|
|
Музей в цифрах и датах
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.
Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га. Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.
"Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями:
- театрализованные экскурсии,
- литературно-музыкальные вечера,
- фольклорные праздники,
- викторины,
- день последнего звонка и день знаний,
- последний урок литературы для выпускников,
- театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени.
Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.
Из истории усадьбы
Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова.
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.
История музея
5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием. В сентябре 1918 года А.П. Луначарский, нарком просвещения, пригласил к себе на беседу председателя Чембарского уездного комитета РКП(б) Е.Н. Барышева и поручил ему взять под охрану усадьбу Тарханы и навести в ней порядок. В октябре того же года по инициативе Барышева Чембарский исполком объявил усадьбу Тарханы достоянием Советского государства.
Несмотря на то, что в октябре 1918 года Тарханы были объявлены достоянием Советского государства как памятник культуры, владельцем усадьбы оставался сельский совет. В 1925 году Лермонтовский совхоз с усадьбой и всем имуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу «Лермонтовский рысак». В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 годы в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а верхний (мезонин) - для содержания домашней птицы.
В книге отзывов тех лет встречаются записи, пронизанные болью за судьбу памятных мест. «Век во времени и форма бытия нас отдаляют от гения, пророка жизни... Людская алчность истребила твое жилище, невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник. Но мысль твоя жива, живы бессмертные образы и краски, а вместе с ними вечно будет жить твое имя и память о тебе!» - такая запись сделана в памятной книге на могиле поэта в 1923 году.
Пензенская музейная комиссия била тревогу, во все инстанции направляя тревожные письма, доказывая, что над лермонтовскими святынями «нависла угроза целостности и сохранности».
Только в 1934 году Президиум Средне-Волжского крайисполкома (куда относилась тогда Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы заповедником. И опять прошли годы, прежде чем были предприняты практические меры по реализации этого постановления. В Памятной книге в 1930-е годы такие записи: «...могила находится в забытом состоянии, окна без стекол, само помещение полно снегу...», «как местные власти допустили столь ужасно обезобразить часовню, в которой покоится прах Лермонтова? Разваленная церковь, опустевший сад, поломанная ограда...»
На фотографии 1932 года барский дом - в самом неприглядном виде: разрушены балконы, нет печных и водосточных труб, окна выбиты, облицовка выщерблена.
Только в 1936 году начались ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. Для детального обследования склепа Лермонтова и барского дома была создана специальная комиссия, в ее состав вошел Александр Иванович Храмов - первый директор музея Лермонтова.
Создателями первой экспозиции в доме Лермонтова стали сотрудники Гослитмузея: М.Д. Беляев - главный хранитель фондов, Т.А. Иванова, Н.П. Пахомов - консультант, Е.К. Рылова - художник-оформитель.
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу Лермонтова, а 30 июля 1939 года был торжественно открыт дом-музей Лермонтова. На площади перед часовней состоялся торжественный митинг в честь открытия музея, на котором присутствовали более 2 тысяч человек. 31 июля 1931 года газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Вчера село Лермонтово пережило радостный день. Здесь торжественно открыт музей Лермонтова».
В первые годы существования музея М.Ю. Лермонтова единственным экспозиционным зданием на усадьбе был барский дом, обстановка которого рассказывала о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали в музей-усадьбу; директором назначили В.А. Корнилова (А.И. Храмов стал директором музея В.Г. Белинского). Сразу же В.А. Корнилов поднял вопрос о признании музея-усадьбы Государственным заповедником. В марте 1948 года было принято решение Совета Министров СССР «об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова для организации Лермонтовского заповедника 9,6 га земли».
В 1960 году музей был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения, в 1969 году он был преобразован в Государственный Лермонтовский музей-заповедник.
В состав музея-заповедника сейчас входят барская усадьба в Тарханах с комплексом мемориальных памятников начала XIX века, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю. Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки М.А. Шан-Гирей.
В 1997 году Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 70-80-е годы в музее-заповеднике «Тарханы» был проведен первый этап капитальной реставрации заповедных объектов, создан комплекс музейных экспозиций. В 90-е годы были проведены масштабные работы по завершению восстановительных мероприятий, расширению инфраструктуры музея.
Устройство усадьбы
«… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был служебами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское - близ Москвы; Гатчина и Павловск - близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла.
Чем дальше от обеих столиц в глубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи.
Именной такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами.
Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий - все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний.
С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.
В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой».
Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской».
В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть - все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской.
«Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр». В.В Афанасьев. Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»
Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление о культурной среде, в которой проходили детство и отрочество поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.
«Есть место, где я буду отдыхать…»
Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальные здания XIX века: церковь Михаила Архангела, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой (восстановлена в 1967 г.).
В «Ведомостях о церкви Архистратига Михаила Чембарского уезда села Яковлевского Тарханы тож за 1831 год» записано:
«1. Строится с 1826 года тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной, за ветхостью уничтоженной.
2. Зданием каменная с такою же колокольнею, вчерне строением окончена и покрыта железом, как церковь, так и колокольня, но известью не оштукатурена еще, полов и оконниц еще не имеет.
3. Престол в ней назначен один в настоящей холодной во имя Архистратига Михаила.
4. Утварью достаточна».
Освятили церковь всего за один год до гибели поэта, в 1840 году. Причем, как свидетельствует П.К. Шугаев, «оригинальным образом: так, было приурочено, что в день ее освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника».
Церковь функционировала как культовое здание до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь вновь была открыта для богослужений, но ненадолго, а в 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея. Передача церкви из одних рук в другие сказалась на ней отрицательно: утрачена большая часть росписей, сделанных еще при жизни Е.А. Арсеньевой (в трех люнетах сохранилась живопись середины XIX в.), и лишь очень небольшую часть церковного убранства удалось спасти. В 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника: восстановлена медная кровля, изменены в соответствии с самым ранним фотоизображением архитектурные завершения, отремонтированы крыльца, паперти и т.д. Взамен первой музейной экспозиции «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» после окончания реставрационных работ в церкви была открыта новая литературная экспозиция «Лермонтов в памяти поколений».
С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела была вновь открыта для прихожан. Однако, исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставлена на балансе музея; музей занимается реставрацией икон, росписей, подготовкой проекта восстановления иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится панихида и заупокойная литургия.
Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
Справа - обнесенный узорчатой оградой памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810).
В 1843 году над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была похоронена через четыре года после гибели внука. Надпись на мраморной плите, установленной в часовне под окном, гласит: «Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина, скончалась 16 ноября 1845 года. 85 лет». (Возраст указан неверно, Арсеньева умерла на 73 году жизни.)
Могильный памятник Лермонтова был высечен из черного мрамора, в виде небольшой четырехсторонней колонны, на одной стороне которого был приделан бронзовый вызолоченный лавровый венок, а на двух других было выгравировано время рождения поэта и смерти, с обозначением, что он жил 26 лет и 10 месяцев. Серебряная лампада висела в часовне, а в стене на востоке были вделаны несколько образов. Вот все, что было на могиле величайшего поэтического гения...»
В 1891 году, 15 июля (27 июля по новому стилю), в день 50-летия со дня смерти, на могиле поэта была отслужена торжественная панихида и заупокойная литургия.
5 декабря 1936 года специальная комиссия в ходе подготовки к открытию музея вскрыла и обследовала склеп Лермонтова. 1 мая 1939 года к гробу Лермонтова был открыт доступ, могилу поэта превратили в мавзолей.
В 1973 году сотрудники Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской провели реставрацию росписей в часовне. Они сделали промывку, очистку старинных росписей от позднейших записей и закрепление первоначальных композиций (в 1997 г. те же специалисты сделали повторную реставрацию росписей).
В 1974 году вблизи часовни захоронили останки отца поэта. Могила обнесена чугунной оградой и отмечена плитой серого мрамора.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: «Старая барыня как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть из лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один...»
Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: «Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве «Выхожу один я на дорогу...»:
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб, вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.
