Кондратьева С.Ю. Варианты комплексных занятий по картинам русских художников

 
 
Варианты комплексных занятий по картинам русских художников
 
 
С.Ю. Кондратьева, к.п.н., доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
 
 
 
И.Т. Хруцкий "Натюрморт"
 
 
Материалы: репродукция картины И. Т. Хруцкого «Натюрморт» и репродукция этой картины, разрезанная на 4 части; несколько репродукций картин похожего содержания; игра «Собери геометрические фигуры»; корзинки разной формы и величины, таз, бутылка с водой, стакан; фрукты, овощи, рыба (муляжи); удочка с магнитом и «рыбы»; песочные часы на одну минуту; фотоаппарат.
 
Занятие 1
 
Педагогический замысел

1. Формировать положительный фон настроения на комплексных занятиях по обучению рассказыванию и формированию элементарных математических представлений.
2. Учить выражать адекватные эмоции при восприятии картин.
3. Учить коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (отвечать на вопрос, задавать вопрос взрослому сверстнику), поощрять речевую активность, формировать объяснительную и доказательную речь, умение адекватно использовать предлоги и наречия места.
4. Учить на основе собственного восприятия картины создавать художественный образ в окружающем пространстве.
5. Учить ориентироваться в пространстве.
6. Развивать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности.
7. Формировать связь «предмет— образ — слово».
8. Обогащать представления о предметном мире на основе содержания картины.
9. Учить воспринимать картину как модель окружающей действительности.
10. Закрепить навыки счета и сравнения множеств, уточнить и активизировать математический словарь (слова, определяющие величину, цвет, форму предметов, их месторасположение относительно друг друга и на плоскости стола и т. п.).
 
Ход занятия
 
Педагог приглашает детей пройти и сесть за стол.
Педагог. Сегодня у нас будет необычное занятие, а начнем мы его с игры. Мы будем собирать карточки с геометрическими фигурами. Я буду собирать карточки с изображением треугольника. Ваня будет собирать карточки с изображением круга, Катя — с изображением квадрата, а Коля — с изображением прямоугольника. Будьте внимательны! Еще раз повторим, кто с какой геометрической фигурой будет собирать карточки.
Дети называют «свои» геометрические фигуры.
 
Игра «Собери геометрические фигуры»

Педагог (или ребенок) достает из коробки карточку показывает (называет) геометрическую фигуру и спрашивает, например: «Кто собирает треугольники?» Тот, кто собирает данную геометрическую фигуру, отвечает: «Я собираю треугольники» — и берет карточку себе. Игра заканчивается, когда у всех участников будет по четыре карточки.
Педагог. А теперь перевернем карточки — и попробуем собрать целую картину из четырех частей.
Дети вместе с педагогом собирают разрезную картинку.
Педагог. Что у вас получилось? У меня — корзина с яблоками. И еще что-то. А у вас?
Ответы детей.
Педагог. Давайте соединим наши части вместе и попробуем посмотреть, что же у нас получилось.
Дети и педагог составляют картину из частей.
Педагог. Сейчас я покажу вам несколько целых картин, а вы попробуйте выбрать ту, которую мы собрали.
Педагог по очереди показывает несколько репродукций, дети находят нужную и объясняют свой выбор.
Затем педагог приглашает детей пересесть на ковер и проводит беседу по картине И. Т. Хруцкого «Овощи, грибы».
Педагог. Что изображено в центре картины? Какой формы корзина? Много ли в этой корзине лежит грибов? Какие грибы лежат на самом верху корзины? Как вы догадались, что это белый гриб — боровик (масленок, красная сыроежка)? Какие еще могут быть грибы в корзине? А каких грибов там быть не может? Почему? Где можно собрать так много грибов? В какое время года растут в лесу грибы? Как называют людей, которые собирают грибы?
Ответы детей.
 
Игра «Скажи правильно»

Я нашла один гриб, а потом еще маленький... (грибок).
В лесу растут красивые большие... (грибы) и маленькие... (грибочки).
В корзине лежит много... (грибов).
Я сварю суп из грибов, значит, у меня получится какой суп? (Грибной.)
Я пожарю картошку с чем? (С грибами.)
Педагог. Что нарисовано на картине перед корзиной с грибами? Правильно, это — тыква. Тыква тоже растет в лесу? А где? В какое время года вырастает тыква? Какого цвета тыква, изображенная на картине? А какого цвета еще может быть тыква? Что можно приготовить из тыквы?
Ответы детей.

Педагог. У нас тоже есть тыква. Посмотрите на нее, потрогайте.
Дети ощупывают муляж тыквы, по просьбе педагога поднимают его, взвешивая, пытаются прокатить, обращают внимание на «хвостик» и т. д.
Педагог. Тыква какая?
Ответы детей.
Педагог. Посмотрите на картину Что находится слева от тыквы? (Помидор.) Если сравнить тыкву с помидором по величине, что мы можем сказать? Тыква какая по величине? А помидор? (Ответы детей.) В какой сказке мы с вами встречались с тыквой? («Золушка».) Что фея сделала из тыквы для Золушки? (Карету.) Почему фея выбрала именно тыкву? (Тыква — большая, крепкая, красивая. Круглая, значит, умеет катиться.)
Рядом с красным помидором левее лежит группа других фруктов. Правильно я сказала? Почему? А где растут огурцы? Сколько огурчиков нарисовано на картине? Можно их сосчитать? Почему нельзя? Какие огурцы по форме, вкусу, цвету? (Ответы детей.) Когда смотришь на огурцы, которые нарисовал художник, кажется, что их только что собрали — они такие свежие, крепкие. А как собирают огурцы? А помидоры? А тыкву? Тыкву можно сорвать? Почему? (Ответы детей.) Рядом с огурцами, точнее, между огурцами и тыквой, что-то лежит. Что это? Правильно, это гриб. Он, наверное, выпрыгнул из корзинки? Грибы не умеют прыгать? А что же с ним случилось? Гриб выпал откуда? А остальные грибы где лежат? (Ответы детей.)
За корзиной с грибами стоит еще одна корзина. А с чем она? Правильно, в этой корзине лежат яблоки. Можно сосчитать, сколько яблок лежит в корзине? Почему? Где растут яблоки? В какое время года созревают яблоки и их можно собирать? Какое стихотворение про яблоки мы с вами знаем? (Ответы детей.) Давайте встанем на ноги и «расскажем» это стихотворение руками.
 
 
Динамическая пауза

Дети выполняют движения руками в соответствии со словами стихотворения.
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу.
«Кушай, мамочка», — скажу.
 
Педагог. А теперь, не глядя на картину, вспомните и скажите, какой формы была корзина, в которой лежали грибы? А яблоки лежали в круглой или прямоугольной корзине?
(Ответы детей.)
Педагог. Давайте присядем на ковер и еще раз внимательно посмотрим на картину. Есть ли на картине еще корзина? Где она находится? Правильно, еще дальше от нас, за корзиной с грибами и за корзиной с яблоками. Но почему же мы ее тогда видим? Какая это корзина из трех по высоте? С чем самая низкая корзина, что в ней лежит? Что лежит в самой высокой корзине? Морковь? Какого цвета морковь? Все ли морковки на картине оранжевые? (Ответы детей.) А бывает белая морковь? Что же это такое?
Если дети не могут ответить на этот вопрос, педагог предлагает им «чудесный мешочек», из которого видны только зеленые хвостики.
Педагог. Посмотрите внимательно: эти хвостики одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы детей.) Давайте потянем за хвостики и, как из грядки, вытянем. Что это? Правильно, это морковь. Как вы догадались? А это? Не морковь. Это растение называется веселым словом — петрушка. А какого Петрушку мы с вами знаем? (Ответы детей.) Вот как осень поиграла с нами в «Чудесный мешочек»! Что же осень спрятала в мешочек? Чем отличается петрушка от моркови? А чем они похожи? (Ответы детей.) Давайте понюхаем петрушку. Попробуем на вкус и петрушку и морковь. Какие они на вкус? (Ответы детей.) Петрушка и морковь лежат в корзине на зеленых листьях. Что это за листья? Что можно приготовить из этих овощей? (Ответы детей.)

Если салат сделан из овощей, значит, салат какой? (Овощной.)
Если суп из овощей, значит, суп какой? (Овощной.)
Если сок сделали из моркови, значит, сок какой? (Морковный.)
Если сок из помидор, значит сок какой? (Томатный.)

