Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
     
    Е.А. БУШКОВСКАЯ
     
    Сравнительный анализ американских и российских тенденций в развитии одаренных школьников
     

    В последние десятилетия содержание образования в школах США и России стало объектом нововведений и реформ. Задачи данного исследования — изучить и проанализировать современные тенденции развития одаренности школьников в США и России.

    Исходя из определения, изложенного в Рабочей концепции одаренности под редакцией В.Д. Шадрикова, одаренность — это «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1].

    Понятие «одаренный ребенок», наиболее часто используемое в американской литературе, отличается от российского видения данного феномена, «одаренный ребенок», с точки зрения американских исследователей, — это ребенок, имеющий высокие достижения в одной или нескольких областях.

    В США создана комплексная система диагностики и развития одаренности на всех ступенях непрерывного обучения (long-life learning). Многие американские исследователи в области одаренности предлагают авторские разработки для эффективного обучения одаренных детей, включающие создание учебных программ, методик специальной подготовки учителей и родителей для работы с особенными детьми. Использование наставнических программ является одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в США. Одаренный обучающийся может столкнуться с двумя типами атмосферы в классе и внеурочное время: безразличная окружающая среда и благоприятные условия для эффективной деятельности и развития собственного дара.
    Существует несколько направлений в отборе организационных форм обучения одаренных детей в США:
    • обучение одаренных детей по индивидуальным программам в рамках обычного класса;
    • создание специальных классов для одаренных детей в структуре обычной школы;
    • организация    специальных школ [3].
     
    Американский исследователь в области таланта и одаренности К. Купер выделил четыре основных различия обычных программ от программ для одаренных обучающихся:
    1) знания должны быть связаны с проблемами реального мира и должны представлять исключительный интерес для учащегося;
    2) учащийся сам производит знания, а не потребляет их;
    3) учитель должен быть одновременно менеджером, руководителем, брокером;
    4) творчество должно быть подлинным, а не умозрительным.
     
    Таким образом, программа, предназначенная для одаренных детей, ориентирована на глубокое теоретическое осмысление учебного материала и имеет выход на практическое применение научных знаний [2].

    К. Дизман и Дж. Уотерс разделили процесс развития одаренности на три вида:
    • эмоциональное развитие;
    • социальное развитие;
    • когнитивное развитие [6].
    Институт развития таланта Дэвидсона предлагает список советов для учителей, которые могут быть использованы для помощи одаренным учащимся и содействовать их дальнейшему развитию. Данный список включает следующие советы:

    Совет № 1: ознакомиться с характеристиками интеллектуально одаренных учащихся;
    Совет № 2: избавиться от идеи «норма»;
    Совет № 3: проводить неофициальные оценки;
    Совет № 4: ознакомиться с работами Ж. Пиаже и Б. Блума;
    Совет № 5: вовлечь родителей;
    Совет № 6: узнать о возможностях дистанционного обучения;
    Совет № 7: использовать стратегию интенсификации учебного материала;
    Совет № 8: извлечь уроки из опыта других;
    Совет № 9: использовать внешние ресурсы [5].

    Американскими исследователями были предложены рекомендации для педагогов, работающих с одаренными обучающимися:
    1) составьте учебные планы, включающие стратегию обогащения;
    2) учебный план должен быть многоуровневым;
    3) сделайте учебный план гибким;
    4) используйте личностно-ориентированный подход в обучении;
    5) позвольте обучающимся осуществлять независимые проекты, основанные на их собственных личных интересах;
    6) при желании одаренных обучающихся используйте стратегию ускорения учебного плана;
    7) дайте возможность обучающимся максимально использовать свой потенциал;
    8) преподавайте в интерактивном режиме;
    9) принимайте во внимание многообразие различных точек зрения о современных темах, позвольте анализировать и оценивать материал;
    10) обучение в команде и сотрудничество — важные методы работы с обучающимися;
    11) предоставьте возможности одаренным детям взаимодействовать с другими одаренными детьми разного возраста и разных школ через соревнования или совместные проекты;
    12) поощряйте внеучебную деятельность;
    13) позвольте одаренным детям создавать и издавать газету класса;
    14) устанавливайте определенные цели;
    15) включите родителей в процесс образования и развития их одаренных детей;
    16) поддерживайте эмоциональный рост одаренного ребенка;
    17) помните, что одаренные дети могут не преуспевать по всем предметам;
    18) предоставляйте дополнительные задания одаренным детям;
    19) общайтесь с методистами по вопросам обеспечения необходимым материалом;
    20) предоставляйте возможности участия в общественной деятельности;
    21) попытайтесь найти уникальность в каждом ребенке;
    22) установите теплую атмосферу в классе [4, 7-10].

    Принцип вариативности образования становится определяющим и в российской педагогике. Наиболее популярными направлениями работы с одаренными детьми в России являются:
    • вовлечение детей в деятельность по интересам (творческие кружки и спортивные секции);
    • организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
    • использование междисциплинарного обучения, интеграция программ в процессе обучения;
    • самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы и развитие умений самостоятельно работать через вовлечение учащихся   в   исследовательскую
    деятельность и участия в научно-практических конференциях;
    • развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
    • обучение творческим методам работы (организация выставок, публикация сборников стихов);
    • обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
    • использование информационных технологий;
    • поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
    Общая тенденция в США и России — проблема развития одаренности поддерживается на государственном уровне. Министерство образования и науки, университеты, местные органы образования, общественные организации США и России прикладывают большие усилия для поддержки и поощрения одаренности, выделяя стипендии и гранты выдающимся обучающимся. Важную роль в развитии одаренности играют ассоциации педагогов, психологов и родителей одаренных детей, таким образом, целесообразным является заимствование опыта американской школы по применению специальных учебных алгоритмов и программ работы с одаренными учащимися.
     
     
    Список литературы

    1. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: ИЧП «Магистр», 1998.
    2. Цветкова С.Н. Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000.
    3. Юркевич B.C. Основные направления работы с одаренными детьми. URL: http://int-sch.ru/docs/ articles/Yurkevich/od. pdf.
    4. Callahan С. Giftedness, G.G. Bear, KM. Minke (Eds.) Children's needs II: Development, problems, and alternatives. Bethesda, MD: National Association of School Psychologists, 1997.
    5. davidsongifted.org. URL: http: //www.davidsongifted.org/.
    6. Henage D. The Gifted Intervention Manual. Columbia, MO: Hawthorne, 1990.
    7. He ward W.L. Exceptional Children: An Introduction to Special Educaation (9th ed.). New Jersey: Pearson, 2009.
    8. Taylor S. Your top students: Classroom strategies that meet the needs of the gifted. Portland, ME: Stenhouse Publishing, 2003.
    9. Winner E. Gifted children: myths and realities. New York: Basic Books, 1996.
    10. Diezmann СМ., Watters J J. Bright but bored: Optimising the environment for gifted children // Austr. J. of Early Childhood. 1997. №22(2). P. 17-21.

    «Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 6 . – С. 71-75.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование