Елисеев А.В. Воспитание уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России (из опыта работы). Работаем по новым стандартам

 
 
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество». Подлинными патриотами нашей страны на протяжении всей ее истории были и остаются создатели материальных ценностей, создатели и носители лучших черт национальной культуры. Они составляют большинство народа России. А Родина - это, прежде всего, народ. Чувство национальной гордости - неотъемлемая часть патриотизма. Это гордость за свой народ, за его вклад в развитие культуры, в прогресс человечества.

Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы организовать опыт патриотического поведения учащихся и формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра - могут решить эту задачу В каждом из этих видов деятельности школьник может совершить патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. Каждый ребенок в нашей стране получает образование для того, чтобы быть готовым к самостоятельной творческой деятельности. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, народов других стран, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к народам и национальным традициям разных стран, мировой науке и культуре.

Патриотические чувства возникают тогда, когда ученик в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. В этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родины» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим. Это требование побуждает ученика к определенному действию. Любое дело, проводимое в школе с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало эмоции и включало учащихся в практическую деятельность.

Воспитание патриотизма достигается всей многообразной учебно-воспитательной работой, осуществляемой школой, семьей, общественными организациями. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью в благе  народа. Но многие родители не ограничиваются этим и используют в целях воспитания у своих детей патриотизма такие средства, как беседы, посещение музеев, выставок, прогулки по городу, экскурсии.

Большие возможности в формировании у учащихся патриотических взглядов и убеждений имеют учебные предметы, преподаваемые в школе. К числу таких предметов относится география, обладающая большим воспитательным потенциалом.

На протяжении всего курса изучения географии учащиеся знакомятся с различными уголками нашей страны. В формировании образа Родины большую роль играет изучение природных объектов. Природные объекты обладают большими воспитательными ценностями. Они связывают школьников с историей, культурой, национальными традициями, памятниками архитектуры - всем тем, что воспитывает патриотизм. Без созерцания детьми природных объектов невозможно их воспитание патриотами своей страны. Английский философ Джон Рескин писал: «Может быть, в этом созерцании картин родной природы заключается источник многих великих идей, руководящих миром и основа патриотизма. Пейзаж является любимым обличьем матери-родины. И чем прекраснее будет эта картина дикой природы, тем сильнее мы будем любить родину, образом которой он является». Любовь к Родине и любовь к природе - вещи взаимосвязанные. Без любви к природе невозможна любовь к Родине. Поэтому эколого-воспитательную   ценность природы можно рассматривать как составную часть воспитания патриотизма.

Природа во всех своих нетронутых человеком участках есть великий музей, необходимый для нашего дальнейшего просвещения и умственного развития. Красивые природные ландшафты всесторонне положительно влияют на человека: во-первых, вызывают положительные эмоции; во-вторых, снимают стресс, восстанавливают силы; в-третьих, усиливают познавательные функции. Нет ни одной области культуры, которая бы не черпала формы и вдохновение из природы. Многие нации используют образы природы как символы государств.

Близкие сердцу картины родной земли часто связаны у нас с воспоминаниями детства. Они служат точкой опоры на крутых поворотах судьбы и в особо трудные моменты жизни. Как важно беречь нам в облике России все, что может тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память! Надо говорить школьникам не только о красоте нашей страны, но и о том, что надо непременно беречь уникальные ландшафты и дорогие сердцу  черты природы. В России есть опыт сохранения дорогих мест. Абрамцево, Ясная Поляна, Мелихово, Тарханы, Спасское-Лутовино, село Константиново оставляют у всех, посетивших эти места, благодарную память. Главным экспонатом этих священных для пас уголков является бережно сохраненный пейзаж.

Чтобы быть патриотом, надо хорошо знать свою страну. Представление о Родине начинает складываться у школьников с первой школьной беседы об окружающем мире. Школьники должны вырастать сыновьями своей страны, способными гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его. Вся наша жизнь в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы выражается дорогим словом Родина. Любить ее невозможно заставить указом или распоряжением. Любовь к Родине надо воспитывать.

Человек живет не только в биологической среде, где его окружают растительный и животный мир, воздух, вода, но и в духовной сфере созданных предшествующими поколениями культурных ценностей. Мир вокруг нас прекрасен не только тем, что мы видим, но и тем, что знаем и помним о нем. Принцип верности духовному историческому наследию России требует воспитания, ориентированного на традиционные для России ценности: воспитания духа любви к России, стремление служить Родине. С помощью современных информационных и педагогических технологий школьникам должна быть предоставлена возможность ощутить себя частью единства исторической России.

Образ Родины постепенно отпечатывается в душе каждого человека с момента его рождения, углубляясь на протяжении всей жизни. Образ многогранный и емкий, с которым каждый из нас неразлучен. Каждое новое поколение обогащает образ Родины новым содержанием. Люди, которые не любят историю своей страны и не берегут памятники прошлого, не могут гордиться славными традициями нашего народа. Обращение к прошлому России - не отказ от нового, это новое понимание старого. Память о прошлом - не только средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Она цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского воспитания. Память эта многолика. Она предстает в облике старых и новых городов, в архитектурных комплексах и отдельных зданиях, в произведениях живописи, скульптуры, в книгах и предметах быта и так далее. Эти памятники встречаются везде - в крупных городах и малых селениях, на всех географических широтах, во всех поясах и зонах. Архитектурные изюминки радуют глаз, создают контраст с современностью, благодаря которому проглядывает глубина времени. Особенно много памятников прошлого в тех местах, которые исторически сложились как центры наиболее интенсивного культурного развития. Судьба этих центров складывалась по-разному. Но живые, ощутимые следы истории здесь сохранились. В этих местах века слились в особый сплав, сохранивший архитектурные шедевры, чудеса фольклора, замечательные вышивки, удивительные образцы резьбы по дереву и многое другое.

В современных учебниках географии, особенно в курсе 9 класса «Хозяйство и географические районы России», и школьных географических атласах имеется много информации о культурном наследии различных регионов России. В текстах учебников и на географических картах содержится разнообразный иллюстративный и картографический материал, знакомящий школьников с историческими памятниками, монастырями, церквями, музеями деревянного зодчества, усадьбами и дворцами, оборонительными сооружениями, памятниками гражданской архитектуры и т.д.

В последние годы в программу географического изучения России были включены объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО:
1.Московский Кремль и Красная площадь.
2. Исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей.
3- Погост Кижи.
4. Исторические памятники Великого Новгорода.
5. Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
6. Историко-культурный комплекс Соловецких островов.
7. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры.
8. Церковь Вознесения в Коломенском.
9. Ансамбль Ферапонтова монастыря.
10. Историко-архитекгурный комплекс Казанского кремля.

Национальная культура - самое великое и устойчивое народное богатство. Ее недаром называют «второй природой», которую создает сам человек и в которой с наибольшей полнотой отражается его отношение к миру, к жизни. В интересе к прошлому современный человек стремится нащупать корни многих нынешних явлений. Яркой самобытной страницей вошла русская культура в историю мировой культуры. Народная в своей основе, она оказывала и ныне оказывает разностороннее влияние на культурный прогресс всего человечества. Она отличается ясной национальной определенностью и в то же время интернациональна по своей сути Сложные нити многовекового взаимодействия связывают русскую национальную культуру с культурой других народов. Взаимодействия, но не подражания: культурные достижения и традиции, выработанные другими пародами, творчески осваивались на русской почве, обогащались в слиянии с ее самобытными элементами.

Особое место среди культурных ценностей любого народа занимают памятники архитектуры. Архитектура больше других видов искусства связана с развитием производства, в ней воплощены не только эстетические представления определенной эпохи, но и свойственный этой эпохе уровень материальной культуры. На древних камнях поныне остались четко читаемые следы истории, следы ветров и бурь, шумевших над страной.

Одной из основных черт русского искусства, донесенных до нас в памятниках, является неразрывная слитность всего русского искусства с родной природой, блестящая увязка любого сооружения с пейзажной средой, в которой это сооружение должно жить: с рельефом местности, с простором неба и полей, с зеркальным сверканием рек и озер, с густотой и нежной зеленью лесов. Многие древние постройки ценны не только исключительными архитектурными достоинствами, но и тем, что построены они в неповторимой и прочной связи с окружающим ее пейзажем. Исторические и архитектурные памятники теряют свои достоинства вне природной среды. Древняя архитектура всегда начиналась с выбора места, и выбор этот в значительной степени определял и саму архитектуру, и те выразительные средства, к которым она прибегала.
Русская архитектура любой эпохи выступает перед нами как искусство, соединяющее в себе пейзажные мотивы с выразительными средствами зодчества, живописи, прикладного искусства, скульптуры, резьбы. И при этом - ничего лишнего.
Особо следует отметить великолепное качество исполнения памятников русской архитектуры. В них искусство сливается воедино с поразительно высоким строительным мастерством, с трудовым опытом народа. К сожалению, мы не знаем имен многих древних зодчих и строителей, но творения их рук, дошедшие до нас, не могут никого оставить равнодушными. Красоту-, полученную в наследство от- прошлого, мы должны сохранить как самый дорогой капитал. Рассматривая и изучая памятники архитектуры, мы вспоминаем мастеров, сотворивших чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. Это нужно внушать ученикам со школьной скамьи. Без должного воспитания невозможно беречь реликвии ни семейные, ни государственные. Надо помнить, что дети наши должны вырастать патриотами, знающими цену трудам предшествующих поколений.

Десятки лет в России звучал безмолвный вопль камней изуродованных храмов, святынь религиозной культуры. И сегодня скорбные контуры заброшенных церквей в бесчисленных селах и городах напоминают нам скорее о вражеском нашествии, чем о постыдных деяниях своих соотечественников. Кажется, это непостижимо уму - не могли же нормальные люди опуститься до столь ужасного погрома, разразившегося над религией, искусством, традициями.

Сколько храмов в прошлом красовалось по всей Руси! Больших и малых, с разным приходом и доходом, но все они верой и правдой служили народу, селянам и горожанам, исстари являясь центрами духовной культуры наших предков. Строили их всем миром, на пожертвования прихожан. Храмы России, несмотря на все невзгоды, стоят прочно и основательно. Даже израненные. Но ранило их не время, не ветер и непогода, а людские руки. Не те, что сначала любовно сложили, а те, которые потом безжалостно сокрушили. Это были руки разных поколений. Каждый разрушенный храм - это потеря кусочка нашей исторической памяти. За что надо было губить эту красоту? Ладно, неумно искореняли религию, насаждали атеизм, повсеместно закрывали церкви, но зачем было разрушать здания? Чтобы, не дай бог, храмы напоминали нам о прошлом? Но прошлое - это паша история, и, разрушив любые стены, историю все равно не перечеркнешь.

Памятники прошлого внушают уважение к народу - его создателю. Искусство России обращено против национализма, ибо глубоко воспринимает и воспринимало национальные ценности, созданные другими народами. Охрана искусства, сохранение памятников культуры составляет великую задачу каждого народа и особенно нашего многонационального государства. Многонациональность нашей страны требует особого внимания ко всему, что способствует взаимопониманию между народами. Без этого невозможна и национальная индивидуальность.

Культуры разных народов развиваются в общении друг с другом. Если этого общения нет, культура умирает, пропадают ее национальные черты. Национальные особенности обогащаются в общении с другими культурами, представляя собой переработку предшествующего опыта. Если этот опыт замкнут сам по себе, не связан с культурой других стран и народов - он весьма незначителен.

Живя в сегодняшнем дне, всецело захваченные его бурным темпом, мы часто не подозреваем даже, насколько активно включается в атмосферу этой жизни память прошлого. Она окружает нас повсюду, разными путями сливается с сегодняшним днем, влияет на наше мироощущение, становится неотъемлемой частью той социально-исторической и культурной среды, в которой мы существуем, трудимся, мыслим, в которой формируются новые явления современности, новая культура. У каждого поколения есть часть его собственной жизни, уже ушедшая в историю. Нить времен не прерывается только потому, что человечество помнит свое прошлое и постоянно опирается на его уроки, на его опыт.

Пусть же никогда не будут забыты дороги и тропы к памятникам нашей Родины, к историческим монументам, к местам национальной славы! Сохранить память о прошлом - наша святая обязанность. Нашим будущим владеет молодежь. Гармоническое развитие личности является залогом сознательного и творческого отношения к культурному наследию России. Надо возрождать у школьников гордость за нашу страну.
 
 
А.В. Елисеев, Заслуженный учитель РФ,
учитель географии МОУ «Гимназия № 2» г. Георгиевска, Ставропольский край

«География и экология в школе XXI века» . – 2012 . - № 7 . – С. 30-35.