А где еще на нашей картине художник нарисовал морковь? Сколько? У этой моркови тоже длинные хвостики? А какие? Почему короткие? Что с ними сделали? Почему оторвали? (Ответы детей.)
Что еще стоит на полке? Правильно, таз с рыбой. Где взяли рыбу? В саду? На огороде? В лесу? Сколько рыб поймали? Они одинаковые? Чем отличаются? В какую сторону повернута голова большой рыбы? А маленькой? Какая рыба лежит внизу? А где лежит маленькая рыба? Кто мог поймать рыбу? Как называется человек, который ловит рыбу? Что можно приготовить из рыбы? (Ответы детей.) Как называется суп из рыбы? (Рыбный суп, уха.)

Что еще мы не заметили на столе? Правильно, на столе самый левый предмет — это бутылка с водой и стаканом. Где находится стакан? Почему его надели сверху на бутылку? Почему эти предметы такие незаметные на картине? Из какого материала сделаны стакан и бутылка? Если бутылка сделана из стекла, значит, она какая? Если стакан сделан из стекла, значит, он какой? Значит, бутылка и стакан — стеклянные. А что еще может быть стеклянным? (Ответы детей.)

За бутылкой, рядом с корзинкой с яблоками, я еще увидела странные овощи: круглые, желтые, с длинными хвостиками. Что это? Правильно, это репка. В какой сказке нам встречалась репка? (Ответы детей.) В сказке говорилось о том, что репка выросла большая-пребольшая. А у нас на столе? (Ответы детей.)
Кажется, все предметы на картине мы с вами рассмотрели. А теперь поиграем в игру «Самый внимательный».
 
 
Игра «Самый внимательный»

Какие фрукты нарисовал художник? Какие овощи нарисованы на картине?
Какие грибы лежат в корзине?
Назовите все желтые предметы, изображенные на картине.
Назовите все зеленые предметы, изображенные на картине.
Назовите все белые предметы, изображенные на картине.
Назовите все оранжевые предметы, изображенные на картине.
Сколько корзин?
Сколько тазов?
Чего больше (меньше) — корзин или тазов? Почему? (И т. д.)

Педагог. А сейчас нас ждут превращения. Ваня превращается в грибника: выбирай корзину такой же формы, как на картине. Катя будет собирать яблоки, выбери корзину нужной формы. Коля будет собирать морковь и петрушку. Какую ты возьмешь корзину? Миша будет рыбаком. Что тебе надо взять с собой на рыбалку? Что ты будешь ловить? Сколько рыб ты поймаешь? Какие они будут по размеру? (И т. д.) Каждый будет выполнять свое задание, но сделать это надо за одну минуту. Как только я их переверну песочные часы, вы начнете выполнять задание.

Дети выполняют задание, контролируя себя по часам. Педагог помогает, если в этом есть необходимость. для роли рыбака можно использовать удочку с магнитом.

Педагог. Молодцы, все справились с заданием! А теперь, глядя на картину, мы сделаем свою — из настоящих предметов. Я положу на стол тыкву, а хвостик поверну к зрителям. Теперь вы ставьте свои предметы и рассказывайте, куда и как вы их поставили.
Дети составляют натюрморт из муляжей.

Педагог. У нас получилась настоящая картина! Давайте ее назовем. Как? Почему?
Дети предлагают свои варианты названия, затем выбирают самое лучшее.
Педагог. Кто художник нашей картины? {Перечисляются все дети, принимавшие участие в занятии.) А картину, которую мы сегодня с вами рассматривали, написал художник Иван Трифонович Хруцкий. Почему эта картина называется натюрмортом? (Ответы детей.) Давайте сделаем фотографию нашей картины. Чем она отличается от картины художника Хруцкого? {Ответы детей.)
 
 
Итог занятия

Педагог. Что вам запомнилось? Что понравилось?
Педагог дает оценку работе каждого ребенка на занятии.
 
 
Занятие 2

Педагогический замысел
1. Учить детей ориентироваться в пространстве.
2. Развивать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности.
3. Формировать связь «предмет - образ — слово».
4. Развивать умение получать информацию для высказывания в процессе рассматривания картины, учить использовать необходимые лексические и грамматические средства языка.
5. Развивать структурно-композиционные умения, обеспечивающие логику в построении текста, на основе условных схем.
6. Воспринимать картину как модель окружающей действительности.
7. Развивать конструктивный праксис.
8. Закрепить умение ориентироваться в пространстве и описывать местоположение предмета словами.
9. Закрепить умение сравнивать объекты, выделяя признаки сходства и различия.