Сады и парки усадьбы
Новая усадьба была разделена на две части: парадную (с домом и парком) и хозяйственную (с различными подсобными постройками). При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой ухоженный парк, подчеркивали его стройность и строгость. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад прудов. Верхний, или Барский, пруд держит плотина у въезда в усадьбу. Самый значительный по площади назвали Нижним, или Большим, он тянется через все село к сельской церкви. Между этими двумя образовался Средний. Таким образом, искусственные декоративные элементы усиливались естественными. На юге Круглый сад соединялся с Дубовой рощей и образовывал единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастировала с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. По западному склону от барского дома террасами пролегали аллеи парка.
Оформление усадьбы имело еще одну особенность. Художественные элементы сочетались с практической необходимостью: декоративные кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация, жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми насаждениями - яблонями, вишнями, грушами, смородиной, крыжовником, сливами, малиной, барбарисом.
Мемуарные свидетельства, а также специальные исследования послужили материалом для создания проекта реставрации зеленых насаждений, разработанного в 1969-1971 годах (Московское предприятие «Леспроект», автор - В.А. Агальцова). К 1990 году проектные работы были в основном осуществлены. В результате восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он теперь состоит, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской, и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, элементы парковой архитектуры (беседка, дерновая скамья и др.), Дубовая роща, пасека.
От бывшего Чембарского тракта к усадьбе ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу проходит по плотине Барского пруда, обсаженной ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях сирени просматриваются строения: старый арсеньевский амбар и восстановленная конюшня. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий дом.
По плотине Среднего пруда можно выйти на высокий холм, где откроется нечто особенное, такого не встретишь в других дворянских усадьбах, — «траншеи» — место военных игр будущего поэта. Лермонтов в детстве особенно увлекался этой забавой по возвращении из Пятигорска, куда бабушка возила его для поправки здоровья и где он много слышал о войне с горцами. Был у него даже свой «полк», который состоял из его сверстников.
«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну , в разбойников». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Еще одной любимой детской забавой мальчика были качели, которые устраивались на старом вязе. «Среди двора, - писал Лермонтов в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам», - красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака: мальчишки били в ладоши, когда пугливые девы начинали визжать, — и всем было очень весело». Вяз рос у юго-западного угла барского дома. Летом 1941 года буря переломила его ствол, и он рухнул. Каким могучим был вяз, можно судить по рисунку П.А. Висковатого да по остатку дерева, который помещен в доме ключника.
На южном склоне парка у пруда почти два столетия простоял дуб, который, по преданию, еще ребенком посадил Лермонтов. В 1995 году буря с корнем вырвала могучее дерево. Его остов сохранен, а рядом уже растет дубок, родившийся из желудя старого дерева.
Здесь же, в южной части парка, по склонам холма рассажен фруктовый Средний сад. Он спускается от старой сосновой аллеи до самой воды.
С холма, где расположилась вишневая часть Среднего сада, от места «разрушенной теплицы» открывается вид на холмистую долину речки Марарайки.
Экспозиция музея-усадьбы
Экспозиция барского дома воссоздает атмосферу дворянской культуры лермонтовского времени, раскрывает биографические, творческие связи поэта с Тарханами.
Хозяйка Тархан, бабушка поэта, Елизавета Алексеевна, была дочерью богатого пензенского помещика Алексея Емельяновича Столыпина, губернского предводителя дворянства и владельца известного в конце XVIII-начале XIX века в Москве и провинции крепостного театра.
О ней вспоминали, что она была «женщина замечательная по уму и любезности», и в то же время «деспотичного непреклонного характера, привыкшая повелевать».
«Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньев, и память о ней тесно связана с именем поэта… По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Муж ее, отставной поручик Михаил Васильевич Арсеньев, дед М.Ю. Лермонтова, был страстным театралом. При жизни его в тарханском барском доме часто устраивались домашние любительские спектакли.
В классной комнате экспонируется экземпляр 3-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин», изданной в 1827 году, принадлежавший лично Лермонтову, привезенный им из Москвы весной 1828 года. Здесь же находится альбом Нарышкиных с двумя оригинальными юношескими рисунками Лермонтова, а также представлены в копиях несколько его детских акварельных работ. В шкафу и на полке много книг русских и зарубежных авторов из круга чтения Лермонтова-мальчика.
