Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология  

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея 

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Джонатан СвифтЕ.А. Цурганова
     
    Джонатан Свифт (1667-1745),
    английский писатель и политический деятель
     
     
     
    Свифт — один из величайших сатириков мира — страстно ненавидел феодализм, однако был исключительно прозорлив и в оценке новых буржуазных отношений, которые считал враждебными человеческой природе.
    Жизнь Джонатана Свифта еще полнее, чем у Дефо, насыщена многообразными перипетиями и превратностями.
    Он родился в семье бедного колониального чиновника в Дублине (Ирландия), рано осиротел и воспитывался на средства своего дяди — зажиточного адвоката.
    Окончил колледж Святой Троицы (Тринити-колледж), где готовили будущих богословов.
    Однако успехи Свифта, особенно в познании богословия и философии, были чрезвычайно скромными.

    События 1688 — 1689 гг., приведшие к созданию в стране конституционной монархии, вызвали в Ирландии волнения, и Свифт вместе с родственниками переезжает в Англию (в Лейстср), где становится полуслугой, полусекретарем богатого царедворца и дипломата Уильяма Темпля. В доме этого вельможи Свифт встречается с политическими деятелями и учеными, усиленно пополняет свои знания, чему весьма способствовала богатая библиотека в поместье Темпля (Мурпарк в шести милях от Лондона). В 1692 г. благодаря поддержке Темпля, Свифт сдал экзамен в Оксфордском университете на степень магистра искусств, которая предоставляла право на духовную должность. Свифт отправляется в Ирландию, где получает небольшой церковный приход. Но в 1696 г. он вновь возвращается к Темплю, на этот раз уже как друг. В это время начинается, а вскоре и расцветает его творчество.

    Свифт пробует свои силы в классицистических жанрах, пишет оды, поэмы, а затем находит свое настоящее призвание — создает сатиры. Первые сатирические произведения Свифта: памфлет «Битва книг» (I697) — описание литературных нравов той поры и «Сказка бочки» (1704) — антирелигиозная сатира сделали его известным и влиятельным лицом в Англии. Слава Свифта как журналиста и памфлетиста в этот период настолько велика, что приводит в трепет его политических противников.

    Свою знаменитую «Сказку бочки» Свифт опубликовал, чтобы отвлечь критиков от муссирования историко-филологических ошибок, допущенных Темплем в памфлете «О древней и новой образованности» (1690)- В Англии XVII—XVIII вв. выражение «сказка бочки» означало «бабушкины сказки», побасенки; Свифт вернул ему первоначальный смысл морского термина: «У моряков существует обычай, когда они встречают кита, бросать ему для забавы пустую бочку и тем отвлекать его от нападения на корабль».

    Но «Сказка бочки» — это прежде всего гениальная антирелигиозная и социальная сатира. Она направлена против трех разновидностей христианской религии — католицизма, пуританства и англиканства, воплощенных в образах трех братьев: Петра, Джека и Мартина. Отец завещал своим сыновьям-близнецам по кафтану и призывал бережно хранить их, не переделывать ради новейшей моды. Но братья, мечтая попасть в высший свет (и здесь начинается беспощадная критика дворянства, политической и социальной системы Англии), нарушили запрет отца. Как только в моду вошли аксельбанты, Петр сделал их себе из кафтана. А вскоре завещание вообще упрятали подальше.

    Желчность Свифта, когда он говорит о братьях, не знает предела. Петр украл чужое богатство, заважничал, изобрел много способов обирать бедняков, главные из них — шептальня (исповедь) и средство от глистов (отпущение грехов). Индульгенции он называет страхованием от огня, святую воду — универсальным рассолом.

    Джек и Мартин пытались протестовать, по Петр выгнал их. Джек от злости порвал кафтан, остались одни лохмотья — очевидная пародия на скупость пуритан. Он начал говорить только цитатами из завещания. Совершая гнусность, жарко молился, кроме того, ненавидел музыку и яркие краски. Поведение Мартина в сатире Свифта «менее нелепо», но и в его адрес не сказано ни одного похвального слова. Сатира Свифта направлена не только против братьев, но и против отца — самой идеи христианства. Вольтер писал: «Свифт  уверял, что он исполнен почтения к отцу, хотя попотчевал его сыновей сотней розог, но недоверчивые люди нашли, что розги его были настолько длинны, что задевали и отца».