Материалы: репродукции картины И. Т. Хруцкого «Натюрморт» и других картин И. Т. Хруцкого с изображениями фруктов, овощей и грибов; мешочек, муляжи; схема для составления описательного рассказа; загадки про овощи, фрукты и грибы; фотография «живой картины», которая была сделана на предыдущем занятии.
 
 
Ход занятия
 
Педагог приглашает детей пройти и сесть на ковер.
Педагог. У нас на занятии сегодня будет сразу несколько картин художника
Хруцкого. Это будут натюрморты с овощами, фруктами, грибами. Давайте на них посмотрим.
Педагог выставляет три-четыре натюрморта.
Педагог. Вспомните, какую картину мы с вами рассматривали на прошлом занятии. Как вы догадались? Расскажите.
Ответы детей дополняются другими участниками диалога, обсуждаются.
Педагог. Как же нам доказать, что это именно та картина?
Если дети не могут ответить, педагог просит вспомнить, чем закончилось предыдущее занятие. Предлагает взять фотографию и сравнить ее с картиной. Дети доказывают свои ответы.
Педагог. А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки есть на картине Ивана Хруцкого.
Педагог загадывает загадки про грибы, овощи и яблоки. Дети отгадывают загадку, доказывают, почему именно так они считают, говорят, где на картине расположена «отгадка».
Игра «Чудесный мешочек»
Педагог предлагает детям найти на ощупь предмет, отгадать, что это, достать и составить рассказ по схеме.
Затем педагог приглашает детей подойти к столу, на котором осталась «живая картина», составленная детьми на прошлом занятии.
Педагог. Посмотрите на нашу картину. Все ли в порядке? Мне кажется, что чего-то не хватает
Аети определяют, чего не хватает, где это находилось на картине. Берут необходимые предметы и ставят на свои места, рассказывая об этом.
Педагог. Вот теперь все предметы на своих местах! Кто вспомнит как назывался наш натюрморт? Почему мы его так назвали? {Ответы детей.) Очень жаль, что такую интересную картину не увидят ваши родители! Как же нам быть?
Педагог выслушивает предложения детей и подводит их к тому, что можно составить и записать рассказ для родителей.
Педагог. Я буду записывать ваш рассказ. А составим мы его вот как.
Каждый расскажет про тот кусочек картины, который составляли из частей. Помните, мы играли в игру «Собери геометрические фигуры»? Какой кусочек картины вы собирали?
дети вспоминают и показывают.
Педагог. Кто хочет начать первый?
Детям вместе с педагогом составляют рассказ по частям. Педагог записывает, а в конце читает то, что у них получилось.
Итог занятия
Педагог. Теперь мы можем в «уголке для родителей» оставить это письмо и фотографию нашей «живой картины». Спасибо вам за помощь!
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
 

Картина И.И. Машкова «Синие сливы»
 
Занятие 1

Педагогический замысел

1. Формировать положительный фон настроения на комплексных занятиях по обучению рассказыванию и формированию элементарных математических представлений.
2. Учить выражать адекватные эмоции при восприятии картин.
3. Учить коммуникативным действиям в процессе рассматривания картины (учить отвечать на вопрос, задавать вопрос взрослому, сверстнику поощрять речевую активность, формировать объяснительную и доказательную речь, адекватно использовать предлоги и наречия).
4. Учить на основе собственного восприятия картины создавать художественный образ в окружающем пространстве.
5. Учить ориентироваться в пространстве.
6. Развивать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности.
7. Формировать связь «предмет — образ — слово».
8. Обогащать представления о предметном мире на основе содержания картины.
9. Учить воспринимать картину как модель окружающей действительности.
10. Закрепить навыки счета и сравнения множеств, уточнить и активизировать математический словарь (слова, определяющие величину, цвет, форму предметов, их месторасположение относительно друг друга и на плоскости стола и т. п.).
 
Материалы: репродукция картины И. И. Машкова «Синие сливы»; книга Л. Н. Толстого с рассказом «Косточка»; корзинка со сливами, салфетки, скатерти разных цветов, тарелки разного размера и формы; фрукты (муляжи, предметные картинки с изображением сливы); схема для составления описательного рассказа; рамы для картин разного размера и формы.
 
Ход занятия
 
Педагог приглашает детей пройти и сесть на ковер.
Педагог. Сегодня я хотела бы начать наш разговор с вопроса. Скажите, в каких художественных произведениях, сказках, стихах, рассказах мы с вами встречали упоминание о фруктах? (Сказки «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», В. Сутеев «Последнее яблоко», «Мешок яблок»). Молодцы! Сегодня мы прочитаем рассказ, который написал для детей Лев Николаевич Толстой, а называется он «Косточка».
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит: одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: „А что, дети, не сьел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: „Нет". Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: „Нет, я не ел". Тогда отец сказал: „Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь". Ваня побледнел и сказал: „Нет, я косточку бросил за окошко". И все засмеялись, а Ваня заплакал».
 
О каких фруктах говорилось в этом рассказе? Почему Ваня нюхал сливы? Как вы думаете, как пахнут сливы? (Ответы детей.)
Посмотрите: у меня есть корзинка. В ней я принесла вам сливы. Давайте понюхаем. (Дети нюхают сливы.) Как пахнут сливы? (Ароматно, сладко, вкусно...)
Ваня никогда не ел слив. Как вы думаете, ему хотелось их попробовать? А почему он сразу не съел, а сначала только нюхал? Можно ли кушать то, что мы никогда не видели, не пробовали, если нам не скажут, что это можно есть? Почему? Но Ваня съел без спросу. Почему? (Ответы детей.) Наверное, рядом никого не было, спросить он не мог, а сливы так ароматно пахли.
Слива была на тарелки одна или их было много? Если я возьму из корзинки одну сливу, вы это заметите? (Ответы детей.) Давайте попробуем.

Педагог просит детей закрыть глаза, убирает одну сливу («Стало больше или меньше?») и подводит детей к пониманию того, что для ответа на этот вопрос сливы нужно сначала посчитать.

Педагог. Как же узнала мама, что слив стало меньше? Правильно, она сливы посчитала, когда выкладывала на тарелку. А зачем мама их считала? Наверное, она хотела красиво выложить их на тарелке. Выкладывала по одной и считала. А может быть, мама посчитала для того, чтобы знать, всем ли хватит слив. Сколько должно быть слив, чтобы всем в семье хватило? О ком говорилось в рассказе? О маме, папе, Ване.
Значит, их было трое? Послушайте еще раз: «За обедом отец и говорит: „А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?"».

Мы не сможем с вами точно узнать, сколько было человек в семье, ведь папа задает вопрос детям. Значит, в семье был не один ребенок, но вот сколько — мы не знаем. В рассказе говорится только о Ване.
Почему никто не признался, что съел сливу? Никто, кроме Вани, не ел. Почему не признался Ваня? (Ответы детей.) Но он покраснел как рак. Что значит это выражение: «Покраснел как рак»?
Если дети не могут объяснить, педагог дает объяснение.

Педагог. Что же произошло потом? Почему все засмеялись? А вы ели сливы? Вы знаете, что находится внутри сливы? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, есть ли внутри наших слив косточки.
Педагог разламывает сливу, показывает детям косточку, предлагает ее потрогать.
Педагог. Косточка какая? Почему косточки нельзя есть?
Ответы детей.

Педагог. Давайте посмотрим на сливы и составим о сливе рассказ.
Ребенку предлагается на выбор рассказать о настоящей сливе, о сливе, которая нарисована на картинке, о муляже — самостоятельно или с опорой на схему рассказа. Лети слушают один или несколько рассказов.
Педагог. Как вы думаете, почему Лев Толстой назвал свой рассказ именно так?
Рассуждения детей.
Ритмическая пауза

Педагог. Давайте поиграем с мячом в игру «Один — много» — будем называть фрукты.
Яблоко — яблоки, слива — сливы..
А теперь — в игру «Назови ласково».
Яблоко — яблочко, лимон — лимончик.

Педагог. Мы сегодня познакомимся еще с одним рассказом. Вот посмотрите.
Педагог демонстрирует картину И. И. Машкова «Синие сливы». Видя недоумение детей, просит объяснить, почему они так удивились. Аети отвечают, что это не рассказ, а картина. Педагог просит детей объяснить, что такое рассказ и что такое картина. Выслушав ответы, делает вывод: рассказы, стихи, сказки. пишут ручкой на бумаге, с помощью слов, картины художники пишут кисточкой, красками.

Педагог. Вы правильно сказали, но давайте в конце нашего занятия еще раз вернемся к вопросу: можно ли назвать картину рассказом? Посмотрите внимательно на картину и скажите, что на ней нарисовано.
Ответы детей.

Педагог. Есть ли на картине фрукты, о которых мы сегодня читали? (Ответы детей.) Наверное, они такие же ароматные, как те, которые хотел съесть Ваня из рассказа Льва Толстого. На чем лежат сливы? Какой формы тарелка? Какого цвета? Что еще лежит на тарелке? Где лежит апельсин? Сколько апельсинов? Сколько слив? Как лежат фрукты на тарелке: в беспорядке или аккуратно? Что положили на тарелку первым? Почему? (Ответы детей)

Давайте попробуем положить так же. Выберите нужные фрукты, найдите нужную по форме тарелку. Что вы выбрали? Как положили? (Ответы детей) Красивая тарелка с апельсином и сливами похожа на торт. На что еще похожа тарелка? (На цветок, на шапочку, на пуговку...) Что еще нарисовано на картине? (Ответы детей.) Посмотрите, как красиво разложены фрукты вокруг тарелки. Здесь есть и персики, и яблоки, и лимон. Как вкусно пахнет картина! Фрукты лежат прямо на столе? Чем покрыт стол? Какого цвета скатерть? (Ответы детей.) Давайте постелем такую же скатерть на наш стол.

Дети выбирают скатерть нужного цвета, накрывают ею стол и рассказывают о выполняемом действии.
Педагог. Поставим на середину стола нашу красивую тарелочку с апельсином и сливами. А теперь вокруг, выложим остальные фрукты. Сколько надо взять фруктов? Почему? Что положим
первым слева, а потом? Каким по счету будет лежать лимон? (Ответы детей.)
Как красиво получилось! Как вы думаете, где растут фрукты? В какое время года можно собирать эти фрукты? (Ответы детей) Значит, это нам подарок от осени.

Мы с вами очень старались, бережно выкладывали фрукты. Почему? Для кого мы так старались? Кого хотели порадовать? (Ответы детей.) Мы старались сделать так же, как на картине. Значит, художник для того, чтобы нарисовать свою картину сначала тоже собрал фрукты, бережно их разложил. Что хотел рассказать нам художник? (Ответы детей.)

В саду выросли фрукты. Какие? (Ответы детей.) Художник вышел в свой сад, взял маленькую корзинку и решил принести к завтраку свежие фрукты. Фрукты были очень спелые, сочные, мягкие, яркие, красивые. Художник собрал целую корзинку, принес ее в дом. Было еще очень рано, в доме все спали. Художник решил выложить фрукты на тарелку. Положил сначала апельсин — он был такой яркий, оранжевый, — потом вокруг апельсина выложил синие сливы. Посмотрел на тарелку и удивился: как тарелка с фруктами стала похожа на цветок с оранжевой серединкой и синими лепестками! На тарелке места больше не было. Тогда художник выложил остальные фрукты вокруг тарелки. Каждый фрукт был красив по-своему: бархатный персик, желтое яблоко, гладкий лимон...
Отошел художник от стола подальше, посмотрел на фрукты и вздохнул. Скоро придет зима, так захочется увидеть такую красоту, но ее уже не будет. Почему? (Ответы детей.) И тогда решил художник нарисовать для нас картину рассказать об этой красоте. Как рассказал нам художник о фруктах? Словами? А чем? Можно назвать картину рассказом? Почему? (Ответы детей.)
Картину нарисовал художник Илья Иванович Машков и назвал ее... Как вы думаете, как художник назвал картину?
После высказанных детьми предположений педагог говорит о том, что картина называется «Синие сливы».
 
Педагог. Как вы думаете, почему художник выбрал такое название? Чем ему могли так понравиться сливы? (Ответы детей.) Картину мы видим в раме. Какой формы рама? Найдите для нашей картины раму такой же формы.
Дети выполняют задание.

Педагог. Вот теперь все готово, мы, как художники, нарисовали свою картину. Давайте ее сфотографируем.

Итог занятия

Педагог. Почему мы решили, что картина похожа на рассказ? О чем рассказала нам картина художника Машкова «Синие сливы»? (Ответы детей.)
Педагог дает оценку работе каждого ребенка на занятии.
 
 
 
Занятие 2

Педагогический замысел

1. Учить ориентироваться в пространстве.
2. Развивать операционно-техническую сторону предметно-моделирующей деятельности.
3. Формировать связь «предмет-образ — слово».
4. Развивать умение получать информацию для высказывания в процессе рассматривания картины, учить использовать необходимые лексические и грамматические средства языка.
5. Развивать структурно-композиционные умения, обеспечивающие логику в построении текста, на основе условных схем.
6. Воспринимать картину как модель окружающей действительности.
7. Закрепить навыки счета.
8. Развивать конструктивный праксис.
9. Закрепить умение ориентироваться в пространстве и описывать местоположение предмета словами.
10. Закрепить умение сравнивать объекты, выделяя признаки сходства и различия.
 
Материалы: разрезные картинки с изображениями различных натюрмортов, среди которых есть натюрморт И. И. Машкова «Синие сливы»; на конвертах маркировка, указывающая сложность задания (красный кружок — картинка, разрезанная на пять частей,  на четыре части по диагонали; желтый кружок — картинка, разрезанная на четыре части по вертикали и горизонтали; зеленый кружок — картинка, разрезанная на три части, плюс целая картинка — для образца); репродукция картины И. И. Машкова с отсутствующими элементами (компьютерное изображение или использование Mimio-оборудования); серия картин, иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Косточка», конверты, бумага и ручка.
 
 
Ход занятия
 
Педагог приглашает детей пройти и сесть на ковер.
Педагог. На прошлом занятии мы с вами слушали рассказ Льва Николаевича Толстого. Как он назывался? О чем был этот рассказ, кто запомнил? Кто может рассказать, почему Ваня покраснел? Как это описал автор? (Ответы детей.) Давайте вспомним этот рассказ. Кто хочет нам рассказать?
Один из детей рассказывает самостоятельно, с опорой на серию картин или с использованием иллюстраций.
Педагог. Потом мы слушали «рассказ» художника Машкова. Как написал свой рассказ художник? Как называлась эта картина? Что своей картиной хотел рассказать художник? (Ответы детей)
Сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили эту картину. У меня есть несколько конвертов, в них лежат разрезные картинки. Сложите кусочки так, чтобы получилась целая картина.

Дети разбирают конверты самостоятельно в соответствии с маркировкой: красный кружок на конверте — сложное задание, зеленый — кружок простое задание, желтый кружок — задание средней сложности. Затем подходят к столу, составляют картину и рассказывают, что на ней изображено. По необходимости педагог предлагает свою помощь.

Педагог. Давайте посмотрим на все картины, которые вы сложили из частей. У кого получилась картина, которая называется «Синие сливы»? Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Давайте сравним, у нас же есть фотография нашей картины.
Педагог показывает фотографию, дети сравнивают, ее с разрезной картиной «Синие сливы», находят сходства.
 
 
 
Динамическая пауза

Педагог. Давайте поиграем с мячом — вспомним, как художник описывал фрукты.
Слива какая? Персик какой? Фрукты, они какие? (И т. д.)
Давайте посмотрим на «волшебный экран» (компьютер, Mimio). Вот наша картина — «Синие сливы», но чего-то не хватает (например, апельсина). Добавьте нужный кусочек картины. Что было нарисовано на этом месте? Какой формы, какого цвета? В каком количестве? (Ответы детей.)
Вариант. Вокруг апельсина лежали синие сливы. Их было несколько. Все сливы были видны? Почему? Давайте «вернем» сливы на картину и т. д.
Педагог. Вот теперь у нас получилась целая картина. Мы хорошо с вами поработали, все вспомнили. У нас в группе сейчас нет некоторых детей, они не увидят такой красивой картины, не узнают, что же хотел рассказать своей картиной художник. Машков. Расскажите о том, что хотел рассказать художник, я запишу ваш рассказ на листочке, и мы отправим это письмо детям, которых сегодня нет на занятии.
Дети составляют описательный рассказ по картине, педагог записывает его. Аети могут составлять рассказ по очереди, также рассказ может быть составлен по частям.

Итог занятия

Педагог. Теперь наш рассказ мы запечатаем в конверт. Но письмо получилось одно, а отсутствуют двое детей — Аня и Егор. Как быть?
Предложения детей.
Педагог. Давайте отправить Егору фотографию и попросим его составить рассказ по картине, чтобы потом мы его все вместе прочитали. Картина снова станет рассказом.
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка на занятии.
 
 
 
«Дошкольная педагогика» . – 2013 . - № 3 . – С. 41-46.