До наших дней сохранились некоторые вещи, окружавшие его: два глубоких четырехугольных кресла, обшитых желтым штофом, вытканным растительным орнаментом; туалетный стол-комод его матери; парадные носовые платки его матери и бабушки, обшитые французскими кружевами и искусно вышитые белым шелком; небольшое старое зеркало в скромной прямоугольной раме из красного дерева. Все эти мемории представлены в экспозиции барского дома. В комнате Лермонтова сейчас находится и икона Богоматерь «Споручница грешных», поступившая в музей недавно. По легенде она находилась в доме Е.А. Арсеньевой именно в мезонине.
Эффект «присутствия» поэта усиливают его личные вещи: дорожная шкатулка, портсигар, пеньковая трубка с янтарным мундштуком, фарфоровая чернильница в виде сидящей львицы с чашей у лап, печатка с выдвижным ножичком для разрезания бумаги (на основании печатки монограмма Лермонтова: «ML»), его рисунки в альбомах, оригинальная картина «Кавказский вид близ селения Сиони», подаренная бабушке после возвращения из первой кавказской ссылки. В шкафах собраны книги русских и иностранных авторов из круга чтения Лермонтова.
Альбом
В сафьяновом переплете светло-коричневого цвета с тисненым цветочным орнаментом. На верхней крышке украшение из золоченой бронзы в виде щита, на фоне акантовых листьев застежка также золоченой бронзы с узором выше букета цветов. В альбоме было 54 листа, из них 2—вырезаны, 42—чистые. Его размер 25,8x20,9x1,8 см.
Дорожная шкатулка
Сделана из орехового дерева, темно-коричневого цвета. Украшена скромно. На крышке остались две розетки, к которым крепилась бронзовая ручка. По бокам тоже имелись небольшие бронзовые ручки в виде львиных головок с кольцами в зубах (одна из них сохранилась). Прямоугольная, длина — 25, ширина — 17 и высота — 12 см. Внутри несколько отделений для хранения писем, документов, денег, а также потайной замок, который закрывался ключом.
«Евгений Онегин»
Книга представляет собой первое (отдельное) издание третьей главы романа (С.-Петербург, 1827 г.). Она в мягком переплете сероватого цвета. Размер 18х.11,5 см., в ней 51 страница.
Курительная трубка
Пенковая, в золотой оправе с мундштуком из янтаря. Футляр, в котором она помещается, картонный, обклеенный сверху тонкой золотисто-коричневой замшей, внутри — подкладка белого атласа. На внутренней стороне крышки фабричное клеймо: тисненное золотом изображение крылатых львов, поддерживающих медальон с двумя скрещивающимися трубками, герб и надпись по-английски: «Finest quality» (лучшее качество).
По заключению специалиста Останкинского музея А. Ф. Червякова, трубка изготовлена в 1820-1830 годах.
Печатка
Печатка изготовлена из бронзы, датируется первой третью XIX века. Сделана она весьма изобретательно: на конусообразном стержне длиной 6,8 см плоский круг с вырезанными латинскими буквами «ML», к стержню прикреплен Складной ножичек, который укладывается внутрь полости стержня, стержень вставляется в бронзовый же футляр.
Портсигар
Портсигар металлический, плоский, размером 18x12 см, на верхней крышке изображение (маслом) собаки — черно-белого сеттера. Внутри находятся три длинные — одиннадцатисантиметровые — папиросы.
На внутренней стороне крышки царапанная подпись по старой орфографии: «Лермонтов убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года июля 15-го. Грустное воспоминание».
Ниже орешковыми чернилами: «Подарена Лермонтовым А. Г. Рема».
Четьи-Минеи
Книга в переплете (крышки деревянные, корешок утрачен) с металлическими застежками. Печатная. Москва, 1754 год. Четъи-Минеи на август месяц.
1. Лермонтовский заповедник "Тарханы": Док. и материалы, 1701-1924 /[Сост., подгот. текста и коммент. Фролова П.Ф.; Под ред. Полукаровой Л.В.]. - Пенза, 2001
2. Этот край ... моя отчизна!: Лермонт. музей-заповедник "Тарханы" /[Общ. ред. Полукарова Л. и др.]. - М.: Воскресенье, 2002
3. Мельникова Т.М. "И дышит непонятная святая прелесть в них...": Рассказы о реликвиях Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" /Т.М. Мельникова. - Пенза, 2002.