    После «Сказки бочки» официальные круги возненавидели Свифта. Он так и не получил тех мест, которые вначале обещали ему виги. Расхождение между ними и писателем углубилось и по другим, более существенным причинам. Партия вигов, находясь у власти, проводила политику вмешательства в дела на континенте. Англия была втянута в войну за испанское наследство, войну династическую, чуждую интересам народа, что и раскрывает Свифт в памфлете «Поведение союзников и... министерства в настоящей войне» (1711). Он разоблачает высшие военные и министерские круги, где процветают подкупы, взяточничество, воровство. После памфлета Свифта большинство англичан стало решительно высказываться за мир, а партия вигов и ее вождь — командующий войсками герцог Мальборо вынуждены были уступить власть тори.

    Те во главе с виконтом Болингброком с распростертыми объятиями принимают Свифта в число друзей, его голос часто становится решающим для правительства. Свифт не стремится ни к богатству, ни к титулам — он всецело занят политической деятельностью, направленной на быстрейшее заключение мира. В 1713 г. он подписан. Однако вскоре Англию опять всколыхнули политические интриги и даже бури. Умерла королева Анна, последняя из Стюартов. На престол вступил Георг I, представитель новой, ганноверской династии. У власти вновь оказались виги. Политической деятельности Свифта в Англии пришел конец.

    В 1714 г. писатель удалился в Ирландию, где был назначен настоятелем собора Св. Патрика в Дублине. Родина Свифта была тогда в бедственном положении.  Англичане  запретили  ввоз ирландских изделий, чем нанесли огромный ущерб экономике страны, довели до нищеты ирландский народ. В начале 1720-х гг. Свифт пишет памфлет «О всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», призывая к бойкоту английских товаров. Он приобретает всенародную любовь, никто не выдал его авторства. Писателя охранял целый отряд.
     
    Самыми значительными из ирландских памфлетов Свифта стали «Письма суконщика ко всему ирландскому народу» (1724) и «Скромное предложение о детях бедняков» (1729). В «Письмах» Свифт клеймит поверхностную английскую демократию, говорит о том, что «король не имеет права поработить целый народ». «Скромное предложение» — это горькая сатира на чудовищные способы обогащения буржуа, жестокость, с которой английское правительство относилось к ирландцам: «Чем бесконечные притеснения, лучше сразу принять одну радикальную меру: откармливать мальчиков бедняков на убой и изделия из кожи».

    Но полнее всего мировоззрение Свифта проявилось в знаменитом «Путешествии Гулливера». Эту книгу он начал писать сразу же по приезде в Ирландию, а закончил через 12 лет. В первых двух частях романа — «Путешествии в Лилипутию» и «Путешествии в Бробдингнег» писатель еще пытается найти средство оздоровить общество, но в дальнейшем убеждается в безнадежности этой идеи.

    Сатира Свифта сложна и противоречива. В первой половине книги сопоставляются три мира — лилипутов, обыкновенных людей и великанов, — но в каждом из них царят одни и те же страсти: любовь к деньгам, к титулам, низкопоклонство. Феодальные пороки перемешиваются с буржуазными. В Ли-липутии, например, должности даются тем, кто искуснее пляшет на канате, изощреннее льстит монарху, а у великанов фермер, нашедший Гулливера, за деньги демонстрирует его в балаганах. Ничтожно малы лилипуты, а их король, величиною с палеи, именует себя «могущественнейшим», «величайшим из сынов человеческих», «ужасом вселенной». Феодальные путы способны погубить любого человека. Гулливер, человек-гора, ничего не меняет в Лили-иутии к лучшему. Он даже употребляет свою мощь на чуждые народу цели: вмешивается в глупейшую войну, лишает противника лилипутов флота.
    Сначала Гулливер еще пытается сопротивляться, не соглашается «быть орудием обращения в рабство целого народа». Лилипуты опутывают его — не бечевками, а невидимой опасной мишурой: лестью, титулами. Гулливер спасается бегством. Лилипуты — это в сущности, копия английского двора, с его интригами одной партии против другой, с его раздорами, столь же пустыми, как спор о том, с какого конца разбивать яйцо. Лилипуты, как и английские придворные, лживы, неблагодарны, завистливы. Собственным опытом Свифта навеяны афоризмы Гулливера: «Величайшие услуги, оказываемые монархам, не в силах перетянуть на свою сторону чашу весов, если на другую положен отказ в потворстве их страстям». Таким образом, основное содержание первой части — критика феодального общества.

    Но глубина Свифта — в понимании того, что с победой нового, буржуазного строя пороки общественной жизни не уменьшаются, а, наоборот, увеличиваются. Во второй части, «Путешествии В Бробдингнег», к великанам, писатель пытается нарисовать образ идеального, просвещенного монарха. Король великанов — ученый, он царствует в мирном согласии со своим народом. Король ненавидит ложь, ценит свободу своих подданных. Слушая рассказы Гулливера, властелин великанов осуждает английские порядки — продажный парламентский строй, гнилое законодательство и особенно войны. Король отказывается применить пушки против жителей своего государства. Но Свифт не раскрывает его взаимоотношения с подданными, в романе обойдены конфликты в стране великанов. Лишь один раз вмешиваются монархи в мирские дела: королева выкупает Гулливера у фермера.

    Третья часть, «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию», написана под сильнейшим впечатлением от ирландского восстания. Попав в Лапуту, страну волшебников, Гулливер восклицает: «Больше всего я наслаждался лицезрением людей, истреблявших тиранов и узурпаторов и восстанавливающих свободу и попранные права угнетенных народов». Писатель отметает теорию «просвещенного монарха». Тот может принести известную пользу, но не в состоянии радикально исправить общество, «без развращенности нравов нельзя удержать королевский трон». Мечты о хорошем государе Свифт сравнивает теперь с самыми нелепыми и дикими проектами и спекуляциями своей эпохи. Упования на него столь же безумны, что и попытки добыть солнечный свет из огурцов или пищу из отходов.

    Лапутяне — пародия на рационалистов. Лапутская наука — достояние узкой касты людей, средство наживы, быстрою обогащения — вырождается в прожектерство. Свифт критикует педантизм и замкнутость ученых жителей Ла-путы. Погруженные в математику и музыку, они полны презрения к простым людям, к обычным человеческим нуждам. Их кушанья — шедевр кулинарно-математического искусства, но их дома кривы. Они научно вычислили рост и объем Гулливера, но костюм получился скверным. Столь же не нужна для жизни и «деятельность» академиков Лапуты. Свифт неисчерпаем в своей фантазии, с большим мастерством он критикует их страсть к разным химеричным проектам (создание ткани из паутины, размягчение мрамора для подушек, выведение бесшерстных овец; наконец, чудо филологии — отмена языка — все, что привело Лапуту к нищете и разорению). Народ сопротивляется погоне за богатством, за золотом, в котором Свифт видел прежде всего средство эксплуатации человека: «Богатые пожинают плоды работы бедных, которых приходится по 1000 на 1 богача». Чтобы честно скопить богатство, необходимо 200 лет! Вероломство, угнетение, подкуп, обман — это еще «самые простительные способы» приобрести состояние в новом буржуазном обществе. Свифт не забыл и про такой характерный для эпохи источник обогащения, как эксплуатация колоний.

    Заключительная часть романа «Путешествие в страну гуигнгнмов» отражает сложность мировоззрения Свифта. Это и утопия, и пародия. Основы жизни в стране очеловеченных лошадей — это общинный строй и натуральное хозяйство. Гуигнгнмы не знают денег, не знают слов «ложь, насилие, предательство, жадность». В чистоте и мире текут их лип. Но Свифт понимает, что примитивный строй с отсутствием письменности, с овсяной кашей и молоком, а главное, с рабами и частной собственностью — это не выход из положения. Он колеблется между утопией и отчаянием, издевается над собой и читателями, создает страшную пародию на человечество — иеху.

    Иеху — вызов и пощечина сторонникам теории «естественного человека». По мнению писателя, человек вовсе не добр от природы. Свифт создает свою робинзонаду: попавшие на необитаемый остров мужчины и женщины озверели, их потомство превратилось в домашних животных у умных лошадей. И мало того, — люди оказались самыми гнусными, вредными и подлыми из животных. Многие обвиняли писателя в человеконенавистничестве, но иеху Свифта — это одичавший буржуа, пародия на него, а не на все человечество.

    Среди иеху есть и влиятельные особы, которым фавориты лижут тело, вызывая всеобщую ненависть. «Все это приложимо к нашим дворам», — замечает Свифт. О простых людях, об исчезающих свободных крестьянах Свифт писал с уважением: «Английские поселяне старого икала... славны простотою нравов, подлинным свободолюбием, храбростью и любовью к отечеству».

    Свифт оказал огромное влияние на мировую литературу. Жанр сатирического, с использованием фантастики, отображения действительности, творчески развили М.Е. Салтыков-Щедрин и А. Франс.
     
     
    Исторический лексикон : история в лицах и событиях : XVIII век : [Текст] / редсов.: Ю.С. Осипов (председ.) [и др.] – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – С.607-611.
     
     




    © 2006 - 2015 День за днем. Наука. Культура. Образование