметной области);
    • проверка документации учителя; замечания, предложения; составление с коучем вариантов углубления, обогащения учебной программы; календарных планов, индивидуальных планов по работе с одаренными детьми;
    • индивидуальный исследовательский проект учителя; составление с коучем карьерограммы учителя;
    • проблемы организации проектной и исследовательской работы с учениками;
    • разработка исследовательских тем и плана их сопровождения;
    • методика проведения внеклассных мероприятий; организации аудиторной и неаудиторной занятости учеников; методика мониторинговых исследований учителя по учебной и внеучебной деятельности.
     
    Диагностика индивидуальных результатов учебной и внеучебной деятельности учителя:
    • цикл открытых уроков как педагогический «проб»; конструирование уроков различного типа;
    • разработка надпредметного курса;
    • карта индивидуального выбора педагогических технологий с описанием вариантов использования; демонстрация навыка использования ИТ на уроке и во внеурочное время (вариативность);
    • составление отчета (анализа) индивидуальных показателей учи-
    теля за определенный период по представляемым критериям оценки качества лицея.

    К положительным результатам работы группы можно отнести закрепление молодых учителей в ОУ, развитие инициативы и творчества в их работе. Но итогом совместной деятельности является и взаимное обогащение коуча и клиента. Происходит передача традиций лицея, обобщение опыта работы учителей-стажистов. Для коучей участие в программе является стимулом к самообразованию и саморазвитию.
    Список литературы
     
    1. Тоболкина И.Н. Концепция Академического лицея по работе с одаренными детьми: Научно-методическое пособие. Томск: Томский ЦНТИ, 2005.
    2. Тоболкина И.Н., Панова Е.В. Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования. Томск: Томский ЦНТИ, 2009.
    3. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
     
     
    «Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 6 . – С. 140-144.
     


    Продажа, продажа торгового оборудование для обуви


    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование