Г.Б. Михненко. Дифференцированные задания для самостоятельных работ на уроках биологии по теме «Эволюционное учение»

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
Заслуживают внимание те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания; самостоятельно их приобретать; использовать на практике. К ним можно отнести и различные виды дидактического материала.
Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовывать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне.
Ниже приводятся только некоторые из разнообразных вариантов тестов, самостоятельных заданий по теме «Эволюционное учение», позволяющих осуществить как текущий, так и итоговый контроль знаний учащихся.

Тест «Эволюционное учение.  Развитие органического мира»

1. Эволюция - это:
А - представление об изменении и превращении форм организмов;
Б - объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;
В - необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
Г –  раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

2. Движущей и направляющей силой эволюции является:
А - дивергенция признаков;
Б - разнообразие условий среды;
В - приспособленность к условиям среды; 
Г - естественный отбор наследственных изменений.

3. Единицей эволюционного процесса является:
А - особь;
Б - популяция;
В - мутация;
Г - вид

4. Материалом для эволюционных процессов служит:
А - генетическая разнородность популяции;
В - благоприобретенные признаки;

5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А - доклеточных форм жизни - вирусов;
В - биополимеров;
Г - фазовообособленных систем.

6. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:
А - не меняются гены, определяющие эти признаки; Б - не изменяются условия среды;
В - отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
Г - сохраняются «живые ископаемые».

7. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
А - жизнь завершается смертью;
В - идет борьба за существование;
Г - приспособления могут не привести к образованию нового вида.

8. Примером ароморфоза может служить:
А - покровительственная окраска;
В - уплощение тела придонных рыб;
Г - приспособление цветков к опылению.

9. Биологический прогресс подразумевает:
А - повышение общей организации;
В - увеличение численности вида; 
Г - высокий уровень обмена веществ.

Ответьте на вопросы

Вопрос должен будить мысль учащегося, исключать рядоположенность в ответе, заставлять их приводить основной существенный материал, а если надо, то использовать различные знания, полученные в жизненном опыте. Вопросы, применяемые при опросе на зачетах, не могут быть такими же, как при поурочном опросе. Должны формулироваться так, чтобы учащиеся могли в своем ответе шире использовать материал тем зачетного раздела, основные понятия, показать их взаимосвязи, развитие, сделать практические и мировоззренческие выводы.

Дайте определение понятия «биологическая система». Можно ли считать биологической системой «вид», «популяцию», «особь»?

У многих видов животных наблюдается строгий ритуал поведения для скрещивания. Объясните, почему такие ритуалы связывают с одной из важных характеристик вида - его репродуктивной изоляцией.

Кратко охарактеризуйте основные положения теории Ч. Дарвина. Назовите:
а) материал для эволюции;
б) движущую силу эволюции;
в) результат эволюции.

Почему избыточную численность потомства диких видов растений и животных связывают с естественным отбором и борьбой за существование? Какая форма борьбы за существование имеет наибольшее значение для эволюции?

Определите, какая форма эволюции привела к возникновению сходства планирующих форм животных:
а) сумчатой белки; б) шерстокрыла;  в) белки-летяги. Объясните причину этого явления.

Выявите принципы филогенетического изменения органов и их функций на следующих объектах: а) стебель кактуса;
б) конечности яванской летающей лягушки;
в) ласты пингвина;
г) изменение сердца позвоночных животных в процессе эволюции.

Выясните происхождение колючек у следующих видов растений:
а) барбариса;
б) акации;
в) боярышника;
г) ежевики. Как можно назвать эти органы?

Сравните щупальца янтарки, осьминога и гидры. Объясните их происхождение. Как называются такие органы?

«С помощью букв»

Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Школьникам дается 5 правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ. Приведу некоторые примеры подобных заданий.

С помощью букв запишите ответ из предложенных элементов для обоснования вывода, что популяция представляет собой единицу эволюции.

А. В популяции происходит борьба за существование и естественный отбор.
Б. У особей популяции постоянно возникают наследственные изменения.
В. Наследственные изменения распространяются в популяции в результате скрещивания, и она становится неоднородной.
Г. В популяции выживают и оставляют потомство лишь особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
Д. Постепенно  под  влиянием движущих  сил эволюции популяция  изменяется, становится родоначальником нового вида.

Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как формируется приспособленность к среде обитания?
А. Благодаря неоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.
Б. Благодаря наследственной изменчивости и размножению популяция неоднородна.
В. В неоднородной популяции действует естественный отбор.
Г. Без наследственной изменчивости не может идти отбор.
Д. В  популяции  выживают  и  оставляют потомство особи с наследственными изменениями, полезными в конкретных условиях.

Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как происходит образование новых видов в природе?
А. В результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями.
Б. В популяциях накапливаются наследственные изменения.
В. Через множество поколений популяции изменяются, их особи не скрещиваются с особями других популяций.
Г. Популяции могут оказаться географически или экологически изолированными.
Д. Возникает новый вид.

Терминологический диктант

Трудно запоминают учащиеся термины, используемые для характеристики направлений эволюции, поэтому целесообразно проведение диктантов на эту тему. Например, даются небольшие диктанты для запоминания терминов и усвоения понятий ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Эволюционные изменения, которые вызывают общий подъем организации, увеличение интенсивности жизнедеятельности, дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания, называются ………
Сокращение численности популяции, сужение ее ареала, уменьшение числа видов характерно для  …………. 
Древние папоротники, древние пресмыкающиеся вымерли много миллионов лет назад, вступив на путь …………..

Мелкие эволюционные изменения, которые приводят к возникновению приспособлений у популяций к определенным условиям обитания, называются ………….
В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменение основных черт организации, общим подъемом ее уровня, а характеризуется частными ..............

Возрастание численности особей в популяции, расширение ее ареала, образование новых популяций, ускорение формирования новых видов характерно для...............

Исключите лишнее

Вариант № 1
Примеры дегенерации: а) приспособления птиц к полету, б) отсутствие органов передвижения у паразитических червей, в) утрата листьев и корня у повилики -паразита клевера, г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня.

Вариант № 2
Примеры идиоадаптаций у растений: а) возникновение фотосинтеза, б) приспособления цветка к перекрестному опылению, в) приспособления плодов и семян к рассеиванию, г) листовая мозаика.

Вариант № 3
Примеры ароморфозов: а) возникновение теплокровности у птиц, б) формирование покровительственной окраски у насекомых, в) возникновение фотосинтеза, г) возникновение легочного дыхания.

Вариант № 4
Примеры идиоадаптаций у животных: а) формирование белой окраски у полярных животных, б) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей, в) уплощение тела у придонных рыб, г) мимикрия.

Вариант № 5
Примеры идиоадаптаций: а) окраска тела под цвет грунта у придонных рыб, б) различные виды клюва у птиц в связи с разными способами добывания пищи, в) возникновение теплокровности у млекопитающих.

Поскольку степень сложности заданий различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью.
Задания, для выполнения которых нужна дополнительная литература или большое количество времени, целесообразно использовать для самостоятельной работы дома.

В практику обучения биологии в старших классах я внедряю зачетную систему, в соответствии с которой в течение учебного года провожу несколько тематических зачетов. Таким путем удается осуществить тематический контроль знаний учащихся по отдельным темам или более крупным блокам знаний по ряду тем, проверить уровень усвоения старшеклассниками всей системы знаний, преодолеть главный недостаток - выставление отметки за знание ограниченного круга вопросов.
На проведение подобного зачета выделяется целый урок. Чтобы не допустить списывания ответов, подготавливаются несколько вариантов заданий, при этом они должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения всеми учащимися уровне, а другая - на повышенном уровне.
Система разноплановых вопросов, схем, обобщающих таблиц, ситуационных заданий, рисунков, тестов разного уровня сложности, творческих отчетов делают приемы и методы работы разнообразными и интересными.

Предлагаемые задания могут быть использованы и на традиционных уроках (изучения нового материала, повторения и т.д.), и на нестандартных уроках, проводимых в форме дискуссий, конференций, деловых игр. Часть из предложенных заданий подойдут и для внеклассных  мероприятий - викторин, вечеров, олимпиад.


Г.Б. Михненко
учитель биологии МОУ СОШ № 54 с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного цикла